Новые законодательные инициативы призваны внести позитивные изменения в семейное право и укрепить права детей

На состоявшемся 6 ноября 2018 года заседании Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей был рассмотрен ряд законопроектов, призванных внести позитивные изменения в семейное право и укрепить   права детей. В чем же именно, предположительно, будут заключаться законодательные нововведения?

 Первым вопросом на повестке дня был вопрос «О проекте федерального закона № 558290-7 «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации.

Законопроектом закрепляются особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Законопроект направлен на дальнейшее развитие института уполномоченного по правам ребенка не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации, а также на создание эффективных механизмов защиты прав и законных интересов детей.

В настоящее время, отсутствует единообразный подход к созданию института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и его правовой регламентации в региональном законодательстве, в регионах в настоящий момент сложилась различная практика правового регулирования создания и функционирования института уполномоченного по правам ребенка. Также не везде эффективно формируется государственная система защиты прав ребенка с профессионально-выстроенной, координирующей ролью регионального Уполномоченного по правам ребенка. Принятие законопроект поможет урегулировать эти вопросы и сформировать единый подход к формированию института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Второй вопрос, который рассматривался на заседании «О проекте федерального закона № 558293-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (о закреплении прав уполномоченных по правам ребенка, реализуемых при осуществлении гражданского и административного судопроизводства), также внесенный Президентом Российской Федерации.

Комитет по вопросам семьи, женщин и детей является по данному вопросу Комитетом-соисполнителем.

Законопроектом излагается в новой редакции статья 161 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которой Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов детей.

Кроме этого, изменения вносятся также в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Так, например, законопроектом предлагаются изменения, закрепляющие право Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших им известными в связи с выполнением своих обязанностей. Аналогичное изменение предлагается внести в часть 11 статьи 51 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Помимо этого, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в предусмотренных законодательством случаях могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов детей, а также могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к осуществлению их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Важно при этом, что поправками в Налоговый кодекс предусматривается освобождение детского омбудсмена от уплаты госпошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов детей (проект федерального закона № 558296-7 «О внесении изменения в статью 33336 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от государственной пошлины уполномоченного по правам ребенка).

Таким образом, права и полномочия детских омбудсменов будут закреплены на уровне федерального законодательства, что должно самым положительным образом сказаться на возможностях для защиты прав и интересов детей.

Безусловно, данные законопроекты можно только поприветствовать.  И на состоявшемся заседании Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, данные предложения Президента Российской Федерации получили поддержку со стороны всех членов Комитета.

А вот проект федерального закона № 548974-7 «О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации» (в части права женщин, достигших пятидесяти пяти лет, и мужчин, достигших шестидесяти лет, на получение алиментов), внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, Р.А.Баталовой, А.В.Жарковым и другими, не нашел на заседании Комитета единодушного принятия. Можно предположить, что данный законопроект ожидает непростая «судьба» и долгие дискуссии при обсуждениях хотя бы потому, что слово «алименты» традиционно воспринимается как слово с негативным смысловым звучанием и ассоциируется как некая принудительная мера.  Законопроект предлагает сохранить права на алименты за теми лицами, которые в связи с изменением пенсионного законодательства будут позже приобретать право на получение пенсии, однако в силу возраста (женщины, достигших пятидесяти пятилетнего возраста и мужчины - шестидесятилетнего возраста) могут нуждаться в дополнительной поддержке  со стороны близких родственников. При голосовании глава Комитета Тамара Плетнева воздержалась, а остальные присутствующие проголосовали «За».

Следующий в повестке заседания стоял законопроект под названием «О проекте федерального закона № 473140-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий», внесенный членами Совета Федерации В.В.Рязанским, Е.В.Бибиковой, А.Г.Варфоломеевым, Т.А.Кусайко (новая редакция).  Этот законопроект было решено не обсуждать, а отправить «на рассылку» региональным парламентариям для получения «обратной связи» от регионов.  Законопроект ФЗ № 473140-7, касается вопроса государственной регистрации так называемых «детей из пробирки», родители которых не состоят в официально зарегистрированном браке.  При этом руководитель Комитета Тамара Плетнева подчеркнула, что всегда стоит на стороне семьи и брака.

С использованием материалов  http://duma.gov.ru/