Константин ФОКИН: «Москва - самое благодатное место для формирования инновационной среды»

Старт на инновации был дан в России несколько лет назад. Правительство сформировало институты развития, разработало программы, и регионы рванули, состязаясь между собой в освоении инновационных технологий. Москва «кормила» молодые региональные инициативы финансами, радушно принимала инновационное сообщество страны на своих деловых площадках, но сама при этом, согласно существующим рейтингам, не входила даже в тридцатку инновационных городов страны.

Руководитель Центра инновационного развития г. Москвы Константин ФОКИННе вдаваясь в вопросы «Почему?», а сразу целясь на скорейшее исправление ситуации, Правительство Москвы приняло решение о создании осенью 2012 года Центра Инновационного развития города Москвы (ЦИР) – органа, отвечающего за поиск эффективных решений для инновационного развития столицы. И решения эти находятся благодаря большой коммуникационной и аналитической работе ЦИР с предпринимателями, инвесторами и учеными. Курирует работу ЦИР Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства.

О том, насколько успешно идет работа организации, рассказывает руководитель Центра инновационного развития г. Москвы Константин ФОКИН.

- Константин Петрович, на встрече с С.С. Собяниным 28 января 2013 г. Вы сказали, что «Москва традиционно является «Меккой» для российских ИТ компаний, но конкуренция с другими регионами усиливается, и городу нужны новые решения, чтобы сохранять лидерские позиции». Какие конкретно новые решения ждёт Москва от акселераторов? Будет ли город задавать вектор, ставить конкретные задачи?

- Встреча, о которой Вы упомянули, представляла собой презентацию Программы инкубирования технологий. Это мероприятие было организовано Центром инновационного развития Москвы совместно с городским Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства. Запуская эту программу, мы, безусловно, рассчитываем на рост интереса российских IT- компаний (и не только IT, но и высокотехнологиных инновационных компаний других сфер) к тому, чтобы «заземлиться» в нашем городе.

В чем суть программы? Здесь подходит метафора выбора между рыбой и удочкой. Программа инкубирования технологий – это способ обеспечить качественными высокопродуктивными удочками малые высокотехнологичные инновационные компании. В программе не будут никому раздавать деньги. Благодаря менторству, которое является основной и наиболее привлекательной частью программы бизнес-акселератора, благодаря краткосрочным обучающим курсам, возможности для инноваторов встретиться с заинтересованными инвесторами, возможности получить консультации профессионалов в важных для инновационного бизнеса сопутствующих сферах, таких как юриспруденция, маркетинг, PR, мы намерены «накачать» наиболее перспективные инновационные проекты. В дальнейшем, безусловно, какой-то отсев произойдет. Однако мы рассчитываем, что существенная часть компаний, выпускников акселераторов, найдет свое место на рынке, «пропишется» в Москве, а впоследствии, некоторые из них сумеют выйти на глобальный рынок. Обеспечение инноваторов удочками, а не рыбой, это важное новое решение для развития нашей инновационной экосистемы.

Отдельно хочу сказать о менторстве или предпринимательском наставничестве. Эта деятельность пока у нас недостаточно распространена и практически не институционализирована. Она нова и крайне интересна для нашей развивающейся высокотехнологичной среды. Сейчас идет становление новой общественной организации – Национальной ассоциации менторов. Я рассчитываю, что эта ассоциация окажет серьезную поддержку нашей программе и развитию бизнес-акселераторов.

Возвращаясь к Вашему вопросу, скажу, что Москва ждет от акселераторов увеличения количества высокотехнологичных компаний, охваченных программами ускоренного развития, повышения интереса к менторству как со стороны маститых предпринимателей, так и со стороны молодых инновационных компаний.

Что же касается конкретных векторов и областей, то Москву, безусловно, интересуют самые разные инновации, направленные на повышение качества жизни в городе. В это понятие входит комфорт, безопасность, улучшенная экологическая ситуация и многие другие параметры. Кроме названных моментов для городских властей важным является также сокращение затрат на содержание и развитие городской инфраструктуры.

- Есть такое мнение: сколько дерево не тяни за ветки вверх, быстрее оно не вырастет. Быть может, так же и инновации, которые мы выведем на глобальные рынки, должны вызреть, и никакие искусственные меры этот процесс не ускорят? И временной аспект (образно говоря – временной ценз) является определяющим, и ускорить его не смогут никакие инфраструктурные преференции. Ваши возражения этому мнению?

