ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Владимирская земля занимает особое место в становлении российской государственности, в развитии русской культуры. Занимает в течение нескольких столетий. Возвышение Владимира началось с 1157 г., и связано с деятельностью князя Андрея Боголюбского. Владимир более полутора столетий оставался фактической столицей Северо-Восточной Руси. Специалисты считают: архитектура Успенского собора во Владимире определила развитие храмового зодчества Северо-Восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор и Золотые ворота во Владимире, архитектурный ансамбль Суздаля – жемчужины древнерусской архитектуры, привлекающие внимание туристов. Интересные памятники и храмовой, и гражданской архитектуры сохранились в большинстве исторических городов области. Но, далеко не только славным прошлым и архитектурными памятниками значима Владимирская область.

С момента вступления России в индустриальную эпоху Владимирская земля стала одним из центров развития промышленности в центре страны. Это не удивительно. Во-первых, удобное расположение между Москвой и Нижним Новгородом. В Нижнем располагалась с 1817 г. Макарьевская ярмарка – ведущий оптовый рынок страны. Во-вторых, низкая производительность сельского хозяйства. Как писал Владимир Солоухин [1], урожай ржи в его родных краях (ныне Собинский район) составлял «сам – три», «сам – четыре». Особенно интенсивно развивались текстильные производства. Что вполне закономерно. И плотность населения в Центральном регионе была выше, и Москва была близко. Другие производства были развиты слабо. Правда, особое место заняли в России стекольные производства в Гусе – Хрустальном. В итоге, к началу I мировой войны, Владимирская губерния [2] по своему промышленному потенциалу, была второй, после Московской в центре России. Но специализация её промышленности (за исключением Коврова и Гуся – Хрустального) была преимущественно текстильной. Была и ещё одна особенность. Как отмечал в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза К.А. Мерецков, «являясь чисто административным центром, Владимир сильно отставал от Иваново-Вознесенска с его 60 тысячами пролетариев, от Шуи, Коврова, Гуся – фабрично-заводских городов и посёлков».[3]

Логично, что через несколько лет после Октябрьской революции, Владимирская губерния вошла в состав Ивановской Промышленной области, центром которой стал город с наиболее развитой промышленностью. В ИПО Владимир был достаточно скромным городом. И по населению, и, тем более, по промышленному потенциалу. Восстановлена Владимирская область была в августе 1944 г. Скорее из соображений восстановления исторической справедливости, чем по экономической целесообразности. Впрочем, преодоление односторонней текстильной специализации началось уже в годы первых пятилеток. Предприятия строились и реконструировались не только в областном центре, но и в других городах. Уже в послевоенные годы, создание Владимиро-Суздальского музея – заповедника, вероятно, притормозило промышленное строительство во Владимире. Зато интенсифицировало его в Коврове, который был весьма молодым городом (чуть более 200-х лет) и почти не имел исторических памятников. В результате, к 1991 г. машиностроение стало доминирующей отраслью производства в области. На него приходилось свыше 43% стоимости выпущенной продукции. Текстильная промышленность оставалось второй по значению, но ведущей в нескольких районных центрах (Камешково, Собинка). Явно недостаточно была развита пищевая промышленность, производство ряда товаров народного потребления. Неуклонно снижалась численность трудоспособного населения, занятого в сельском хозяйстве.

