Российские товары нуждаются в защите от контрафакта

Взаимные экономические санкции между Россией, с одной стороны, Евросоюзом и США, с другой стороны, могут привести к увеличению импорта некоторых товаров из азиатских стран, в первую очередь из Китая, считают аналитики. Речь идет о промышленной продукции, в том числе о строительных материалах: сухих смесях, лакокрасочной продукции и чугунных изделиях1. Вместе с тем эксперты отмечают необходимость усиления контроля за легальностью ввоза китайских товаров. Не секрет, что эта страна лидирует по количеству подделок самых разных продуктов2. В последние годы в список копируемых брендов все чаще попадают российские марки, в том числе из строительной отрасли.

 

В производстве большинства строительных материалов Россия независима от зарубежных стран: по основным позициям, таким как цемент, металл, фанера и стекло, объем производства выше либо равен потреблению. Речь идет как о заводах международных компаний в России, так и о чисто отечественных производителях: «Евроцемент», «СВЕЗА», «Металл Профиль», «Глимс» и других. Продукция крупных, известных производителей подвергается атакам пиратов в первую очередь. Согласно исследованию ГУ ВШЭ, в 2010 году общий оборот контрафакта в России оценивался в 900 млрд. руб. Нет оснований полагать, что доля подделок в последнее время изменилась в меньшую сторону.

Потребителю становится все сложнее отличить копию от оригинала. «Если раньше мы сталкивались с ввозом продукции из Китая с похожим до степени смешения товарным знаком, то сейчас фиксируются случаи прямых подделок − и логотипа на пленке, и заводской этикетки, – рассказывает Юлия Ермакова, руководитель отдела маркетинга группы «СВЕЗА», мирового лидера в производстве березовой фанеры. – Убытки производителя – это не только упущенная выгода, но и испорченная репутация! Ведь контрафактная продукция в подавляющем большинстве имеет худшее качество – в противном случае ее покупали бы безо всяких брендов».

 

В подтверждение можно привести выводы, озвученные на конференции по переработке лесоматериалов в сентябре 2013 года в Гуанчжоу китайскими экспертами: «Большая часть фанеры, произведенной в Китае, имеет невысокое качество и низкий класс, что ведет к непроизводительному расходу запасов древесины. Опалубка из фанеры с низкой стоимостью и невысоким качеством может использоваться всего 3-5 раз, значительно уступая аналогичной иностранной продукции… Коэффициент использования деревянной опалубки составляет всего 1/10 от соответствующего коэффициента иностранных производителей».

Сегодня у компаний из строительной отрасли не так много способов защитить себя и своих клиентов от контрафакта. Как правило, они ограничиваются изменением упаковки, голографическими наклейками и, по возможности, нанесением логотипа на саму продукцию. Но все эти приемы быстро осваиваются пиратами. Подделываются также документы и сертификаты.

«Один из способов минимизировать риск для покупателя – это заказывать продукцию у официальных дистрибьюторов. Не лишним будет проверить упаковку и заводскую этикетку, внешний вид и вес продукции. В частности, для производства фанеры в Китае используется тополь – мягколиственная древесина, фанера из тополя легче березовой, и эту разницу покупатель может понять сразу, – советует Юлия Ермакова. – Мы, со своей стороны, отслеживаем случаи появления на рынке подделок и предупреждаем клиентов об опасности. Конечно, силами отдельных компаний сложно справиться с проблемой контрафакта. Необходимо ужесточение контроля со стороны государства и профессионального сообщества».