Константин ФОКИН: «Москва - самое благодатное место для формирования инновационной среды»

Старт на инновации был дан в России несколько лет назад. Правительство сформировало институты развития, разработало программы, и регионы рванули, состязаясь между собой в освоении инновационных технологий. Москва «кормила» молодые региональные инициативы финансами, радушно принимала инновационное сообщество страны на своих деловых площадках, но сама при этом, согласно существующим рейтингам, не входила даже в тридцатку инновационных городов страны.

Руководитель Центра инновационного развития г. Москвы Константин ФОКИННе вдаваясь в вопросы «Почему?», а сразу целясь на скорейшее исправление ситуации, Правительство Москвы приняло решение о создании осенью 2012 года Центра Инновационного развития города Москвы (ЦИР) – органа, отвечающего за поиск эффективных решений для инновационного развития столицы. И решения эти находятся благодаря большой коммуникационной и аналитической работе ЦИР с предпринимателями, инвесторами и учеными. Курирует работу ЦИР Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства.

О том, насколько успешно идет работа организации, рассказывает руководитель Центра инновационного развития г. Москвы Константин ФОКИН.

- Константин Петрович, на встрече с С.С. Собяниным 28 января 2013 г. Вы сказали, что «Москва традиционно является «Меккой» для российских ИТ компаний, но конкуренция с другими регионами усиливается, и городу нужны новые решения, чтобы сохранять лидерские позиции». Какие конкретно новые решения ждёт Москва от акселераторов? Будет ли город задавать вектор, ставить конкретные задачи?

- Встреча, о которой Вы упомянули, представляла собой презентацию Программы инкубирования технологий. Это мероприятие было организовано Центром инновационного развития Москвы совместно с городским Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства. Запуская эту программу, мы, безусловно, рассчитываем на рост интереса российских IT- компаний (и не только IT, но и высокотехнологиных инновационных компаний других сфер) к тому, чтобы «заземлиться» в нашем городе.

В чем суть программы? Здесь подходит метафора выбора между рыбой и удочкой. Программа инкубирования технологий – это способ обеспечить качественными высокопродуктивными удочками малые высокотехнологичные инновационные компании. В программе не будут никому раздавать деньги. Благодаря менторству, которое является основной и наиболее привлекательной частью программы бизнес-акселератора, благодаря краткосрочным обучающим курсам, возможности для инноваторов встретиться с заинтересованными инвесторами, возможности получить консультации профессионалов в важных для инновационного бизнеса сопутствующих сферах, таких как юриспруденция, маркетинг, PR, мы намерены «накачать» наиболее перспективные инновационные проекты. В дальнейшем, безусловно, какой-то отсев произойдет. Однако мы рассчитываем, что существенная часть компаний, выпускников акселераторов, найдет свое место на рынке, «пропишется» в Москве, а впоследствии, некоторые из них сумеют выйти на глобальный рынок. Обеспечение инноваторов удочками, а не рыбой, это важное новое решение для развития нашей инновационной экосистемы.

Отдельно хочу сказать о менторстве или предпринимательском наставничестве. Эта деятельность пока у нас недостаточно распространена и практически не институционализирована. Она нова и крайне интересна для нашей развивающейся высокотехнологичной среды. Сейчас идет становление новой общественной организации – Национальной ассоциации менторов. Я рассчитываю, что эта ассоциация окажет серьезную поддержку нашей программе и развитию бизнес-акселераторов.

Возвращаясь к Вашему вопросу, скажу, что Москва ждет от акселераторов увеличения количества высокотехнологичных компаний, охваченных программами ускоренного развития, повышения интереса к менторству как со стороны маститых предпринимателей, так и со стороны молодых инновационных компаний.

Что же касается конкретных векторов и областей, то Москву, безусловно, интересуют самые разные инновации, направленные на повышение качества жизни в городе. В это понятие входит комфорт, безопасность, улучшенная экологическая ситуация и многие другие параметры. Кроме названных моментов для городских властей важным является также сокращение затрат на содержание и развитие городской инфраструктуры.

- Есть такое мнение: сколько дерево не тяни за ветки вверх, быстрее оно не вырастет. Быть может, так же и инновации, которые мы выведем на глобальные рынки, должны вызреть, и никакие искусственные меры этот процесс не ускорят? И временной аспект (образно говоря – временной ценз) является определяющим, и ускорить его не смогут никакие инфраструктурные преференции. Ваши возражения этому мнению?