- Действительно, такое мнение существует. Совсем недавно мы обсуждали концепцию инновационной эксистемы «Тропический лес», которая как раз базируется на этом мнении. В ее основе лежит утверждение, что источником инноваций является развитая предпринимательская культура и инновационная среда.

Однако такая культура не может возникнуть ниоткуда. Создаваемая инфраструктура инноваций и государственная поддержка должны стать тем необходимым удобрением, на котором впоследствии вырастут отдельные высокотехнологичные лидеры. Эти лидеры в дальнейшем и будут постепенно формировать ту самую необходимую предпринимательскую культуру, которая, в свою очередь, будет генерировать инноваторов следующих поколений.

Продолжая Вашу метафору из мира растений, скажу следующее: посадите морковь на даче, ухаживайте за ней, вовремя поливайте, подкармливайте, а горсть семян посадите просто за забором и забудьте до осени. Угадайте, где будет лучше урожай? Речь не идет о времени. Речь идет, прежде всего, о качестве, результативности, урожайности, если хотите. Есть еще одно соображение и связано оно с историей и традициями нашей страны. Вспомните советскую индустриализацию и электрификацию. Никто в мире не верил, что за столь короткий срок в отсталой аграрной стране, после разрухи революции, гражданской и двух мировых войн можно построить сильную конкурентоспособную промышленность. Цена за это была заплачена очень высокая, безусловно. Но первым человеком в космосе стал гражданин СССР.

Я хочу сказать, что россияне в большинстве своем люди талантливые и предприимчивые. Это раз. И второе – традиции государственного протекционизма так сильны в нашей стране, что я уверен, в конечном итоге все усилия государства, а в нашем случае города, принесут свои плоды. Если бы я в это не верил, я бы этим не занимался.

- Секрет успеха Силиконовой Долины, как утверждают многие, заключается именно в бурлящей эмоциональной среде, в концентрации в одном месте множества креативных умов. Как Вы считаете, удастся ли у нас создать такую атмосферу? Каким образом?

- Эта атмосфера уже формируется. Вы давно были в бизнес-инкубаторе «Строгино» или в «Цифровом Октябре»? Москва, я думаю, самое благодатное место для ускоренного формирования такой бурлящей инновационной эмоциональной среды. Я считаю, что в Москве есть практически все составляющие этого «бурлящего котла». И наша задача общими усилиями запустить и ускорить эту химическую реакцию. А одним из ее катализаторов может и должен стать Центр инновационного развития Москвы.

Первая составляющая – это московские вузы. В Москве наибольшее количество вузов, имеющих статус исследовательских университетов, в них сконцентрирована мощная научно-исследовательская база, работают наиболее цитируемые в мире российские ученые. Именно московские вузы входят в различные мировые рейтинги высших учебных заведений по самым разнообразным критериям. В московских вузах самый высокий конкурс и самый серьезный отбор. Это позволяет концентрировать в Москве лучших молодых людей, которые при желании могут стать инноваторами.

Вторая составляющая – люди. Москва никогда не была закрытым городом, она всегда росла и развивалась за счет постоянного притока приезжающих со всей страны за лучшей жизнью амбициозных, целеустремленных людей.

Третий момент – институты развития. Штаб-квартиры РВК, РОСНАНО, ВЭБа, Фонда Бортника, Фонд «Сколково» расположены в Москве. Это значит, что здесь для начинающих высокотехнологичных бизнесов самый короткий путь до возможных государственных инвестиций. Когда я говорю короткий, имею в виду географический фактор.

Четвертый момент – крупные компании. Центральные офисы большинства государственных корпораций, разработавших собственные программы инновационного развития, находятся в Москве. Здесь же необходимо упомянуть крупные иностранные компании, которые также предпочитают начинать свой путь освоения российского рынка из Москвы. Наша общая задача вовлечь их всех в работу с начинающими инноваторами в самых различных качествах и направлениях: от инвестиций до менторства. Кроме того, многие из них работают в парадигме открытых инноваций, то есть являются потенциальными покупателями новых технологий.

Пятый момент – рынок. Москва, возможно, самый большой рынок инновационных решений для городского хозяйства. Население Москвы составляет 15 миллионов человек. Именно здесь востребованность инноваций может быть самой высокой в стране. Наличие растущего спроса на высокотехнологичные решения является еще одним драйвером развития инновационной среды.

