Новую технологическую революцию в банковской сфере обсудили эксперты Форума «Открытые инновации»

Финансовый рынок очень чутко реагирует на появляющиеся инновации. Мобильные и онлайн технологии уже сейчас серьезно изменили структуру этой отрасли, а через несколько лет стандартные услуги в области платежей или кредитования могут полностью исчезнуть, уступив место индивидуальным клиентским решениям. О том, как традиционным банкам конкурировать в такой ситуации с сетевыми игроками, эксперты говорили на панельной дискуссии «Перезагрузка финансового сектора: технологии меняют бизнес-модели», состоявшейся в рамках IIIМосковского форума инновационного развития «Открытые инновации».

 

В обсуждении приняли участие: Руперт Кили, Старший вице-президент, Генеральный директор PayPal в Европе, Африке и на Ближнем Востоке; Виктор Орловский, Старший вице-президент по развитию цифрового бизнеса, Сбербанк России;Андрей Лукьянов, Директор Центра экспертизы стратегических отраслей, SAP; Александр Погудин, Член Совета директоров Центра финансовых технологий (ЦФТ); Цзян Цзяньцин, Председатель Совета директоров, Исполнительный директор ICBC; Дмитрий Аксенов, Генеральный директор, FinGenius, и Наиля Замашкина, Коммерческий директор,MOBI.money. Модерировал дискуссию Патрик Янг, Исполнительный директор, DV Advisors. 

 

Открывая мероприятие, Патрик Янг предположил, что через 15 лет люди будут приходить в офис только для того, чтобы позавтракать, если у них дома вдруг сломается 3D-принтер, который печатает даже еду. Такое будущее пока многим кажется фантастикой, но в том, что можно совершать платежные операции, не выходя из дома, не сомневается уже никто. Например, в китайском ICBC, по собственной статистике, 80% платежей сейчас проводится через электронный банк, а 32% клиентов вообще не посещают отделений банка.

 

Границы онлайна и офлайна в финансовом секторе сейчас очень быстро стираются. 15 лет назад возникновение и развитие платежной системы PayPal стало возможным именно потому, что банковские карты не подходили для проведения онлайн-платежей. Но за прошедшее время все крупные классические игроки финансового рынка сумели создать собственные системы интернет-банкинга, обеспечивающие быстроту и комфорт операций для клиентов. Традиционные банки были поставлены перед выбором – либо внедрять в свою работу новые технологии, либо уступать рынок новым игрокам – провайдерам инновационных платежных систем и сервисов.

 

«К 2020 году в новой общей экономике будет задействовано 3,5 млрд устройств со встроенным платежным инструментом, рыночная капитализация этого сегмента, по прогнозам, достигнет $50 трлн. Кто захватит этот кусок пирога? Сейчас за него борются и сетевые игроки, и традиционные. Классические банки могут очень эффективно внедрять новые технологические разработки, но нужна еще и «цифровая душа», которой у финансовых институтов как раз нет. Пока у платежных систем довольно узкий фокус работы, это не так страшно, но ситуация меняется. Может ли Apple, запустившая систему Apple Pay, стать платежной компанией, продающей смартфоны и планшеты? Думаю, да. А вот современный банк вряд ли переквалифицируется в продавца мобильников, оказывающего финансовые услуги. И банковскому миру придется в ближайшее время пересмотреть свою позицию, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе», - считаетВиктор Орловский, Старший вице-президент по развитию цифрового бизнеса Сбербанка России.

 

Участвовавшие в дискуссии эксперты отметили, что у классических банков есть и сильные стороны, которые помогут им конкурировать. В первую очередь, это большие базы данных, работа с которыми позволяет создавать продукты с индивидуальными настройками под каждого клиента, «угадывать» желания потребителей, предлагать им именно то, о чем они мечтают, и оказывать услуги в любое удобное для клиента время. Кроме того, банки хорошо умеют рассчитывать и оценивать риски, а также являются институтами, которым население доверяет гораздо больше, чем новым сервисам и игрокам.

 

«Сейчас в банковском сегменте происходит технологическая революция, и в центре этой революции находится клиент. Потребители выбирают из очень многих возможностей, и банки должны приспосабливаться к клиентам, иначе они станут крупнейшими динозаврами XXI века. Онлайн-платежи, мобильные сервисы – все это уже не ново, тут еще есть возможность для масштабирования, но это даст только количественный, а не качественный эффект. Необходимо улавливать «цифровые флюиды» клиентской базы и на их основе формировать правильные предложения, продавать изощренные продукты, все время предлагать новые решения и смотреть, сколько за них готовы платить», - уверен Патрик Янг, Исполнительный директор DV Advisors.

 

Эксперты предупреждают, что в ближайшем будущем банки уже не смогут зарабатывать на марже в платежных операциях. Поэтому крупным игрокам стоит обратить внимание на новые тренды, которые уже сформировались на рынке. Исследование Форума «Открытые инновации» «Куда движется технологический рынок: перспективы для России» среди самых перспективных тенденций в финансовой сфере выделяет развитие услуг мобильного эквайринга с использованием mPOS-решений, расширение использования планшетов для услуг мобильного банкинга и развитие мобильных финансовых сервисов, рост рынка p2p-кредитования и кастомизация финансовых продуктов и услуг на основе анализа Big Data.

 

Полный текст доклада «Куда движется технологический рынок: перспективы для России» доступен для скачивания

на сайте Форума «Открытые инновации»: http://forinnovations.ru/research2014.

При использовании материалов доклада ссылка на Форум «Открытые инновации» обязательна.