- Действительно, такое мнение существует. Совсем недавно мы обсуждали концепцию инновационной эксистемы «Тропический лес», которая как раз базируется на этом мнении. В ее основе лежит утверждение, что источником инноваций является развитая предпринимательская культура и инновационная среда.

Однако такая культура не может возникнуть ниоткуда. Создаваемая инфраструктура инноваций и государственная поддержка должны стать тем необходимым удобрением, на котором впоследствии вырастут отдельные высокотехнологичные лидеры. Эти лидеры в дальнейшем и будут постепенно формировать ту самую необходимую предпринимательскую культуру, которая, в свою очередь, будет генерировать инноваторов следующих поколений.

Продолжая Вашу метафору из мира растений, скажу следующее: посадите морковь на даче, ухаживайте за ней, вовремя поливайте, подкармливайте, а горсть семян посадите просто за забором и забудьте до осени. Угадайте, где будет лучше урожай? Речь не идет о времени. Речь идет, прежде всего, о качестве, результативности, урожайности, если хотите. Есть еще одно соображение и связано оно с историей и традициями нашей страны. Вспомните советскую индустриализацию и электрификацию. Никто в мире не верил, что за столь короткий срок в отсталой аграрной стране, после разрухи революции, гражданской и двух мировых войн можно построить сильную конкурентоспособную промышленность. Цена за это была заплачена очень высокая, безусловно. Но первым человеком в космосе стал гражданин СССР.

Я хочу сказать, что россияне в большинстве своем люди талантливые и предприимчивые. Это раз. И второе – традиции государственного протекционизма так сильны в нашей стране, что я уверен, в конечном итоге все усилия государства, а в нашем случае города, принесут свои плоды. Если бы я в это не верил, я бы этим не занимался.

- Секрет успеха Силиконовой Долины, как утверждают многие, заключается именно в бурлящей эмоциональной среде, в концентрации в одном месте множества креативных умов. Как Вы считаете, удастся ли у нас создать такую атмосферу? Каким образом?

- Эта атмосфера уже формируется. Вы давно были в бизнес-инкубаторе «Строгино» или в «Цифровом Октябре»? Москва, я думаю, самое благодатное место для ускоренного формирования такой бурлящей инновационной эмоциональной среды. Я считаю, что в Москве есть практически все составляющие этого «бурлящего котла». И наша задача общими усилиями запустить и ускорить эту химическую реакцию. А одним из ее катализаторов может и должен стать Центр инновационного развития Москвы.

Первая составляющая – это московские вузы. В Москве наибольшее количество вузов, имеющих статус исследовательских университетов, в них сконцентрирована мощная научно-исследовательская база, работают наиболее цитируемые в мире российские ученые. Именно московские вузы входят в различные мировые рейтинги высших учебных заведений по самым разнообразным критериям. В московских вузах самый высокий конкурс и самый серьезный отбор. Это позволяет концентрировать в Москве лучших молодых людей, которые при желании могут стать инноваторами.

Вторая составляющая – люди. Москва никогда не была закрытым городом, она всегда росла и развивалась за счет постоянного притока приезжающих со всей страны за лучшей жизнью амбициозных, целеустремленных людей.

Третий момент – институты развития. Штаб-квартиры РВК, РОСНАНО, ВЭБа, Фонда Бортника, Фонд «Сколково» расположены в Москве. Это значит, что здесь для начинающих высокотехнологичных бизнесов самый короткий путь до возможных государственных инвестиций. Когда я говорю короткий, имею в виду географический фактор.

Четвертый момент – крупные компании. Центральные офисы большинства государственных корпораций, разработавших собственные программы инновационного развития, находятся в Москве. Здесь же необходимо упомянуть крупные иностранные компании, которые также предпочитают начинать свой путь освоения российского рынка из Москвы. Наша общая задача вовлечь их всех в работу с начинающими инноваторами в самых различных качествах и направлениях: от инвестиций до менторства. Кроме того, многие из них работают в парадигме открытых инноваций, то есть являются потенциальными покупателями новых технологий.

Пятый момент – рынок. Москва, возможно, самый большой рынок инновационных решений для городского хозяйства. Население Москвы составляет 15 миллионов человек. Именно здесь востребованность инноваций может быть самой высокой в стране. Наличие растущего спроса на высокотехнологичные решения является еще одним драйвером развития инновационной среды.

