Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий за 9 месяцев 2016 года

Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также выполнения субъектами Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за 9 месяцев 2016 года.

В период с января по сентябрь 2016 года выездной мониторинг реализации региональных адресных программ был осуществлен в 74 субъектах Российской Федерации. Работниками Фонда с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) было проведено 128 выездных проверок, в том числе 46 плановых и 82 внеплановые. При этом было осмотрено 3 043 многоквартирных дома на территории 389 муниципальных образований.

В ходе проведения выездного мониторинга реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда основное внимание уделялось:

проверке завершения реализации второго этапа (2014-2015 годы) и хода реализации третьего этапа (2015-2016 годов) долгосрочной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2013−2017 годов, достижения целевых показателей 2015 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р, а также выявлению причин нарушения сроков и рисков незавершения программ переселения до 1 сентября 2017 года;

проверке соблюдения сроков перечисления денежных средств в бюджеты муниципальных образований;

контролю за достоверностью сведений, представляемых субъектами Российской Федерации в составе отчетных данных в Фонд;

осмотру домов, в которых предоставляются (планируют предоставляться) гражданам жилые помещения в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству;

соблюдению требований, предусмотренных договором о долевом финансировании, по приемке домов и жилых помещений, в том числе обеспечению участия представителей общественного контроля; по обязательному проведению экспертизы проектной документации и осуществлению государственного строительного надзора при строительстве предназначенных для переселения граждан домов;

выявлению подрядных организаций, нарушивших сроки выполнения муниципальных контрактов.

За указанный период проверки проведены в 38 субъектах Российской Федерации, которые в нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ не завершили реализацию второго этапа программы переселения по результатам рассмотрения годовых отчетов за 2015 год (Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Волгоградская область, Вологодская область, Ивановская область, Иркутская область, Костромская области, Липецкая область, Ленинградская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, Еврейская автономная область). Также проверены все 23 региона, не выполнившие целевые показатели 2015 года по результатам рассмотрения годовой отчетности.

Проведенный анализ результатов мониторинга показал, что основными причинами срыва сроков реализации второго этапа программы переселения являются:

ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций в части соблюдения графиков, сроков и качества выполняемых работ (отмечено в Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Республике Тыва, Чувашской Республике, Удмуртской Республике, Забайкальском крае, Приморском крае, Камчатском крае, Красноярском крае, Пермском крае, Хабаровском крае, Архангельской области, Волгоградской области, Вологодской области, Ивановской области, Иркутской области, Костромской области, Ленинградской области, Оренбургской области, Тверской области, Томской области, Тульской области);

отсутствие тщательной проработки программы на подготовительном этапе, что выражается в длительном формировании и предоставлении земельных участков для строительства домов, а также в ряде случаев − ненадлежащая оценка конъюнктуры рынка жилья, результатом которой является позднее или неоднократное проведение аукционов по причине отсутствия заявок на участие (отмечено в Республике Дагестан, Республике Карелия, Чувашской Республике, Камчатском крае, Архангельской области, Волгоградской области, Иркутской области, Ленинградской области, Оренбургской области, Еврейской автономной области);

недостаточное софинансирование программы за счет средств регионального бюджета (отмечено в Забайкальском крае, Амурской области, Саратовской области), отсутствие или несвоевременное планирование средств в бюджетах муниципального уровня, необходимых для обеспечения финансирования программ (отмечено в Ивановской области, Тверской области, Еврейской автономной области).

Кроме того, в ходе проверок в ряде муниципальных образований проверенных субъектов Российской Федерации выявлены риски незавершения реализации третьего этапа (2015-2016 годов) программы в установленные Федеральным законом о Фонде сроки, обусловленные низкой степенью строительной готовности домов или недостаточными темпами заключения контрактов (Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Чувашская Республика, Забайкальский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Волгоградская область, Вологодская область, Ивановская область, Иркутская область, Кировская область, Ленинградская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Псковская область, Саратовская область, Свердловская область, Тверская область, Томская область, Тульская область).

При этом в 13 регионах (Республика Дагестан, Республика Тыва, Чувашская Республика, Забайкальский край, Пермский край, Приморский край, Амурская область, Архангельская область, Ивановская область, Иркутская область, Оренбургская область, Саратовская область, Тульская область) недостаточные темпы реализации третьего этапа допущены по тем же причинам, по которым в данных регионах произошел срыв сроков завершения второго этапа, что свидетельствует о низком качестве планирования мероприятий по реализации программ.