ХРУСТАЛЬ ПЛОХО ПРОДАЁТСЯ, МЕТАЛЛ ЗАКАЛЯЕТСЯ

Для экономики региона реформы оказались достаточно сложными. На первом этапе реформ в относительном выигрыше оказались регионы, обладающие запасами сырья и энергетических ресурсов, и ориентированные на экспорт. Запасы полезных ископаемых, разрабатываемых в области, ограничиваются только «широким ассортиментом сырья для производства строительных материалов». Добыча торфа не только в области, но и почти во всей России, неуклонно снижалась. Сейчас добыча торфа в области практически прекращена. Других энергоресурсов нет. При этом и машиностроение, и текстильная промышленность оказались в числе отраслей, где спад производства оказался наиболее ощутимым. Пострадали и другие отрасли, ориентированные на потребителя. Особенно болезненным оказалось угасание стекольных производств Гуся - Хрустального. Продукция производилась, но не была востребована рынком. Дело в том, что в советский период наличие дома предметов из хрусталя, казалось, показателем благополучия и достатка. Эти изделия имели в большинстве семей, но использовали не часто. Предметами первой необходимости они не являлись. Спрос на хрустальные изделия был крайне эластичным. При снижении доходов он снизился в разы. Обычный кризис перепроизводства. Продукция выпускалась, но ею же и зарплата выдавалась. Те, кто проезжал на поезде через станцию Вековка в любое время суток, мог видеть группы людей, стремящихся продать хрусталь пассажирам и проводникам. Такая схема позволяет выжить полгода – год. Максимум, два. Дальше угасание производств было неизбежным. Очень сложная ситуация складывалась в Коврове, где доминировали оборонные предприятия. Но в Коврове ситуацию подправить было легче. Ассортимент выпуска ключевых предприятий был шире. Конечно же, наиболее целеустремлённые предприниматели открывали новые производства и в самые сложные годы, создавали рабочие места.

Но, приоритетное значение для бюджета области в то время имели предприятия Кольчугина и Мурома. Кольчугино – единственный, вероятно, в Европейской России, город, названный в честь купца. Александр Кольчугин, московский купец, заложил здесь в 1871 г. завод, давший начало 2 ключевым предприятиям города – Заводу цветных металлов и заводу «Энергокабель». В 1937-40 гг. директором завода был Пётр Ломако [4]. О значении этих заводов говорит одно: осенью 1941 г. они были вывезены на Восток и возвращены на место лишь в конце 40-х.

Муром – один из старейших (с 862 г.) городов России. По числу и концентрации архитектурных памятников, историческая часть Мурома вполне сопоставима с Суздалью и Ростовом Великим. Не зря городом восхищался М. Горький. Понятно, откуда произошло прозвище легендарного богатыря Ильи, по преданию уроженца местного села Карачарова. Тем не менее, в Золотое Кольцо Муром не включили. Видимо, из-за размещения здесь в 40-50-ые годы, ряда, важных для оборонки производств. Именно работа этих заводов и выручала город в трудные годы. В последние несколько лет внимание экскурсий к Мурому существенно возросло. 8 июля стало нашим национальным Днём семьи, любви и верности. День выбран в честь Петра и Февронии, муромчан, канонизированных церковью в 1547 г. За день освоить маршрут Нижний Новгород – Муром можно. Москва – Муром: весьма проблематично. Значит, День семьи – чудесный стимул для развития в Муроме нескольких отраслей: пищевой промышленности, гостиничного хозяйства и производства сувениров.

Разумеется, инвестиционная привлекательность региона очень тесно связана с его имиджем. Стоит отметить ещё одно знаковое событие. Фатьяновский [5] праздник поэзии и песни, ежегодно с 1974 г., проводящийся в г. Вязники. С 1988 г. он носит статус Всероссийского праздника. Каждый год, в конце июля собираются на окраине города жители и гости города, выступают перед ними поэты и певцы. «Солнечная поляночка» слышала за эти годы Л. Зыкину, М. Магомаева, Л. Ошанина, Робертино Лоретти, И. Кобзона, В. Толкунову и тысячи менее известных поэтов и исполнителей. Кто знает, возможно, Фатьяновский праздник в чём-то помог предприятиям города выжить в самые трудные годы. Как помогали нашим бойцам песни Алексея Фатьянова в годы войны. А теперь – приступать к восстановлению и развитию, когда экономика вздохнула после кризиса и пошла на подъём.

БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ: КТО В АВАНГАРДЕ?

По итогам, 2012 г. область находилась на последнем месте среди областей, примыкавших к Московской, по объёму бюджетных расходов на душу населения. Требовались оптимальные управленческие решения, более активное привлечение ресурсов.