Шестой момент. В Москве регулярно проходят различные мероприятия, собирающие российских и международных инвесторов, крупный и малый высокотехнологичный бизнес, студентов и выпускников вузов, представителей государства, высшей школы и общественных организаций. В Москве активно формируется широкая сеть объектов инфраструктуры для развития малых форм высокотехнологичного бизнеса. Уже создано несколько десятков технопарков, бизнес-инкубаторов и так далее. И мероприятия, и инкубаторы – это площадки для развития контактов, проведения встреч, взаимодействия всех групп, вовлеченных в процессы развития инновационного предпринимательства. И седьмое. Критическая масса людей, увлеченных инновациями и высокими технологиями, в Москве растет. Здесь же концентрируются успешные предприниматели и инноваторы. Их пример вдохновляет новичков. Так постепенно и формируется инновационная среда. И Центр инновационного развития приложит все необходимые усилия, чтобы процессы формирования этой инновационной предпринимательской среды шли активнее и результативнее.

- Суть программы инкубирования - поддержка действующих бизнес-инкубаторов и акселераторов, выращивающих бизнесы, ориентированные на глобальные рынки.

Но, предположим, этот выход состоялся, и бизнес-инкубатор создал истинно инновационный продукт, востребованный на глобальном рынке. Будут ли в этом случае какие-либо обязательства у бизнес-акселератора по отношения к «хозяевам площадки», к правительству Москвы, предоставившему её?

- Изначально, когда задумывался наш Центр, мы исходили из того, что все вложения московского правительства в программы развития инновационной среды и высокотехнологичного предпринимательства в Москве должны окупиться и вернуться с прибылью. Вопрос, что считать прибылью и откуда она возьмется?

Самое главное, что Москва должна получить – это увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг во внутреннем региональном продукте. Мы рассчитываем, что создав комфортные условия для малых инновационных компаний, сможем убедить их «прописаться» в Москве, основать здесь свою производственную базу. А это означает новые рабочие места и налоги.

Однако вопрос с закреплением инновационных компаний в Москве должен решаться в конкурентных рыночных условиях. Возможно, сейчас многие начинающие предприниматели мечтают оказаться в технопарке в Германии или в Силиконовой Долине. Но я уверен, что через непродолжительное время, условия работы инноваторов в Москве не только сравняются, но по каким-то критериям станут лучше, чем в Дюссельдорфе или Бостоне.

Есть мнение, что от нас далеко до глобальных рынков. Но сейчас и этот аргумент теряет свою значимость в связи с развитием средств связи. К тому же темпы развития IT-сектора в Индии, Китае и Сингапуре, которым до глобальных рынков тоже не близко, также опровергают этот аргумент.Ну и наконец, Москва готова и намерена закупать для собственных нужд высокотехнологичные инновационные продукты и услуги, которые будут возникать в результате деятельности малых инновационных компаний. Таким образом, Москва получает приоритетный доступ к новым технологиям и решениям, внедрив которые город будет становиться удобнее, безопаснее, чище, то есть лучше.

- Спасибо большое, Константин Петрович, за беседу! Успехов Вашей организации на благо всех москвичей!

Беседовала Светлана Шишлова


Рейтинг: 10.0/10 (1 голос всего)


БИЗНЕС-ИНТЕРВЬЮ »

Владимир Ченакин: с великаном по пути и без дорог

В этой статье разговор пойдет о незаменимых машинах-тяжеловесах производства Минского завода колесных тягачей. Эти машины приобретают для выполнения сложнейших работ – алмазные копи, золотоносные рудники, газовые и нефтяные месторождения, лесозаготовки, стройки. В Россию минские тягачи прих...

По абсолютной величине инвестиций мы занимаем одну из лидирующих позиций в стране

Инновационные процессы модернизации в равной степени затрагивают все регионы нашей страны.  В одних они происходят достаточно неторопливо, в других &n...


Раиса ЗОТОВА: Работаем мы на благо развития России

Наши учебные программы – это наше бесспорное преимущество. В настоящее время мы располагаем 19 программами, которые лицензированы нами в Министерстве Образования РФ.   Психология - очень точная наука, и ее результат всегда предсказуем. Это ве...

Геннадий НОВИКОВ: Трудимся для того, чтобы предотвращать пожары

Город Холмск – крупный экономический, промышленный и культурный центр Сахалинской области. История города претерпела многое – и периоды активного развития, и годы разрушений. Сегодня Холмск вновь планомерно развивается: построены новые дома, открыто множество магазинов и на целом ряде...