ПАТРИАРХУ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ 100 ЛЕТ!

Вековой юбилей старейшего академика РАН остался почти незамеченным широкой общественностью.

Ойзерман Теодор Ильич 

Нельзя сказать, что это хорошо. Просто это показывает, какое место занимают гуманитарные науки в массовом сознании. Да, плотность событий в мае была чрезвычайной. Эскалация боестолкновений на Украине в канун не вполне легитимных президентских выборов. Судьбоносный визит В. В. Путина в КНР, обозначивший смену вех в российской внешней политике. Экономический форум в Санкт-Петербурге, убедительно продемонстрировавший незаинтересованность деловых кругов Запада в ведении серьёзных санкций против России. Великолепно организованный, хоккейный ЧМ в Минске, закончившийся триумфальной победой нашей сборной. И это лишь самые ключевые события двух недель. Впрочем, чрезвычайная плотность информационного пространства – ситуация переходящая. Для настоящего философа, одна –две недели – это не срок. Философия, как наука, оперирует более масштабными и значимыми категориями.

 Юбиляр, Ойзерман, Теодор Ильич – уроженец села Петроверовка Тираспольского уезда Одесской губернии. Он родился ещё до авантюрных выстрелов Г. Принципа в Сараево, ввергнувших десятки стран в пучину Первой мировой войны. В 1938 он закончил философский факультет легендарного МИФЛИ[1]. За несколько недель до 22 июня 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации в 1947 г. вернулся на философский факультет. Стал профессором в год смерти Сталина. С 1954 по 1968 гг. возглавлял кафедру истории зарубежной философии. Если честно, в советский период именно история  зарубежной философии являла собой раздел философии, наиболее свободный от идеологического диктата. Да, с публикацией работ современных зарубежных философов дела обстояли значительно хуже. «Они издаются только тогда, когда начинают представлять уже чисто исторический интерес»[2]. Но это вовсе не означало, что для историка зарубежной философии не было обширного поля деятельности.

Несравненно хуже обстояли дела с изучением отечественной философии (она именовалась тогда философией народов СССР). Я поступил на отделение прикладной социологии  философского факультета. Согласно учебному курсу ИФНС, самыми значимыми нашими философами были Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский и другие революционные демократы. Был в плеяде философов и Клемент Аркадьевич Тимирязев – один из немногих выдающихся русских учёных, сразу и безоговорочно принявших Великую Октябрьскую революцию. Но, согласно учебному курсу ИФНС не было таких философов, как Бердяев, Булгаков, Ильин, Соловьёв. Список можно продолжить. Надеюсь, понятно: подлинному учёному посвящать свою судьбу изучению отечественной философии было невозможно.

А вот заниматься зарубежной классической философией (особенно теми трудами, которые были выпущены до публикации первых философских работ К. Маркса) было вполне возможно. В течение многих лет Теодор Ильич занимался  немецкой классической философией, входил в редакционную коллегию и был одним из ведущих авторов «Истории философии». Вполне закономерно, что Ойзерман избирался иностранным членом Академии наук ГДР. Важно отметить, что объектами исследований Ойзермана были наиболее сложные и многоплановые фигуры: Гегель, Кант, Фихте, Шеллинг. В ряде своих работ Ойзерман  стремился преодолеть одностороннее представление о Канте лишь, как о предшественнике Гегеля, считая, что Гегель, которого марксистская традиционно позиционировала, как творца диалектического подхода в мировоззрении,  в ряде отношений возвращался к метафизике.

В 1968 г., после подавления Пражской весны, Ойзерман перешёл в Институт философии АН СССР, продолжая читать лекции на философском факультете МГУ. Среди его работ, опубликованных в 70 – 80 –ые годы  стоит отметить «Критику буржуазной концепции смерти философии». Эта книга почти свободна от идеологических клише. Эта книга – аргументированный оптимистический взгляд на перспективы философии. Следует отметить ещё одну характерную черту юбиляра. Требовательность Теодора Ильича к себе вошла в научный фольклор. «- Или забочусь о своей репутации более Ойзермана? - Это едва ли возможно». [3]

  В отличие от большинства философов советской школы, Теодор Ильич продолжал интенсивно работать и в годы перестройки, и в «лихие девяностые». Поскольку диктат идеологии над философией был наконец-то преодолён, Ойзерман смог опубликовать те идеи, которые, вероятно, разделял и ранее. В своих работах второй половины 80-х – 90 –х годов,  Ойзерман отрицает существование верховных, всеохватывающих законов, неизвестных какой-либо науке, доказывая, то, что именуется "законами диалектики", не является таковыми, а представляет лишь обобщение некоторых общих процессов, изучаемых науками.  А в статье «Существуют ли абстрактные истины?» [4] Ойзерман обосновывал утверждение о существовании абстрактных истин, пересматривая идущее от Гегеля утверждение, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. В течение почти двух столетий, это гегелевское положение рассматривалась, как непреложная истина. Почти как «Земля круглая и вращается вокруг Солнца». Конкретной истиной, согласно Ойзерману, является согласование абстрактных истин, которое далеко не всегда возможно.

Жизненное и творческое долголетие – почти всегда результат активного образа жизни. В «нулевые» годы мне не раз доводилось видеть Теодора Ильича, и на философском факультете МГУ и в РГСУ. 

                                                                                    Андрей ЛАРИН.

P.S. Редакция журнала «Время Инноваций» искренне желает старейшему академику РАН Теодору Ильичу Ойзермана замечательного здоровья, бодрости духа и ясности мысли.

 


[1] МИФЛИ – Московский институт философии, лингвистики, истории. Образован в 1934 г., впоследствии включён в состав МГУ им. М.В. Ломоносова.

[2] Маяцкий М., Надточий Э. «Философия в повелительном наклонении» - «Юность» № 7// 1987 г.

[3] Докторов Б. З. «Все мы вышли из «Грушинской шинели»». М., 2014 г. 

[4] Ойзерман Т.И. «Существуют ли абстрактные истины?» - «Вопросы философии» №6// 1999 г.