Обеспечение устойчивого экономического роста возможно только при проведении активной инвестиционной политики в промышленности и научно-технической сфере. Проведение данного курса началось не вчера, и не весной 2014 г., когда стали очевидными предстоящие трудности в ряде отраслей экономики. Уже в 2013 г. во Владимирской области было введено в эксплуатацию 16 новых промышленных производств. Объём инвестиций составил свыше 8 млрд. рублей, создано почти 1,5 тысячи новых рабочих мест.

Позитивный имидж региона не менее важен сейчас, когда в ряде отраслей экономики на повестку дня встало импортозамещение. Важно отметить, по импортозамещению Владимирская область смогла оказаться в числе лидеров. Область сумела доказать право войти в импортозамещение по оборонзаказу на 2 млрд. рублей. Как ожидается, в первую очередь, предприятия области готовы взять на себя производство тех компонентов оборонзаказа, которые до 2015 г. производились на Украине.

Какие же преимущества может продемонстрировать сейчас Владимирская область? В принципе, явных преимуществ у области не так много.

  • Транспортная инфраструктура. Через территорию области пройдёт высокоскоростная магистраль Москва – Казань. Заказы РЖД предприятиям области только в 2013 г. составили около 4 млрд. рублей. Активно реконструируется федеральная автомагистраль М-7. Восстановление работы аэропорта «Владимир» – тоже «плюс».
  • Наличие сильного машиностроительного комплекса. В конце мая 2015 г. в ходе форума «Владимирская область – территориальный центр импортозамещения» были подписаны соглашения о создании двух отраслевых центров импортозамещения. На базе машиностроительных предприятий Коврова создаётся отраслевой центр высокоточного машиностроения, станкостроения и робототехники. На базе предприятий Мурома будут производиться компоненты транспортной инфраструктуры и путевой техники.
  • Умение решать вспомогательные производственные задачи. Удачный пример: размещение вспомогательных производств Ковровского электромеханического завода на территории экономически депрессивных Меленковского и Камешковского районов.
  • Наконец, летом 2015 г. добавилось ещё одно преимущество. Ни инфраструктурное, ни производственное, ни управленческое, а организационное. Проведение молодёжного форума «Территория смыслов».

Автор: экономист Анатолий Лебедев



[1] Солоухин В.А. (1924 – 1997) – писатель, представитель «деревенской» прозы.

[2] В её состав тогда входили: западная часть современной Ивановской области и Орехово-Зуево.

[3] Мерецков К.А. «На службе народа» - М., 1971 г.

[4] Ломако П.Ф. (1904 – 1990) – в 1940 – 86 г.г. (с небольшими перерывами) – нарком, министр цветной металлургии СССР.

[5] Фатьянов А.И. (1919-1959) – советский поэт-песенник, автор текстов песен «Соловьи», «Где же вы, теперь, друзья – однополчане?»



Рейтинг: 0.0/10 (0 голосов всего)


ОБЩЕСТВО »

Сергей КУРНИКОВ: Начнём всё сначала

  О Сергее Сергеевиче Курникове мы писали еще в 2015 и 2016 гг.  Вернее, даже не о нем, а о замечательном микрорайоне &la...

«ГРЯЗНЫЕ» ДЕНЬГИ И МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Одной из характерных черт современн...


Известный итальянский архитектор - для реновации Москвы

Известный урбанист, автор концепции «чувствительной архитектуры», профессор Массачусетского технологического университета Карло Ратти и его команда разработали концепцию архитектуры, которая «чувствует» жителей и отвечает им. Архитектор-исследователь точно не знает...

КОГДА ОЖИДАТЬ НОВОЙ «ПЕРЕЗАГРУЗКИ»?

«Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет». Строки Владимира Высоцкого невольно вспоминаются при оценке состояния российско-американских отношений. Во второй половине 2014 г. эти отношения оказались в самой нижней точке за последние четверть века. ...