Технология производства наноцемента разработана достаточно давно. И на ее авторство, как известно, претендовали разработчики из Обнинска, Белгорода и Москвы. Но ведущим специалистам отрасли прекрасно известно, что первым и единственныи разоработчиком наноцемента в нашей стране является генеральныйц директор ОАО «МосковскийИМЭТ», академик РАЕН Марсель Янович Бикбау, который еще в 2008 году выпустил книгу, огромный научный труд «Нанотехнологии в производстве цемента».
От идеи до реализации, как известно, долгий путь. И вот появилась надежда, что этот непростой путь, наконец, достигнет желанной цели. А цель простая – реализация уникальной российской разработки, крайне необходимой для высококачественного строительства жилья, дорог, аэродромов, промышленных и стратегтчески важных обхектов. Наноцемент – это новые параметры качества и новые горизонты в проектировании.
Именно об этом говорили специалисты отрасли, собравшиеся на «круглый стол» в здании ОАО «Московский ИМЭТ».
Заседание было посвящено теме развития цементно-бетонных производств в современных условиях, на нем присутствовали руководители предприятий отрасли.
Открыл заседание «круглого стола» М.Я. Бикбау.
- Наука живет трудно, но, тем не менее, мы живы и существуем. Я намерен сейчас рассказать о той части, которая связана с перспективностью наших изысканий. Не взирая на достаточно сложную реализационную атмосферу, мы с коллегами предприняли определенные действия, нацеленные на реализацию наших давних, но по сей день чрезвычайно актуальных достижений.
На нашем «круглом столе» присутствует представитель РОСНАНО Александ Петушков. Будет интересно и полезно, если он посветит нас о том, что сегодня делает РОСНАНО для того, чтобы ученые и специалисты отчетливее представляли себе перспективы и возможности того что могут они сегодня сделать для страны в новых условиях.
И потом поговорим о результатах, до которых мировая наука еще не дошла.
Что мы видим сегодня? Что по нашим следам идут ученые всего мира. Я искренне надеюсь что мы дойдем до радикального изменения в части производства цемента. Сегодня цемент «зачух», и то, что весь мир делает в этом плане - это вчерашний день. Конечно, нас сегодня ждут совершено новые перспективы технологии бетона, отличные от того варианта, в каком сейчас в нашей стране сплошняком используются низкомарочные бетоны, которые затем бесконечно ремонтируют, включая процессы старения, коррозии и другие.
Недавно я делал доклад на одном из форумов, и мне был задан вопрос: «Насколько подвержены ваши наносодержащие бетоны коррозии?». Я ответил: «Коррозии в таких бетонах не происходит вообще». Многие в аудитории, скажу прямо, были крайне удивлены этим заявлением, что лишний раз показывает, что мы в своей стране совсем не осведомлены даже о тех достижениях, которые, по сути, должны оказывать влияние на развитие страны. Ведь цементы, бетоны – это стратегические материалы.
В настоящее время цементные заводы по всему миру производят практически одинаковый продукт, качество которого определяется марочностью, включающей комплекс требований к строительно-техническим свойствам, при этом ключевыми характеристиками является прочность тестируемых образцов бетона на сжатие и изгиб в 28 суток твердения с различными вариациями по темпу набора прочности до этого периода. Предлагаемая технология наноцемента на порядок выше по всем параметрам.
И это неоднократно доказано.
Далее слово взял Павел Быстров, (РОСНАНО).
- Есть Совершенно конкретные вещи, которыми мы должны сегодня заняться, у РОСНАНО есть некая целевая задача найти несколько абсолютно практических проектов, которые были бы реализованы сегодня не столько в рамках высоких научных достижений, сколько в конечной продукции. Естественно с неким содержанием наносоставляющих.
Распоряжение Правительства от 7 ноября четко определило понятия нанотехнологической продукции. И проекты, связанные с производством нанотехнологической продукции, сегодня являются главным приоритетом РОСНАНО.
Поэтому одним из тех проектов, которые нам хотелось бы сегодня обсудить за этим столом, является возможность создания производства наноцемента, в котором будут присутствовать наносоставляющие. Цель наших «посиделок» - довести до понимания, «оконтуривания» всех наших высоконаучных «телодвижений» и доведение их до реального воплощения.
Далее выступающий передал слово представителю РОСНАНО Александру Петушкову.