В рамках выездного мониторинга реализации этапов программы переселения выявлено, что в 24 субъектах Российской Федерации не соблюдаются установленные сроки перечисления денежных средств в бюджеты муниципальных образований (Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Республика Хакасия, Карачаево-Черкесская Республика, Пермский край, Ставропольский край, Архангельская область, Владимирская область, Вологодская область, Ивановская область, Калужская область, Мурманская область, Омская область, Оренбургская область, Псковская область, Саратовская область, Тульская область, Ульяновская область, Еврейская автономная область).

В ходе проверок были выявлены факты предоставления недостоверной информации в составе годовой отчетности за 2014 и 2015 годы. По данному основанию с начала 2016 года требования о возврате финансовой поддержки Фонда в размере 500 тыс. рублей предъявлены 11 регионам (Удмуртская Республика, Ставропольский край, Амурская область, Архангельская область, Вологодская область, Ивановская область, Ленинградская область, Липецкая область, Нижегородская область, Тульская область, Челябинская область). При этом впоследствии в отношении Амурской области и Тульской области решения о возврате средств были отменены в связи со сменой высшего должностного лица в соответствии с Порядком возврата субъектом Российской Федерации финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, утвержденного решением Правления Фонда от 27 мая 2016 года, протокол №671, и согласованного с Минстроем России. В отношении Забайкальского края решение о возврате штрафов не принималось по этой же причине.

Необходимо отметить, что к Амурской области, Ивановской области и Ленинградской области в 2015 году уже применялись штрафные санкции за представление сведений, не соответствующих фактической ситуации, что свидетельствует об отсутствии в регионах надлежащего контроля за достоверностью представляемых отчетных данных.

В ходе плановых и внеплановых выездных проверок на территории 68 субъектов РФ в целях контроля качества предоставляемых жилых помещений осмотрены
1 685 домов, построенных (строящихся) в рамках реализации программ переселения 2013-2017 годов, а также программ переселения 2011-2012 и 2012-2013 годов. Из них в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр осмотрены 1 030 домов, в которых приобретено 1 400,8 тыс. кв. м жилья, что составило 47 процентов от всего объема жилья, приобретаемого по первому, второму, третьему и четвертому этапам программ переселения.

Существенные строительные дефекты выявлены в 672 домах на территории 61 субъекта РФ. При этом наиболее грубые нарушения обнаружены в 19 многоквартирных домах в 12 регионах (Республика Мордовия, Чувашская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Владимирская область, Калужская область, Нижегородская область, Омская область, Свердловская область, Ульяновская область, Ярославская область, Еврейская Автономная область), что составляет порядка 1 процента от общего количества проверенных домов.

В ходе проверок не подтвердилась ранее представленная в Фонд 21 субъектом Российской Федерации информация об устранении нарушений требований к качеству жилых помещений в 55 домах.

Устранение нарушений во всех указанных домах взято на контроль (продолжает оставаться на контроле) Фонда в рамках исполнения приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 октября 2015 года № 709/пр.

Кроме того, при осмотре домов, построенных в рамках второго и третьего этапов программы выявлено, что в нарушение требований статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в 10 регионах администрациями муниципальных образований выдавались разрешения на ввод в эксплуатацию домов, строительство которых не завершено или имеющих грубые нарушения по качеству (Республика Дагестан, Республика Карелия, Республика Мордовия, Забайкальский край, Вологодская область, Ивановская область, Калужская область, Саратовская область, Тверская область, Еврейская автономная область).

Основными причинами строительства жилья низкого качества и нарушения сроков строительства домов является ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций, а также недостатки проектной документации. Информация об организациях, нарушивших условия заключенных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. За девять месяцев 2016 года выявлена 81 подрядная организация, из которых по вине 31 допущены нарушения строительных норм и правил при строительстве 110 домов в 19 регионах, а 65 организациями сорваны сроки строительства 143 домов в 28 регионах.

Нередко недобросовестным подрядчикам вообще удается избежать какой-либо ответственности, объявив о банкротстве, ликвидации или реорганизации, прекратив ведение хозяйственной деятельности. Например, подрядная организация
ООО «ЮГИНВЕСТСТРОЙ» (г. Тверь), построившая в рамках реализации программы переселения 9 домов по ул. Фрунзе в г. Кимры Тверской области с существенными строительными недостатками и не осуществившая в нарушение условий контрактов благоустройство придомовой территории, Арбитражным судом Тверской области
в марте 2016 года признана несостоятельной (банкротом).

