О железной дороге в Америку и не только

Умы великих экономистов мыслят глобально, это известно. Но все равно, каждый раз, когда встречаешься с обладателем такого ума, восхищение его талантом мышления удивляет, как в первый раз. Для меня обладателем великого ума является известный экономист, академик РАН, Доктор экономических наук, профессор, академик РАН, директор Института проблем рынка РАН Николай Яковлевич ПЕТРАКОВ. Как бывает удивительно, слушая его, вдруг понимать всю простоту и обыденную целесообразность устройства мира, со всей его экономикой, тенденциями и перспективами.

Доктор экономических наук, профессор, академик РАН, директор Института проблем рынка РАН Николай Яковлевич ПЕТРАКОВ

Николай Яковлевич неоднократно давал интервью нашему журналу. В первый раз это было при выпуске нашего первого номера – более трех лет назад. И время показало, что простые и гениальные мысли академика актуальны сегодня так, как будто были озвучены только что. Так, давайте вспомним их и сопоставим с реалиями сегодняшнего дня.

«Я считаю, - сказал тогда Николай Яковлевич («Время Инноваций», №1, статья «Об инновационном развитии экономики»), - что идея организации систем развития - это проблема, которую нужно связывать с задачами интеграции в мировое пространство, в мировой экономический рынок. Мы считаемся сырьевой державой, и, конечно, наши руководители ожидают, что вскоре мы за счет развития интернета и высоких технологий прорвемся вперёд. Но они забывают, что здесь нам прорваться очень трудно. Мы отстали по интеллектуальному и научному потенциалу и практически навсегда отстали по всей области высоких и высочайших технологий».

Трудно не согласиться. Сколько ни говори «Сахар-сахар», во рту слаще не станет. Инновации – одно из самых употребляемых сегодня слов. И кому, как не нам, журналу самим своим названием говорящим, что мы – за инновации, что мы – за развитие, искренне желать этого развития. Но, вместе с тем, приходится констатировать, что новых инновационных продуктов, конкурентоспособных, созданных именно благодаря той мощной государственной поддержке, что инициирована руководством страны, мы почти не наблюдаем.

Конечно, есть определенные успехи. Как не быть? Конечно, радует внимание к молодежи, детям. Радует то, что вкус к изобретательству, инновациям прививают им с детства. Хотя, было бы неплохо, если бы некоторые институты развития делали в своей работе акцент всё же не на воспитательной работе, а на формировании условий (правовых, юридических, практических) для создания и вывода на рынки тех самых инновационных продуктов.

И сейчас, когда слово «Кризис», еще не звучит в официальных информационных каналах, но его едва видимые черты становятся всё явственнее, невольно задаешься вопросом: «Как нам прорваться? В чем наш ресурс? На что стране сделать ставку?». (Подсказка про газ и нефть не принимается).

Любой домохозяин знает, что и как ему нужно продать, чтобы получить деньги и на них расти и строиться дальше. Это же так просто! Так, что же мы, Россия, можем такого продать, чтобы и денег заработать, и территории при этом развивать?

А что у нас есть? А есть у нас выгодное месторасположение. И еще есть у нас уникальная наша природная чистота. Незагаженная экология, нетронутые, в тысячи квадратных метров, территории чистой природы. Вот именно об этом еще три года назад сказал и Николай Петраков.

«Мы – страна, находящаяся между двумя высокотехнологичными географическими центрами: Западной Европой и Японией, Южной Кореей, другими высокотехнологичными странами Юго-Восточной Азии. То есть, мы оказались между двумя высокими технологиями, и в этом смысле мы – транзитное государство, транзитники.

Россия не имеет ни одной скоростной автодороги и ни одной по-настоящему скоростной железной дороги. Конечно, у нас есть Сапсаны, но они почти в два раза уступают в скорости японским и китайским скоростным железным дорогам. Задачи связи между Европой с развитыми странами Юго-Востока наша транспортная система не решает.

А ведь, на самом деле, это важно не только для того, чтобы «собирать» транзитные деньги (ведь мы постоянно решаем вопросы установки транспортных тарифов, поскольку это большой вклад в доход государства), но и для модернизации всей нашей страны.

Вспомним, что дала России транссибирская магистраль? Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Хабаровск – это города, расположенные на железной дороге, и это обстоятельство, во многом, определило их развитие. По сути, всё пространственное развитие Сибири – это промышленные и культурные центры, которые создавались вдоль транспортной магистрали».

