Любой развивающийся город, и особенно такой крупный и динамичный мегаполис, как Москва, стремится быть комфортным, безопасным, лучшим для своих жителей и гостей. И город прилагает серьезные усилия к решению этих задач. Москва постепенно меняется, инновационные решения, новейшие технологии и лучшие мировые практики управления внедряются в городскую среду и хозяйство. Каким образом инновации приходят в город? Как высокотехнологичным компаниям войти в число поставщиков Правительства Москвы? Ответы на эти вопросы – в интервью заместителя генерального директора ГБУ «Центр инновационного развития» Москвы Алексея Парабучева.
Что такое инновационная продукция и что служит критерием инноваций?
Как правило, это либо технологическая новизна, либо экономическая эффективность. Есть некоторый методологический спор, который, безусловно, продуктивен и осмыслен, но пока теоретики спорят между собой, практики должны принимать решения. Москва решила отталкиваться от трёх основных приоритетов. Во-первых, мы говорим о продукции, которая ранее в городе не применялась, во-вторых, эта продукция должна иметь лучшие по сравнению с аналогами технические и потребительские характеристики, и, в-третьих, её применение должно приводить к повышению экономической, социальной, энергетической или экологической эффективности. То есть – это продукция, которая обеспечивает новое качество жизни в городе и позволяет достигать экономического эффекта.
Перечень приоритетных продуктов и технологий, используемых в отраслях городского хозяйства, или Перечень инновационной продукции, был создан постановлением Правительства Москвы еще в 2012 году. В конце 2013 года Центру инновационного развития было поручено обновить и в дальнейшем осуществлять регулярную актуализацию перечня. Таким образом мы начали налаживать порядок отбора и включения продуктов и услуг в Перечень, методологию проведения экспертизы, производить оценку тех позиций, которые в Перечень были включены ранее. В результате проделанной работы мы выстроили чёткую систему, позволяющую департаментам закупать прошедшие экспертизу новые решения для города.
Какие наименования вошли в инновационный список?
На данный момент в Перечне инновационной продукции около 200 наименований. Доступ к информации из Перечня открыт для всех в сети Интернет на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и на сайте Центра инновационного развития. В Перечне представлены типы продуктов без указания конкретных производителей, марок и т.д. Например, электрические раздвижные пандусы - одна из новых позиций. Эти пандусы позволяют маломобильным категориям граждан беспрепятственно пользоваться всей городской инфраструктурой и не создают препятствий для обычных горожан. Независимая экспертиза определяет, насколько данный продукт является новым и перспективным для использования в городском хозяйстве, а отраслевые органы исполнительной власти (в данном случае - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства), со своей стороны обозначают готовность закупать такую продукцию.
Поддерживает ли государство каким-то образом развитие инновационной составляющей в госзакупках?
Безусловно, государство уделяет серьезное внимание закупкам инновационной продукции. Министерство экономического развития Российской Федерации инициировало работу по формированию перечней инновационных продуктов и услуг на федеральном уровне. В других регионах России также есть свои перечни инновационной продукции, хотя Москва в этом плане обладает, может быть, наиболее передовым опытом.
Сейчас московский Перечень - это живой инструмент, который обновляется, который включен и в закупочные циклы, и в циклы планирования. К которому, что очень важно, привязана 5% квота на закупку инновационной продукции. Системный подход к этому вопросу в Москве реализован в наиболее полном виде.
Что еще необходимо сделать?
В части развития данной системы для нас очень важно нормативно закрепить область предзакупочных процедур. Это касается проведения открытых запросов со стороны органов исполнительной власти, организации потока инновационных решений для выявления действительно работающих вариантов, и городского тестирования.
Очень важна работа с порталом поставщиков, который предоставляет возможность контактировать с городскими властями в инициативном порядке, где инициатором выступает сам бизнес. Так появляется более структурированное взаимодействие между городом с одной стороны, и инновационным сообществом – с другой. Это важный элемент государственной политики на уровне субъекта федерации.
Какие департаменты наиболее активны в составлении перечня инноваций?
Сейчас наиболее активные - это Департамент градостроительной политики, Департамент здравоохранения, Департамент ЖКХ, Департамент социальной защиты, Департамент физической культуры и спорта. Наибольшее количество позиций инициировано с их стороны. В 2015-м году мы планируем активизировать работу с теми департаментами, которые пока не проявляют активности на ниве инноваций. Важно отметить, что такие департаменты, как, например, Департамент транспорта и подведомственные ему организации, применяют достаточно широкий спектр новых решений, но пока не учитывают их в Перечне. При этом данные закупки не включаются в 5% квоту на инновации, определенную решением столичных властей.
В чем особенность закупок инновационной продукции?
Когда речь идет о поиске инноваций, то для того чтобы найти решение, которое бы оптимально подходило под все требования, нужно получить доступ к наиболее широкому спектру доступных решений. При этом вы совершенно не знаете, какие решения этой же проблемы есть в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, во Владивостоке, Нью-Йорке, Мадриде и других крупных городах, где, возможно, тоже есть инновационные компании, работающие в этой сфере. А ведь эти разработчики могли бы выйти на рынок Москвы и предложить более интересные решения городскому заказчику.
Для широкого поиска решений под конкретную проблему существует формат предзакупочной деятельности, который называется по-английски call for solutions, то есть запрос на решение. Либо еще open challenge, то есть открытый вызов. Смысл этого формата в том, что со стороны города или конкретного хозяйствующего субъекта формируется запрос на поиск решения определенной проблемы. Это не закупка, а предзакупочная процедура, в рамках которой компании предлагают свои решения.
После того, как решения представлены, они проходят экспертизу, после которой отбираются наиболее подходящие. Как правило, таких решений немного. Далее город берет их на тестирование и выясняет все плюсы и минусы. И только после того, как тестирование закончено, принимается решение о допуске к закупке по стандартной процедуре.
Разумеется, многие находимые решения при такой схеме оказываются еще «не докрученными», они требуют доработки, чтобы быть взятыми на вооружение городом. Но это не означает, что на них поставлен крест. У производителя всегда есть возможность их доработать, устранив выявленные недостатки, и снова попытать счастья в конкурсе. Это очень важный механизм, потому что он позволяет обеспечивать обратную связь между разработчиками и рынком.
Может ли отечественная инновационная продукция конкурировать с аналогичной иностранной?
Я бы переформулировал вопрос так: «Есть ли у нас компании, которые в определенном сегменте могут сделать хорошее, интересное предложение?» Отечественная инновационная продукция, безусловно, доступнее для государственного заказчика. Прежде всего потому, что отечественным компаниям проще работать на том рынке, на котором они уже физически присутствуют. При этом, безусловно, есть отечественные компании, которые представляют очень интересные решения в сфере энергетики, биофармокологии, телекоммуникаций. Но есть сферы, которые во многом связаны с необходимостью делать большие инвестиции в разработку и производство. Тут отечественным производителям сложнее. Хотя, в общем-то, если поискать, то всегда можно найти что-то интересное.
Насколько инновационная продукция повышает эффективность госзаказов в целом?
Это вопрос контроля, вопрос фактической прозрачности процедур. С другой стороны, та часть инновационных закупок, о которой я рассказывал, то есть предзакупочная деятельность, сиcтема открытых запросов, безусловно, делает сам процесс закупки намного более прозрачным. В ходе отбора, тестирования и других процедур становится более понятным, почему какие-то новые решения получают зеленый свет, а какие-то - нет.