Следует отметить, что в нарушение части 4 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и пункта 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99, рядом субъектов Российской Федерации при проведении конкурсных процедур по закупке строительных работ к участникам (подрядным организациям, застройщикам) не устанавливаются дополнительные требования в части наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (Республика Дагестан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская область, Брянская область, Томская область). Вместе с тем, в Кировской области, Липецкой области, Удмуртской Республике указанные требования законодательства соблюдаются.

В нарушение условий Договора о долевом финансировании не во всех регионах обеспечена надлежащая работа приемочных комиссий с участием представителей органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности. В нескольких муниципальных образованиях Архангельской области, Амурской области и Ивановской области приемка указанными комиссиями строительных объектов не осуществлялась. В ряде муниципальных образований 27 субъектов Российской Федерации в состав комиссий не включены представители государственных надзорных органов, а также представители общественных организаций.

В отдельных случаях, несмотря на то, что приемка построенных в рамках программ переселения домов и жилых помещений осуществлялась комиссиями, впоследствии выявлялись факты наличия строительных недостатков и дефектов, объекты включались в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (отмечено в Республике Алтай, Республике Мордовия, Республике Дагестан, Пермском крае, Ставропольском крае, Владимирской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Омской области, Оренбургской области,  Псковской области, Рязанской области, Тамбовской области, Тверской области).

В рамках контроля качества предоставляемых гражданам жилых помещений в
2016 году Фонд продолжил взаимодействие с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию» и Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль».

Также в ходе выездных проверок реализации программ переселения граждан специалистами Фонда в 17 субъектах Российской Федерации зафиксированы низкие темпы сноса расселенных аварийных домов, основными причинами которых являются отсутствие денежных средств в бюджетах муниципальных образований и незавершенные судебные разбирательства (Республика Коми, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Брянская область, Вологодская область, Калужская область, Ленинградская область, Ростовская область, Саратовская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область).

При проведении контрольных мероприятий реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов 2014 – 2043 годов и их краткосрочных планов особое внимание уделялось:

проверке выполнения требований части 4 статьи 15.1 Федерального закона
№ 185-ФЗ в части сроков исполнения краткосрочных планов реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов, на реализацию которых финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставлена в 2014 году;

проверке качества выполненных ремонтных работ и вопросам определения стоимости капитального ремонта многоквартирных домов;

анализу деятельности региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов.

По результатам проверок реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов выявлены следующие основные нарушения:

несвоевременное исполнение краткосрочных планов программы капитального ремонта, на реализацию которых финансовая поддержка Фонда предоставлена в 2014 году, в нарушение части 4 статьи 15.1 Федерального закона № 185-ФЗ (зафиксировано в 4 субъектах Российской Федерации: Ставропольском крае, Ульяновской области, Еврейской автономной области, Ненецком автономном округе);

в нарушение части 11 статьи 20.1 Федерального закона № 185-ФЗ в 11 субъектах Российской Федерации оплата работ и (или) услуг по капитальному ремонту производилась на основании актов приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг, не согласованных с органами местного самоуправления и не подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени собственников помещений в МКД, (Республика Дагестан, Республика Тыва, Республика Хакасия, Владимирская область, Калужская область, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ);

оплата региональным оператором невыполненных работ и завышения стоимости капитального ремонта (выявлено в Карачаево-Черкесской Республике, Владимирской области). По результатам рассмотрения отчетов Фонда о результатах мониторинга, Владимирской областью оптимизированы расходы на замену лифтового оборудования, что обеспечило снижение стоимости замены каждого лифта на сумму 138,2 тыс. руб., в Карачаево-Черкесской Республике подрядной организацией 1 424,1 тыс. рублей возвращены на счет регионального оператора, на сумму 825,9 тыс. рублей проведены ранее оплаченные, но не выполненные работы;

нарушение требований «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 3 марта 2004 года № 15/1, при составлении локальных сметных расчетов на капитальный ремонт (выявлено в 10 субъектах Российской Федерации: Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Архангельская область, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Тульская область, г. Севастополь, Еврейская автономная область);

невыполнение экспертизы сметной документации на капитальный ремонт домов либо проверки достоверности определения сметной стоимости (выявлено в
12 субъектах Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Хакасия, Чувашская Республика, Забайкальский край, Ленинградская область, Нижегородская область, Саратовская область, Тамбовская область, Ненецкий автономный округ);

нарушения технических регламентов и строительных норм и правил, что свидетельствует об осуществлении на недостаточном уровне строительного контроля со стороны подрядных организаций и заказчиков (выявлено в 20 субъектах Российской Федерации);

несоблюдение положений частей 1, 2 и 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации о разработке рабочих чертежей (или схем) для видов работ, касающихся надежности и безопасности зданий, выполнение работ по сметной документации, составленной по дефектным ведомостям (выявлено в 11 субъектах Российской Федерации: Республике Мордовия, Республике Тыва, Республике Хакасия, Владимирской области, Самарской области, Костромской области, Курской области, Ленинградской области, Саратовской области, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области).