Действительно, как тут не согласиться, что дороги – это то, без чего невозможно не только развитие, но и просто жизнь. Дороги - это кровеносная система организма экономики нашей страны, её социальной жизни. Достойные дороги, способные, хотя бы обеспечить потребности маятниковой трудовой миграции (утром – на работу в районный или областной центр, вечером – домой) во многом решили бы проблему умирания многих российских территорий, ранее – вполне жилых и заселённых. Разве мало у нас городов-призраков?

Но вернемся к словам известного экономиста.

«Если говорить о транзите, то у нас нет и скоростных дорог, связывающих, скажем, центр России с Ростовом, Северным Кавказом. В строительстве скоростных дорог мы отстали, практически, на 100 лет. В Германии их стали создавать в начале 30-х годов, в Соединенных Штатах Рузвельт стал строить автомагистрали в 29-30 году, что и вывело страну из кризиса. Сегодня Президент США Обама говорит, что США отстали по строительству железных скоростных дорог.

История говорит, что для того, чтобы поднять экономику государства на новый уровень и создать рабочие места, нужно создавать высокотехнологичный «Шелковый путь ХХI века». Поэтому я считаю, что главной национальной программой должна стать программа развития скоростных железных и шоссейных дорог. И осуществляться она должна на принципах государственно-частного партнерства, поскольку для создания дорожной инфраструктуры нужны мотели, заправочные станции, ремонтные предприятия и многое другое. Всё это может сделать частный капитал, а «застрельщиком» здесь должно выступать государство.

В этой связи, напомню, что в Китае научились строить скоростные железные дороги, и сейчас там испытываются поезда со скоростью 400 км в час. Вместе с тем, одна из программ китайской экономики – это программа строительства 30 ледоколов. Для чего? Для того чтобы с их помощью транспортировать грузы в Европу, мимо Чукотки через Северный морской путь. Аргументом в пользу этой программы там считают тенденцию к потеплению и таянию льдов. Но, насколько реальной не оказалась бы данная тенденция, все равно речь идет не более чем о двух-трех месяцах навигации. И для этого страна создает 30 огромных ледоколов!

А, может быть, Китаю было бы выгоднее «вложиться» в наши скоростные железные дороги? Это будет дешевле и эффективнее, чем возить товар в Европу через Ледовитый океан, или через Гонконг, Сомали и стоять в длинных очередях в Суэцком канале, что в 3-4 раза дольше, нежели возить через Россию даже при наших сегодняшних железных дорогах».

И словно в унисон давно сказанному – свежая сногсшибательная информация о том, что в Китае готовится к реализации фантастический проект строительства высокоскоростной железной дороги со своей территории, через Россию - в Соединенные Штаты. Предположительно линия пройдет из Северо-Западного Китая в Сибирь, затем через тоннель под Тихим океаном на Аляску и далее - в Канаду, а оттуда в континентальную часть США.

Проект под кодовым названием "Железная дорога Китай - Россия - Канада - США" протянется на 13 тыс. км - это на 3 тыс. км больше, чем Транссибирская магистраль. Путешествие по всей дороге займет два дня, средняя скорость поезда при этом будет около 350 км/ч.

Безусловно, реализация такого проекта просто за уши вытянула бы нас из той разверзающейся финансовой ямы, что, увы, не исключена на нашем пути, если мы продолжим сидеть на «нефтяной игле». Нам само наше географическое расположение даёт все основания «стричь купоны», исходя из элементарных принципов возмездности сервитута, да и собственные территории при этом развивать.

И второй путь инновационного развития России (именно – инновационного, поскольку инновации – это прерогатива не только производства высокотехнологичной продукции, но и развития экономики посредством инноваций в системах управления) – это использование нашего выгодного, по сравнению с Европой, состояния экологии. Наш интервьюер по этому поводу сказал тогда следующее.

«…Второй аспект заключается в том, что мы, весь мир, к сожалению, занимаемся сейчас загрязнением окружающей среды. Образно говоря, Западная Европа уже попала в ловушку: генномодифицированные продукты (ЕЭС дала разрешение даже на производство генномодифицированного картофеля), грязные Рейн, Дунай, Сена, где купаться давно нельзя. С точки зрения экологии, Европа поставлена на грань серьезных проблем со здоровьем.

