Вековой юбилей старейшего академика РАН остался почти незамеченным широкой общественностью.
Нельзя сказать, что это хорошо. Просто это показывает, какое место занимают гуманитарные науки в массовом сознании. Да, плотность событий в мае была чрезвычайной. Эскалация боестолкновений на Украине в канун не вполне легитимных президентских выборов. Судьбоносный визит В. В. Путина в КНР, обозначивший смену вех в российской внешней политике. Экономический форум в Санкт-Петербурге, убедительно продемонстрировавший незаинтересованность деловых кругов Запада в ведении серьёзных санкций против России. Великолепно организованный, хоккейный ЧМ в Минске, закончившийся триумфальной победой нашей сборной. И это лишь самые ключевые события двух недель. Впрочем, чрезвычайная плотность информационного пространства – ситуация переходящая. Для настоящего философа, одна –две недели – это не срок. Философия, как наука, оперирует более масштабными и значимыми категориями.
Юбиляр, Ойзерман, Теодор Ильич – уроженец села Петроверовка Тираспольского уезда Одесской губернии. Он родился ещё до авантюрных выстрелов Г. Принципа в Сараево, ввергнувших десятки стран в пучину Первой мировой войны. В 1938 он закончил философский факультет легендарного МИФЛИ[1]. За несколько недель до 22 июня 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации в 1947 г. вернулся на философский факультет. Стал профессором в год смерти Сталина. С 1954 по 1968 гг. возглавлял кафедру истории зарубежной философии. Если честно, в советский период именно история зарубежной философии являла собой раздел философии, наиболее свободный от идеологического диктата. Да, с публикацией работ современных зарубежных философов дела обстояли значительно хуже. «Они издаются только тогда, когда начинают представлять уже чисто исторический интерес»[2]. Но это вовсе не означало, что для историка зарубежной философии не было обширного поля деятельности.
Несравненно хуже обстояли дела с изучением отечественной философии (она именовалась тогда философией народов СССР). Я поступил на отделение прикладной социологии философского факультета. Согласно учебному курсу ИФНС, самыми значимыми нашими философами были Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский и другие революционные демократы. Был в плеяде философов и Клемент Аркадьевич Тимирязев – один из немногих выдающихся русских учёных, сразу и безоговорочно принявших Великую Октябрьскую революцию. Но, согласно учебному курсу ИФНС не было таких философов, как Бердяев, Булгаков, Ильин, Соловьёв. Список можно продолжить. Надеюсь, понятно: подлинному учёному посвящать свою судьбу изучению отечественной философии было невозможно.
А вот заниматься зарубежной классической философией (особенно теми трудами, которые были выпущены до публикации первых философских работ К. Маркса) было вполне возможно. В течение многих лет Теодор Ильич занимался немецкой классической философией, входил в редакционную коллегию и был одним из ведущих авторов «Истории философии». Вполне закономерно, что Ойзерман избирался иностранным членом Академии наук ГДР. Важно отметить, что объектами исследований Ойзермана были наиболее сложные и многоплановые фигуры: Гегель, Кант, Фихте, Шеллинг. В ряде своих работ Ойзерман стремился преодолеть одностороннее представление о Канте лишь, как о предшественнике Гегеля, считая, что Гегель, которого марксистская традиционно позиционировала, как творца диалектического подхода в мировоззрении, в ряде отношений возвращался к метафизике.
В 1968 г., после подавления Пражской весны, Ойзерман перешёл в Институт философии АН СССР, продолжая читать лекции на философском факультете МГУ. Среди его работ, опубликованных в 70 – 80 –ые годы стоит отметить «Критику буржуазной концепции смерти философии». Эта книга почти свободна от идеологических клише. Эта книга – аргументированный оптимистический взгляд на перспективы философии. Следует отметить ещё одну характерную черту юбиляра. Требовательность Теодора Ильича к себе вошла в научный фольклор. «- Или забочусь о своей репутации более Ойзермана? - Это едва ли возможно». [3]
В отличие от большинства философов советской школы, Теодор Ильич продолжал интенсивно работать и в годы перестройки, и в «лихие девяностые». Поскольку диктат идеологии над философией был наконец-то преодолён, Ойзерман смог опубликовать те идеи, которые, вероятно, разделял и ранее. В своих работах второй половины 80-х – 90 –х годов, Ойзерман отрицает существование верховных, всеохватывающих законов, неизвестных какой-либо науке, доказывая, то, что именуется "законами диалектики", не является таковыми, а представляет лишь обобщение некоторых общих процессов, изучаемых науками. А в статье «Существуют ли абстрактные истины?» [4] Ойзерман обосновывал утверждение о существовании абстрактных истин, пересматривая идущее от Гегеля утверждение, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. В течение почти двух столетий, это гегелевское положение рассматривалась, как непреложная истина. Почти как «Земля круглая и вращается вокруг Солнца». Конкретной истиной, согласно Ойзерману, является согласование абстрактных истин, которое далеко не всегда возможно.
Жизненное и творческое долголетие – почти всегда результат активного образа жизни. В «нулевые» годы мне не раз доводилось видеть Теодора Ильича, и на философском факультете МГУ и в РГСУ.
Андрей ЛАРИН.
P.S. Редакция журнала «Время Инноваций» искренне желает старейшему академику РАН Теодору Ильичу Ойзермана замечательного здоровья, бодрости духа и ясности мысли.
[1] МИФЛИ – Московский институт философии, лингвистики, истории. Образован в 1934 г., впоследствии включён в состав МГУ им. М.В. Ломоносова.
[2] Маяцкий М., Надточий Э. «Философия в повелительном наклонении» - «Юность» № 7// 1987 г.
[3] Докторов Б. З. «Все мы вышли из «Грушинской шинели»». М., 2014 г.
[4] Ойзерман Т.И. «Существуют ли абстрактные истины?» - «Вопросы философии» №6// 1999 г.