«Нейросети не заменят человека, но изменят многое»— в Москве провели круглый стол, посвященный нейросетевым технологиям

В Москве, в Центре цифрового искусства Artplay Media прошел круглый стол на тему «Искусство 2.0. Нейрохудожник. Проекты, созданные нейронными сетями». Проекты, созданные нейронными сетями». Модератором дискуссии выступила креативный директор  Центра цифрового искусства Artplay Media Яша Мохначева-Яворская, а участниками стали эксперты из различных отраслей, использующие нейросетевые технологии и основатели российской нейросети для текстов ReText.AI — Богдан Салып, Ольга Шкряба и Елена Райтс.

В прошлом году вышли две революционные нейросети для генерации изображений - Midjourney и Stable Diffusion, изменившие представления о возможностях ИИ в искусстве. Следом, в ноябре американская компания OpenAI выпустила первую в мире полноценную генеративную нейросеть ChatGPT, способную написать код, как разработчик и создать сценарий для книги, как профессиональный драматург.

В гонке технологий Россия не уступила Западу и самыми яркими и нашумевшими примерами российских разработок весной этого года в области нейросетей стали YaLM от «Яндекс»  и Kandinsky «Сбера», а весной этого года «Яндекс» представил новую нейросеть для генерации картинок по текстовым запросам «Шедеврум»

Эти события вызвали мировой резонанс и привели к массовым увольнениям в крупных корпорациях, попыткам властей запретить использование нейросетей на территории своих государств, а также широким дебатам о необходимости регулирования ИИ.

В рамках круглого стола, в Artplay Media, была рассмотрена ключевая проблема безработицы в результате популяризации нейросетевых технологий на примере сферы искусства и то, как изменится мир в ближайшие 10 лет.

Наталия Рубина: «Процесс внедрения нейросетевых технологий даже в искусстве невозможно замедлить, поэтому у нас возникла идея создания мультимедийной выставки с помощью искусственного интеллекта. Нам хотелось самим исследовать эту тему, и снять с наших зрителей страх перед новым, рассказать о том, что такое нейросети и чего можно ожидать от этой технологии».

Елена Райтс, эксперт в области трендсеттинга и сооснователь российской нейросети ReText.AI, отметила важность развития нейросетевых технологий в России на примере особой социальной группы: «В России 41,78 млн пенсионеров, технологии будут играть ключевую роль в улучшении их занятости».

В дополнении, Елена Райтс также подчеркнула активную роль государства в поддержке ИИ-инноваций, включая фонд «Сколково», который выделяет гранты от 20 до 100 млн рублей для разработки ИИ.

Положительное влияние нейросетей озвучил и Иброхимшо Абдучаборов: «Использование нейросетей в обучении детей может оказать положительное влияние на их развитие. Как специалист, занимающейся обучением детей, я вижу много позитивных моментов, которые возникают при сочетании различных инструментов искусственного интеллекта. Я считаю, что следующее поколение инновационных проектов могут создаваться командами, состоящими из 2-3 специалистов, и вполне вероятно, что этими специалистами могут быть подростки в возрасте от 14 до 16 лет. Это может показаться смелым утверждением, но я верю, что молодежь обладает потенциалом для создания новых, уникальных и инновационных решений».

Ольга Шкряба поделилась планами развития нейросети ReText.AI: «Нейросетевые технологии открывают огромные возможности для всего общества. Мы сейчас развиваем нашу нейросеть в сторону проверки орфографии и грамматики, работаем над тем, чтобы наша платформа стала универсальным текстовым помощником и повысила уровень грамотности россиян и всех, кто использует русский язык».

Евгений Киткин подчеркнул влияние новых технологий в кадровом вопросе: «Нейронные сети в работе ускоряют рутинные процессы, что позволяет любому специалисту сосредоточиться на более значимых задачах. Самое главное будет заблаговременно начать знакомиться и изучать различные нейронные сети и их применение в разных областях. Такие специалисты станут более конкурентоспособными на рынке труда. Я не вижу тут никаких рисков, только планомерная эволюция современного работника. Массовый рынок не должен бояться перемен, но людям придется приспосабливаться».

Андрей Мазур, руководитель отдела рекламы и партнер агентства «DOT Digital Agency», поделился своим видением влияния генеративных сервисов на производительность труда: «Это двусторонний процесс: с одной стороны, мы можем работать с большим объемом задач, но с другой стороны, конкуренция увеличивается» — пояснил эксперт. «В результате, творческая продукция становится более доступной. Это, вероятно, отразится на дизайне бытовых приборов, интерфейсов, и даже одежды. Мы в агентстве оптимистично смотрим на эти перспективы, особенно приветствуя тех, кто уже активно использует нейросети».

Руководитель отдела машинного обучения и сооснователь отечественной нейросети для текстов ReText.AI Богдан Салып: «На текущем этапе развития нейросети  позволяют автоматизировать сложнейшие процессы и без привлечения рабочей силы, а в ближайшей будущем именно благодаря машинному обучению человечество сможет перейти на новый уровень технологического процесса. А дискуссии о захвате мира искусственном интеллектом не имеют под собой научного обоснования! Нейросети — это не наш враг, а наш союзник!»

Несмотря на оптимистические прогнозы относительно внедрения нейросетевых технологий, некоторые эксперты выражают опасения относительно уровня безопасности при использовании последних разработок в этой области.

«Необходимо осуществлять государственный контроль над этими технологиями, чтобы избежать возможного злоупотребления. Развиваться в сторону прикладных решений, решений по отраслям, а не универсальных моделей для массовой эксплуатации, как chatGPT» — озвучила одно из решений Елена Райтс.

По итогу, участники круглого стола сошлись во мнении, что нейросетевые технологии требуют общего регулятора и полноценного просвещения в этих областях для повышения квалификации и снятия страхов перед искусственным интеллектом, однако простых дискуссий недостаточно.

Необходимо внедрить мероприятия по адаптации к новым технологиям для всех социальных групп, инициированные государственными органами с привлечением  коммерческих структур, в частности, крупнейших экосистем.