- Спасибо, что пригласили. Действительно, у нас совершенно конкретная задача, и мы не занимаемся фундаментальной наукой, и даже прикладной наукой занимаемся только тогда, когда это дает абсолютно понятный просчитываемый коммерческий результат. Мы не финансируем изыскательские работы, исследовательские работы - это не наш мандат по определению.
От сегодняшней нашей встречи я хотел бы получить понимание того, какие технологии, прорывные технологии, по вашему абсолютно авторитетному для меня мнению
сегодня на передовой? Что мы можем финансировать и из чего мы можем извлечь прибыль как инвесторы? И просто хотелось бы сориентироваться в ситуации в отрасли: что мы имеем, к чему идем, на что ориентируемся?
Немного расскажу о РОСНАНО, чтобы вы понимали, чем мы занимаемся и из каких принципов исходим. РОСНАНО – это большой фонд прямых инвестиций. Мы вкладываем деньги в строительство производств, заводов, и обязательно – в России. И эти заводы должны в своем производственном цикле использовать нанотехнологии.
Наличие нанотехнологий определяет наш научно-технический экспертный совет, который состоит из очень уважаемых людей, и некоторые из них находятся сейчас за этим столом. Мы всегда привлекаем и сторонних экспертов, которые разбираются в каких-то сегментах, в очень узких областях для того, чтобы получить правдивую и максимально объективную оценку тех технологий, которые к нам заходят.
Мы стараемся заниматься крупными проектами. Та эволюция, которую мы прошли за три с половиной года своего существования - она показала, что мелкие проекты (мелкими я называю менее чем 600-800 млн. рублей) – они доставляют много головной боли, и это, как правило, проблемы с командой, проблемы с рынками, и прибыль из них очень маленькая.
Проанализировав эти обстоятельства, мы решили, что нам интересно заниматься проектами от миллиарда рублей, и в этой связи такими мощными сегментами строительных материалов, как цемент, бетон, стекло. Именно они первую очередь для нас интересны, потому что эти производства достаточно дорогие и масштабные.
В курсе присутствующие или нет, мы сейчас ведем исследования в области строительных материалов с точки зрения применения в них нанотехнологий, и эксперты однозначно говорят о том, что цемент и бетон – это одни из самых перспективных сегментов в строительных материалах. Он велик и по объему (80 млрд. долларов в текущем году) и он растет около 10% ежегодный рост – это достаточно стремительный рост. Все внимание наше и наш интерес к бетонам, цементу крайне высоки, и это – одна их причин, которая привела меня сюда.
Резюмируя, поварюсь: главные условия, необходимые для инвестирования РОСНАНО: наличие нанотехнологий, объем, производство на территории России и команда проекта, которая хорошо понимает вопрос и прекрасно ориентируется в отрасли. А если таких людей не, мы стараемся их набрать, если убеждены, что продукт может быть интересным.
В проект мы входим до 50%. Мы не занимаемся оперативным управлением бизнеса. Все эти вопросы мы оставляем за менеджментом, за руководством предприятия, не вмешиваемся и влияем только на какие-то стратегические решения, которые могут существенно повлиять на дальнейшее развитие бизнеса.
Таким образом, при нашей половине, протии в наших денег мы всегда ищем соинвестора. Естественно, мы стараемся выбирать из тех, кто хорошо понимает, о чем идет речь.
Добавлю, что компания РОСНАНО до весны 2011 года была Госкорпорацией, сейчас мы - открытое акционерное общество, такой формат более понятен нашим партнерам, иностранным - в особенности, поскольку сложно было объяснять наши полномочия и возможности.
При этом все понимают, что РОСНАНО – это государственная организация с мощной господдержкой. И многие транснациональные корпорация – гиганты мирового рынка, у которых нет абсолютно никаких проблем с деньгами, приходят к нам и делают с амнсте с нами совместные проекты, понимая, что российский рынок очень специфичен, и здесь работать можно только с хорошей поддержкой, которую мы можем обеспечить, благодаря нашему ресурсу.
Выступление вызвало шквал вопросов со стороны присутствующих на совещании руководителей предприятий цементно-бетонной отрасли.
Столь обстоятельная информация из первых уст от представителя РОСНАНО, наверняка, станет для кого-то толчком в развитии и поводом для попытки найти в лице РОСНАНО соинвестора для новых производств.
Следует отметить, что такие встречи способствуют росту активности как со стороны разработчиков, так и со стороны производственников. Именно такие диалоги рождают надежду, что вскоре мы, действительно, будем занимать высшие позиции в мире по производству высококлассных марочных цементов, как мы того заслуживаем.
Светлана шишлова