РЕЙТИНГ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

 1. Рейтинг муниципалитетов

Рейтинг муниципалитетов по уровню развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) – это уникальный исследовательский проект по анализу малого бизнеса в разрезе муниципалитетов, который медиахолдинг ОПОРА-КРЕДИТ реализует при поддержке ОПОРЫ РОССИИ и Министерства экономического развития РФ.

Рейтинг муниципалитетов – это результат комплексной оценки каждого из муниципальных районов и городских округов по более, чем 100 параметрам, характеризующих усилия и результаты местной власти в направлении поддержки малого бизнеса. Оценка проводится в сравнении с другими муниципалитетами внутри одного региона.

В 2011 году был составлен Рейтинг муниципалитетов 8 регионов:

Ставропольский край

Пермский край

Республика Башкортостан

Краснодарский край

Калининградская область

Ульяновская область

Липецкая область

Новосибирская область

Отчёты об итогах исследования «Рейтинг муниципалитетов: поддержка малого бизнеса» доступны на сайте ОПОРЫ-КРЕДИТ (www.opora-credit.ru/research).

2. Участники исследования

Для участия в исследовании муниципальным районам и городским округам было необходимо предоставить информацию о мероприятиях поддержки малого бизнеса, а также о результатах этой поддержки. Решение об участии в независимом исследовании ОПОРЫ-КРЕДИТ принималось каждым муниципалитетом добровольно.

Позитивным представляется тот факт, что если в первом («пилотном») исследовании приняло участие около 85% муниципалитетов субъекта РФ, то, начиная с 4-го регионального этапа, проект стабильно охватывал 100% муниципалитетов. Более того, некоторые сельские поселения, не включенные в первоначальный список участников рейтинга, также изъявили желание предоставить для оценки информацию о результатах развития малого бизнеса.

3. Методика оценки муниципалитета

Итоговый рейтинг является комплексной оценкой условий и результатов развития МСП в муниципальном образовании четырём блокам параметров:

· состояние МСП (относительные и абсолютные данные, характеризующие развитие малого бизнеса);

· динамика развития МСП (данные об изменениях за последние 3 года);

· административные мероприятия по поддержке МСП,

· инвестиционная активность в муниципальном образовании.

Отметим, что при составлении рейтинга использовались в том числе относительные показатели, которые нивелируют различия между крупными городами и небольшими муниципальными районами. В большинстве случаев из расчёта были исключены только центры субъектов РФ из-за значительного превышения показателей социально-экономического развития по сравнению со средним уровнем региона.

Другими словами, оценка ОПОРЫ-КРЕДИТ – это тот потенциал муниципалитета, который доступен каждому субъекту МСП или каждому жителю.

4. Данные для исследования

Для повышения достоверности анализа, данные о состоянии и развитии малого бизнеса, учитываемые в рейтинге агрегировались из 3-х источников:

1. администрации муниципальных образований (информация из различных подразделений, имеющая отношение к сфере малого бизнеса, предоставлялась от имени  Главы администрации муниципалитета);

2. профильный департамент по развитию предпринимательства субъекта РФ (в исследовании учитывались официальные документы,  статистические данные, а также экспертные интервью руководителей);

3. руководство муниципальных организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса, которые выступают операторами мероприятий господдержки.

Кроме того, предпринимателям была дана возможность высказать своё мнение о деятельности их муниципальной власти в направлении развития малого бизнеса.

5. Лидеры рейтинга

Кроме муниципалитета–лидера итогового рейтинга, в котором была отмечена наиболее благоприятная ситуация в сфере малого бизнеса, по итогам региональных этапов были выделены и награждены лидеры по номинациям.

В номинации «Малый бизнес – большой рост» отмечался тот муниципалитет, который, несмотря на сложную стартовую ситуацию в области МСП, за последние 3 года продемонстрировал наиболее высокие темпы развития.

Номинация «Поддержка малого бизнеса» призвана наградить тот муниципалитет, в котором реализуется наибольшее количество эффективных мероприятий поддержки МСП. Несмотря на то, что к настоящему времени усилия местной власти могли не привести к позитивных системным изменениям в этой сфере, они существенно повышают их вероятность в будущем.

Кроме награждения лидеров рейтинга, одной из целей исследования было выявление, анализ и популяризация лучших практик муниципалитетов по развитию малого бизнеса.

6. Лучшие практики по развитию малого бизнеса на уровне муниципалитетов

Искитимский район Новосибирской области: «Реализация федеральной и региональной стратегии развития предпринимательства на муниципальном уровне».

Чаплыгинский район Липецкой области: «Сеть организаций финансовой поддержки малого бизнеса».

г. Октябрьский Республики Башкортостан: «Бизнес-инкубатор как центр инфраструктурной поддержки малого бизнеса».

Зеленоградский район Калининградской области:         «Развитие малого и среднего предпринимательства через  формирование горизонтальных связей между муниципалитетами».

Нуримановский район Республики Башкортостан:         «Туристско-рекреационный кластер как импульс развития малого бизнеса».

г.Анапа Краснодарского края:        «Оптимизация процесса взаимодействия администрации и бизнеса».

После публичной презентации на форуме «Бизнес-Успех» информация об этих успешных примерах развития МСП на муниципальном уровне будет доступна на портале ОПОРА-КРЕДИТ (www.opora-credit.ru).

7. Итоги проекта

Отчёты о региональных этапах исследования находятся в свободном доступе – любой желающий может ознакомиться с результатами сравнительного анализа эффективности поддержки малого бизнеса в муниципалитетах.

296 действующих муниципальных программ поддержки МСП опубликованы на портале opora-credit.ru – муниципалитеты могут сравнить свою разработку с другими, в том числе и с теми, которые получили высокую оценку в рамках исследования; а предприниматели – узнать, какие направления поддержки реализуются конкретно в их муниципальном районе или городском округе.