Причинами указанных нарушений является ненадлежащий контроль за ходом реализации программных мероприятий со стороны региональных фондов капитального ремонта, органов местного самоуправления, а также организация на недостаточном уровне строительного контроля со стороны подрядных организаций.

Также за 9 месяцев 2016 года работниками Фонда в ходе выездного мониторинга проверен ход реализации программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры, реализуемых с участием средств Фонда по заявкам, представленным в Фонд до мая 2015 года, в 3 субъектах Российской Федерации: Республике Саха (Якутия), Владимирской области, Нижегородской области. В Республике Саха (Якутия) и Владимирской области реализация программы завершена, в Нижегородской области − продолжается. В ходе проверок нарушения Федерального закона о Фонде не выявлены.

 

Справочно:

В рамках взаимодействия с органами прокуратуры Российской Федерации в первом полугодии 2016 года по результатам рассмотрения направленных Фондом в региональные прокуратуры актов проверок, прокурорами 31 субъекта Российской Федерации внесено 195 представлений об устранении нарушений требований законодательства, допущенных при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта многоквартирных домов. В 14 регионах были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.

За отчетный период для решения вопросов об уголовном преследовании, материалы прокурорских проверок направлялись в следственные и правоохранительные органы 11 субъектов РФ (Республика Крым, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край, Вологодская область, Калужская область, Кировская область, Костромская область, Пензенская область, Саратовская область, Тульская область, Еврейская автономная область). С использованием материалов проверок Фонда расследуется 26 уголовных дел на территории 14 регионов (Республика Дагестан, Республика Мордовия, Забайкальский край, Приморский край, Ставропольский край, Еврейская автономная область, Вологодская область, Ивановская область, Костромская область, Московская область, Пензенская область, Псковская область, Тверская область, Челябинская область), из которых 8 уголовных дел возбуждены по статье 159 УК РФ (Мошенничество); 5 – по статье 292 УК РФ (Служебный подлог), 2 – по статье 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий); 2 – по статье 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями); 2 – по статье 159.4 УК РФ (Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности); 1 – по статье 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями); 6 – по другим статьям УК РФ.

Так, по результатам рассмотрения обращения Фонда в прокуратуру Приморского края о нарушениях, выявленных в ходе проверки, по факту оплаты в рамках исполнения муниципальных контрактов администрацией Находкинского городского округа работ на общую сумму 15,8 млн. рублей, которые фактически ООО «Дальневосточный консалтинг» выполнены не были (обеспечение электрооборудования, электроосвещения, сантехнические работы), в мае 2016 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.4 УК РФ (Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности).

В рамках взаимодействия с органами МВД России в период с января по сентябрь 2016 года Фондом в ГУЭБ и ПК МВД России направлены материалы о выявленных в ходе выездного мониторинга нарушениях в 15 субъектах Российской Федерации (Республике Дагестан, Республике Калмыкия, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Тыва, Забайкальском крае, Вологодской области, Ивановской области, Калужской области, Ленинградской области, Самарской области, Саратовской области, Тверской области, Ульяновской области, Еврейской автономной области).

В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами за 9 месяцев 2016 года в Фонд поступили акты проверок и материалы о наличии выявленных нарушений по региональным адресным программам, реализуемым в рамках 185-ФЗ, из 11 субъектов Российской Федерации. Информация о результатах контрольных мероприятий используется Фондом в работе, что позволяет более эффективно определять объекты для проверок, своевременно находить системные нарушения, а также принимать необходимые меры реагирования для их устранения. Так, Контрольно-счетной палатой Новосибирской области при осмотре домов по программе переселения выявлены нарушения технических регламентов (норм и правил), проектной документации, установлены строительные дефекты и факты некачественно выполненных работ. С использованием данной информации рабочей группой Фонда выявлен комплекс недостатков в организации контроля за качеством приобретаемых жилых помещений в муниципальных образованиях, а устранение выявленных недостатков взято госкорпорацией на контроль.

Управление по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