Конечно, мы тоже много загрязняем. Но у нас есть огромные экологически чистые территории, именно огромные – например, Центральное Черноземье. Можно считать плюсом то, что по статистике, начиная с 90-х годов, подавляющую часть наших минеральных удобрений и ядохимикатов мы отправляли на запад, и сегодня сельское хозяйство испытывает нехватку и того, и другого. Может быть, это и к лучшему? Дело в том, что в Западной Европе цена на экологически чистые продукты в три-четыре раза выше, чем на обычные продукты. А у нас есть все условия для того, чтобы создать большой экспортный сектор экологически чистых товаров. Разумеется, за тем, что мы, действительно, выращиваем чистые экологические продукты, должен быть международный контроль – комиссии под главенством ООН. И это вполне реально».

Эти слова не легли в основу новой государственной стратегии или программы, но сама жизнь уже доказывает их состоятельность, в силу их злободневной и элементарной целесообразности.

По роду своей работы общаться приходится очень много, и в большой степени – с предпринимателями из регионов. И как часто приходится радоваться, восхищаться их изобретательностью, их умением созидать, организовывать и находить деньги, что называется, прямо «на земле» (в прямом и переносном смыслах).

Предприимчивые люди сами понимают ценность того, что предлагает им природа, и по стране уже идёт активный процесс создания небольших перерабатывающих предприятий по производству экологически чистых продуктов. Как радуется слух, когда в наименованиях их продукции звучит: «Оленина, сёмга, морошка, масло кедровое и т.д…». Кстати, чаще всего, спрос тут опережает предложение, поскольку интерес к такой продукции, особенно со стороны потенциальных зарубежных партнеров, очень высок. Так говорят сами предприниматели. Но они также нуждаются в поддержке государства, нуждаются в доступных кредитах, и им непросто. Плюс к этому – вышеупомянутые проблемы с дорогами, то есть - с логистикой.

Кстати, о логистике. Недавно для меня стало открытием, что наибольший доход в экономику одного из самых благополучных государств мира – в Арабские Эмираты – приходит из транспортно-логистического сектора, а вовсе не от продажи природных углеводородов. Эмиратам тоже очень повезло с географическим положением. Просто, они сумели извлечь из этого выгоду.

«Вот именно здесь может быть организован большой прорыв, а не в создании Айфонов - мы никогда не внедримся туда. И потребность в экологически чистых продуктах будет увеличиваться по нарастающей, по мере того, как запад будет увязать в своих экологически грязных технологиях».

И в заключение приведу, в качестве вывода, слова Николая Яковлевича Петракова, за три года не потерявшие своей актуальности. И если эти слова не сумели привлечь внимания наших государственных стратегов тогда, то очень хочется надеяться, что привлекут сегодня.

«Возвращаясь к теме транзитного положения России, очень важно понимать следующее: есть понятия региональной экономики и пространственной экономики. Региональная экономика подразумевает развитие каких-либо отдельных регионов и осуществление связи между ними.

Пространственная же экономика предполагает комплексное развитие и освоение всей территории страны, учитывая и тенденции развития соседствующих государств. Пространственная экономика очень важна, потому что, развивая территории, мы можем использовать и иностранный капитал».


Светлана Шишлова



Рейтинг: 10.0/10 (3 голосов всего)


ИННОВАЦИИ »

Международную энергетическую премию «Глобальная энергия» вручили в Москве

Сегодня состоялась Торжественная церемония вручения Международной энергетической премии «Глобальная энергия». По поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина награду лауреатам 2018 года академику РАН Сергею Алексеенк...

Маркетинг в ЖКХ должен быть социально направленным

Справка 1959 год - создание водопроводно-канализационного хозяйства города Аши, пущен в эксплуатацию первый водоисточник и первая очередь очистных сооружений; 19...


Премию RUSNANOPRIZE 2012 года получил Сергей Лукьянов

Лауреатом премии RUSNANOPRIZE-2012 стал доктор биологических наук, академик РАН Сергей Лукьянов, разработавший технологию и создавший производство уникальных флуоресцентных белков. Наградной символ и памятный диплом так же был вручен вице-президенту американской компании Cl...

ИНОВИНКИ

Солнечную энергию теперь можно получить с любой поверхности Солнечная пан...