Шестой момент. В Москве регулярно проходят различные мероприятия, собирающие российских и международных инвесторов, крупный и малый высокотехнологичный бизнес, студентов и выпускников вузов, представителей государства, высшей школы и общественных организаций. В Москве активно формируется широкая сеть объектов инфраструктуры для развития малых форм высокотехнологичного бизнеса. Уже создано несколько десятков технопарков, бизнес-инкубаторов и так далее. И мероприятия, и инкубаторы – это площадки для развития контактов, проведения встреч, взаимодействия всех групп, вовлеченных в процессы развития инновационного предпринимательства. И седьмое. Критическая масса людей, увлеченных инновациями и высокими технологиями, в Москве растет. Здесь же концентрируются успешные предприниматели и инноваторы. Их пример вдохновляет новичков. Так постепенно и формируется инновационная среда. И Центр инновационного развития приложит все необходимые усилия, чтобы процессы формирования этой инновационной предпринимательской среды шли активнее и результативнее.

- Суть программы инкубирования - поддержка действующих бизнес-инкубаторов и акселераторов, выращивающих бизнесы, ориентированные на глобальные рынки.

Но, предположим, этот выход состоялся, и бизнес-инкубатор создал истинно инновационный продукт, востребованный на глобальном рынке. Будут ли в этом случае какие-либо обязательства у бизнес-акселератора по отношения к «хозяевам площадки», к правительству Москвы, предоставившему её?

- Изначально, когда задумывался наш Центр, мы исходили из того, что все вложения московского правительства в программы развития инновационной среды и высокотехнологичного предпринимательства в Москве должны окупиться и вернуться с прибылью. Вопрос, что считать прибылью и откуда она возьмется?

Самое главное, что Москва должна получить – это увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг во внутреннем региональном продукте. Мы рассчитываем, что создав комфортные условия для малых инновационных компаний, сможем убедить их «прописаться» в Москве, основать здесь свою производственную базу. А это означает новые рабочие места и налоги.

Однако вопрос с закреплением инновационных компаний в Москве должен решаться в конкурентных рыночных условиях. Возможно, сейчас многие начинающие предприниматели мечтают оказаться в технопарке в Германии или в Силиконовой Долине. Но я уверен, что через непродолжительное время, условия работы инноваторов в Москве не только сравняются, но по каким-то критериям станут лучше, чем в Дюссельдорфе или Бостоне.

Есть мнение, что от нас далеко до глобальных рынков. Но сейчас и этот аргумент теряет свою значимость в связи с развитием средств связи. К тому же темпы развития IT-сектора в Индии, Китае и Сингапуре, которым до глобальных рынков тоже не близко, также опровергают этот аргумент.Ну и наконец, Москва готова и намерена закупать для собственных нужд высокотехнологичные инновационные продукты и услуги, которые будут возникать в результате деятельности малых инновационных компаний. Таким образом, Москва получает приоритетный доступ к новым технологиям и решениям, внедрив которые город будет становиться удобнее, безопаснее, чище, то есть лучше.

- Спасибо большое, Константин Петрович, за беседу! Успехов Вашей организации на благо всех москвичей!

Беседовала Светлана Шишлова


Рейтинг: 10.0/10 (1 голос всего)


БИЗНЕС-ИНТЕРВЬЮ »

Николай САБЫНА: «Решение жилищного вопроса – наша основная задача»

В 1997 году правительством РФ для развития ипотеки в стране было создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (ОАО «АИЖК»). Сегодня ОАО «АИЖК» взаимодействует с региональными операторами почти во всех регионах страны. Но, несмотря на единый принцип работы региональных агентств в...

Закулисье городской чистоты

Цивилизация шагает вперёд, не оглядываясь. Любую потребность человека, будь то еда, одежда, лекарства, любые другие вещи, рынок удовлетворяет, преподносит незамед...


Людмила ЧУМАКОВА: Инновационный рециклинг органических отходов как альтернатива захоронению на полигоне и сжиганию

Многие ли из нас задумывались о том, насколько важны для нас, нашей экологии современные рециклинговые производства? А потребность в них, судя по всему, будет увеличиваться в геометрической прогрессии, по мере возрастания нашей заботы об экологии. Ведь, согласно данным Федеральной службы ...

Валерий Бабец: Находить понимание у собственников удаётся

Управляющая компания «Крепость» из Комсомольска-на Амуре – одна из крупнейших организаций города в сфере ЖКХ. Пятый год работает компания. И, как оказалось, это срок вполне достаточный, чтобы выйти в лидеры. Да и как иначе, если возглавляет организацию руководитель, за плечами которого мног...