ЦИФРОВЫЕ ПОМОЩНИКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Эмоциональная зависимость современных пользователей от цифровых технологий чрезвычайно высока, несмотря на многочисленные проблемы с конфиденциальностью и защитой личных данных (пример — недавняя утечка сведений о пользователях Facebook).  Столь очевидные издержки не снижают спроса на цифровые услуги ни со стороны индивидуальных пользователей, ни со стороны бизнеса. 

 ЦИФРОВЫЕ ПОМОЩНИКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

К   настоящему   времени   создано   множество   полезных в работе «умных» цифровых помощников, в частности, приложения Amazon  Alexa,  Samsung  Bixby,  Microsoft  Cortana,  Google  Assistant,  Apple  Siri  и  др.  Все они основаны  на  технологии  искусственного  интеллекта,  т.  е.  могут моделировать человеческое сознание и  взаимодействовать  со  своими  пользователями.  По  оценкам  аналитической  компании  Juniper  Research,  в  2019  г.  в  мире  цифровыми  помощниками  пользовались около 3.25 млрд чел., а к 2023 г. их число достигнет 8  млрд.

Цифровые  помощники  обладают  рядом несомненных преимуществ: они учитывают контекст  и  личные  предпочтения  владельца,  работают  в  режиме  реального  времени,  обеспечивают  высокое  качество, надежность и удобство.

Подобные  технологии  также  позволяют  компаниям  детально  анализировать  потребительское  поведение  и  на  этой  основе  оптимизировать  бизнес-процессы за счет полной автоматизации предоставляемых услуг. Как  следствие,  благодаря им предприниматели создают различные инновации в надежде существенно повысить свою производительность.  Цифровые  помощники  действуют  в  реальном  времени в интерактивном режиме, под которым в данном случае  понимается  двусторонняя  связь  пользователя  с  компьютером.

Интерактивные  возможности  цифровых  помощников  реализуются  через  чат-боты,  социальные  сети,  мобильные  приложения,  управление  запасами,  автоматизированные банковские услуги, формы обратной связи, доски объявлений, поисковые машины, управление календарем и встречами, обмен текстовыми сообщениями,  телефонию,  автоматизацию  домашнего  хозяйства,  поиск  песен  на  YouTube,  автомобильную  навигацию,  торговые   операции   и   мониторинг   состояния   здоровья.  

В случае цифровых услуг можно выделить три измерения  интерактивности:  управляемость,  синхронность  и  двунаправленность.   Первое  состоит  в  возможности  пользователей  управлять  содержанием,  продолжительностью  и  последовательностью взаимодействия с цифровым помощником . Под  вторым  понимается  скорость  процесса  общения  и  возможность  мгновенной реакции.  

Двунаправленность представляет собой двустороннюю связь  с  цифровым  помощником  через  обмен  информацией  при  равноправии  участников.   Все три аспекта находятся в глубокой взаимосвязи, а степень их развития напрямую  влияет  на  производительность  цифрового  помощника.  Одной  из  характеристик  производительности  служит  уровень воспринимаемого доверия пользователей к поставщикам товаров и услуг, от которого в значительной мере зависит эффективность обмена информацией.  

Именно   доверие   зачастую   оказывается   главным   критерием  качества  того  или  иного  бренда  для  пользователей,  соединяя  в  себе  такие  черты,  как  безопасность,  благонадежность,  устойчивость,  безотказность  и  точность  практического  применения  той  или  иной  технологии. Укреплению  доверия  может  способствовать высокий уровень фактической и  воспринимаемой  интерактивности  цифровых  помощников.  Функциональность  последних  положительно влияет на качество принимаемых решений и  уровень  использования  информации  и  в  конечном  счете выражается в создании новой стоимости и повышении  удовлетворенности  пользователей.  Компании    инвестируют    значительные    средства    в  обновление  своих  продуктовых  линеек  и  предлагают  пользователям  все  более  совершенных  цифровых  помощников,  способных  предоставлять  более  качественные  услуги.

Несмотря  на  заметные  усилия  по  повышению  интерактивности  подобных  приложений,  увеличению  их  производительности и возможностей создания новой стоимости ради удовлетворения  запросов  пользователей,  эти  аспекты  слабо  освещены  в  эмпирической  литературе.  Более  того,  весьма  неопределенной  остается  сама  концепция  интерактивности  применительно  к  цифровым  помощникам.  

 Поскольку  сегодня  персональные  данные  пользователей  хранятся  в  памяти  цифровых  помощников,  подключенных к компьютеру, что делает их доступными для поставщиков  соответствующих  приложений.   Многих волнует проблема несанкционированного  использования  этой  информации.   В то же время, поскольку системы  поддержки  принятия  решений  предназначены  для  решения  сложных  задач  с  потенциальными  рисками,  эффективность  цифровых  приложений  зависит  в  том  числе от уровня доверия. Учитывая неуклонное снижение доверия и лояльности к технологиям, должны ли их поставщики пренебречь имеющимся дисбалансом между  технологическими  инновациями  и  рисками  в  сфере  безопасности,  надежности  и  точности  или  им  следует  искать приемлемые компромиссы? Для  ответа  на  этот  вопрос  необходимо  проанализировать,  в  какой  степени  когнитивные  аспекты,  связанные  с  воспринимаемым  доверием,  обусловливают  связь  между  различными  измерениями  интерактивности  цифровых  приложений.  Кроме  того,  нам всем следует  капитально рассмотреть  вопросы  конфиденциальности  и  доверия  к  цифровым  помощникам,  чтобы  восполнить  пробел  в  эмпирических  знаниях  о  потребительском  поведении  их  пользователей.