Ещё более важным представляется то, как проект «Рейтинг муниципалитетов» был воспринят на уровне региональной власти.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов после регионального этапа «Бизнес-Успех» распорядился включить показатели эффективности муниципальной власти дополнительный параметр - работа с МСП.

Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов в своём ежегодном послании Государственному Собранию назвал значимым достижением включение муниципалитетов Башкирии в список наиболее успешных примеров поддержки малого бизнеса в рамках исследования «Рейтинг муниципалитетов».

Подобные примеры убедительно показывают, что необходимость работы по независимой оценке муниципалитетов с точки зрения бизнес-климата для малых предприятий назрела и проект ОПОРЫ-КРЕДИТ важен как для предпринимателей, так и для представителей власти.

8. 10 фактов о поддержке малого бизнеса в муниципалитетах 

1. В 87% муниципальных районов и городских округов из исследуемой выборки действуют целевые программы развития предпринимательства.

Среднее финансирование подобных программ составляет 2,27 млн руб./год, однако диапазон достаточно широк: например, в Мошковском районе Новосибирской области – 37 млн руб./год, а в Корочанском районе Белгородской области – 7,5 тыс. руб./год; при этом численность населения 2-х районов практически одинакова – ок.40 тыс. чел.

2. Заметна тенденция повышения среднего объёма финансирования муниципальных программ.

Фото 

 

3. В основном финансирование муниципальных целевых программ обеспечивается бюджетом субъекта РФ.

Фото 

 

 

4. В 55% случаев целевая  программа не предусматривает оценку эффективности оказанной господдержки, а в 45% случаев – информацию о финансировании конкретных мероприятий.

5.  В каждом 4 муниципальном образовании существуют какие-либо организации финансовой поддержки, около половины из них – кредитные кооперативы.

 

6. Средний объём кредитного портфеля, полученного в результате деятельности 1 муниципального залогового фонда в 2011 году,  – 16,5 млн руб.

 

7. Большинство муниципальных организаций инфраструктуры оказывают информационно-консультационную поддержку.

Фото 

 

8. 2011 году удалось получить поддержку организаций инфраструктуры в среднем:

  • 12,3% предпринимателей - жителей центров субъектов РФ
  • 7% предпринимателей из населённых пунктов, численностью более 500 тыс. чел.
  • 2% предпринимателей из населённых пунктов, численностью более 300 тыс. чел.
  • 0,11% предпринимателей из населённых пунктов, численностью более 100 тыс. чел.
  • 0,0008% предпринимателей из населённых пунктов, численностью менее 100 тыс. чел.

 

9. В 4  муниципальных образованиях из 296 участников исследования введены льготы для предпринимателей по местным налогам.

 

10. Бизнес-объединения существуют в 35% муниципальных районов и городских округов, а координационные и совещательные органы по развитию малого бизнеса при администрации – в  78%.

9. Прямая речь

Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ Наталья Игоревна Ларионова:

«Когда мы начинали реализовывать программу поддержки малого бизнеса в 2005 году, у нас была задача «достучаться» до каждого губернатора. Когда все стали понимать, что такое малый бизнес и что им надо заниматься, стало очевидно: надо идти дальше, ведь качественное развитие программы и ее реализация упираются в действия глав муниципалитетов на местах.

Мы стали разворачивать программу на муниципальный уровень. У нас есть стимул поддерживать муниципалитеты, которые хотят и могут эффективно пользоваться программами - мы видим, что это работает. Именно с этой точки зрения нам стало интересно поддержать конкурс «Бизнес-Успех», в рамках которого мы проводили тренинги для глав муниципалитетов в регионах. Главное, чего мы хотели добиться, - это не найти тех, кто делает что-то неправильно, а научить, дать  конкретные инструменты и показать, какие возможности есть у нас для поддержки малого бизнеса на местах.

Я сама наблюдала за тем, с какой завистью руководители муниципалитетов, которым не доставалась премия, смотрели за своими соседями. Я думаю, что вот эта хорошая зависть, она реально простимулирует тех, кто отстает, что-то делать, в следующий раз быть лучше и победить».

Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ, генеральный директор медиахолдинга ОПОРА-КРЕДИТ Александр Владимирович Бречалов:

«Рейтинг муниципалитетов – это часть масштабного всероссийского проекта «Бизнес-Успех», основная цель которого повысить активность муниципальной власти в развитии малого бизнеса.

Именно на этом уровне власть - ближе всего к конкретному предпринимателю и имеет возможность реально ему помочь. Однако зачастую позитивные инициативы федеральной и региональной власти сводятся «на нет»  пассивностью местных администраций.

В отличие от большинства исследований бизнес-климата в России, мы впервые пошли глубже и выявили различия на уровне муниципальных районов, понимая, что в них проживают почти 30% населения, для которых малое предпринимательство имеет огромное социальное значение.

Комплексная оценка деятельности муниципалитетов позволила понять, где и за счёт чего малый бизнес развивается, а где есть проблемы. Кроме того, исследование ОПОРЫ-КРЕДИТ восполняет тот пробел в статистике малого предпринимательства, который существует сейчас.

Исследование малого бизнеса в регионах продолжается: мы следим за тем, как будут выполняться заявленные мероприятия поддержки в дальнейшем, а также держим связь с предпринимателями на местах, которые испытывают на себе результаты политики муниципальных администраций.»

 

 

 

10. Контактное лицо по проекту «Рейтинг муниципалитетов»

Директор департамента аналитики и исследования

медиахолдинга ОПОРА-КРЕДИТ

Дарья Сунцова

+7 (495) 783-58-14 (06-48)

suntsova@opora-credit.ru