В Красногорске реализован проект по внедрению автоматизированной системы учета тепла

Красногорск нepeдкo называют cтoлицeй Пoдмocкoвья из-за буpнoгo pоcтa и paзвития, oпepежaющeгo многие дpугие гopoдa Мocкoвcкoй области. У города ecть все для этoгo: знаменитые промышленные пpeдпpиятия, собственные стpоймaтepиaлы, хoрошaя инфpаcтруктypa, пpeкpacнoe место pасполoжeния и, конeчнo, 100 тыcяч житeлeй, любящиx свой город.

На этот раз, в рамках программы модернизации систем ЖКХ и тепловых сетей по инициативе Красногорской теплосети внедрен концептуально новый масштабный проект по оснащению девяти многоквартирных жилых домов современными ультразвуковыми теплосчетчиками «Kamstrup» и автоматизированному выводу показателей потребления тепла на единый пункт управления и диспетчеризации инженерного оборудования.

Таким образом, управляющие и обслуживающие организации, теплосети, получили возможность в автоматическом режиме получать и анализировать статистические данные по теплопотреблению, составлять отчеты, а также максимально быстро реагировать на любые внештатные ситуации, а также оценить уровень тепловых потерь на различных участках тепловых сетей. При использовании автоматизированной системы сбора данных, утечки оперативно обнаруживаются и ликвидируются, и в квартиры тепло поступает в полном объеме. Кроме того, применение современных дистанционных методов диспетчеризации, сбора и компьютерной обработки показаний счетчиков может дать значительную экономию за счет сокращения штата обслуживающего персонала, возможностей выявления и эффективного исправления недоработок проектов теплоснабжения.     

Оценят удобство такой системы и сами жители домов, участвующих в проекте. Данные с домовых теплосчетчиков обычно вручную снимают контроллеры, одна из основных проблем, которые порождает этот фактор –запаздывание получения данных. С введением новой системы человеческий фактор сведен к минимуму – счета за тепло будут формироваться автоматически.

Контроль над реализацией проекта взяла на себя компания «Стар Лайнс», входящая в холдинг группы компаний «VESSOLINK» и осуществляющая разработку телекоммуникационных систем как на территории России, так и за рубежом. На протяжении долгих лет компания использует продукцию датского производителя ультразвуковых приборов учета серии MULTICAL®. Показания этих приборов по радиоканалу передаются в центральную диспетчерскую и обрабатываются программой, которая позволяет производить мониторинг всех тепловых пунктов. В своей деятельности компания использует наиболее перспективную и надежную телекоммуникационную архитектуру, основанную на GSM связи с передачей данных по технологии CSD или GPRS c передачей данных по сети Internet.

 

Удаленная диспетчеризация на основе GSM связи (сотовая связь)

Это идеальный экономичный вариант, если количество приборов учета тепла не превышает 100 штук, а управляющей компании требуется удаленная диспетчеризация только для получения статистических данных по теплопотреблению и информация для составления отчетов.

В этом варианте технологического решения в качестве передающего устройства используются GSM терминальные модемы, которые устанавливаются непосредственно у каждого прибора учета тепла и в диспетчерском центре у компьютера диспетчера.

Диспетчер устанавливает прямое сотовое соединение последовательно с каждым прибором учета тепла и производит загрузку показаний прибора в базу данных. После опроса приборов и загрузки актуальных показаний, можно создавать отчеты и проводить аналитический анализ.

Удаленная диспетчеризация на основе GPRS контроллеров

Этот вариант стоит реализовывать в том случае, если контролируемых приборов более 100 и планируется расширение. Управляющая компания может планировать не только расширение, но и наращивание системы диспетчеризации, например, аварийными датчиками протечки, пожара, охранной сигнализацией на открытие дверей теплопункта или подвала, подключение видео наблюдения и т.п.

В этом варианте реализации удаленной диспетчеризации у каждого прибора устанавливается GPRSконтроллер. В диспетчерском центре на управляющем сервере должно работать специальное программное обеспечение, а сервер должен иметь постоянное интернет соединение со статичным внешним IP адресом.

После установки, настройки и включения, GPRS контроллер автоматически, используя GPRS сеть сотового оператора, выходит в интернет, соединяется с управляющим сервером и самостоятельно без участия диспетчера передает показания прибора на управляющий сервер. Сервер записывает полученную информацию в базу данных. Таким образом, создается возможность параллельного опроса до 1000 приборов учета тепла. Создавать отчеты и проводить аналитический анализ можно в любое время.

На сегодняшний день к системе дистанционной диспетчеризации подключено 26 приборов MULTICAL® 601 и 66СDE в двух городах — Красногорск и Тверь, где был реализован проект по оснащению дистанционной диспетчеризацией нескольких детских учреждений.

Сейчас на согласовании в Красногорской теплосети договор о подключении к этой системе еще 74 теплосчетчиков «Kamstrup» MULTICAL®.

«Развитие централизованной системы теплоснабжения является одним из самых приоритетных направлений современного коммунального хозяйства России. В перспективе компании — реализация аналогичных проектов во всех российских городах, — говорит директор по сбыту Kamstrup AS, Татьяна Кислякова.

Разработанная и реализованная специалистами система дистанционной диспетчеризации показала отличные результаты как с точки зрения сокращения утечек, так и в плане оптимизации режимов теплоснабжения многоквартирных домов. При весьма незначительных вложениях она позволила существенно сократить финансовые и трудовые расходы теплосетей и высвободить ресурсы для дальнейшей модернизации оборудования и трубопроводов. В ближайшем будущем на территории Красногорска планируется реализация аналогичных проектов, которые принесут немало экономических выгод и поставщикам, и потребителям городского тепла.