Форсайт-флот отправился на поиск заделов для технологического лидерства России к 2035 году

12 мая 2015 года от причалов Северного речного вокзала стартовал пятидневный «Форсайт-флот» - самый масштабный интеллектуальный проект года по разработке дорожных карт Национальной технологической инициативы (НТИ). В работе «Форсайт-флота 2015» принимают участие проектные, творческие команды; динамично развивающиеся технологические компании, которые готовы впитывать новые разработки; ведущие университеты; исследовательские центры; крупные деловые объединения страны; институты развития, экспертные и профессиональные сообщества; заинтересованные министерства. Организаторы «Форсайт-флота 2015»: Агентство стратегических инициатив, ОАО «РВК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Форсайт-флот отправился на поиск заделов для технологического лидерства России к 2035 году

Над проектированием дорожных карт НТИ в рамках «Форсайт-флота» работают свыше 600 человек. Участники разделены на 40 рабочих групп по направлениям «Новые рынки», «Технологии», «Инфраструктура», «Институты». Каждый теплоход объединяет три логически связанных новых рынка, а также важные для них технологии. В ходе стратегической сессии группы будут консолидировать и встраивать свои разработки в общую дорожную карту по каждому из рынков.

Результатом Форсайт-флота 2015 станут 3-5 дорожных карт перспективных рынков с объемом от 100 млрд долларов, на которых смогут развиваться и успешно конкурировать на глобальном уровне новые российские технологические компании – национальные чемпионы. Дорожные карты будут представлены Президенту Российской Федерации Владимиру Путину в июле 2015 года.

Форсайт-флот – уникальный для России формат коммуникации между успешными бизнесменами, разработчиками инновационных проектов, представителями федеральной и региональной исполнительной власти, институтами развития, экспертами в образовании, предпринимательстве, управлении, авторитетными учеными, журналистами, в ходе которой создаются устойчивые социальные и деловые связи, формируются и развиваются профессиональные сообщества, рождаются новые уникальные проекты и новые профессиональные команды для их реализации.

 

На несколько дней участники Форсайт-флота оставляют все текущие дела, чтобы в замкнутом пространстве, на корабле, целиком посвятить себя разработке стратегий, дорожных карт и проектов, способных оказать существенное положительное влияние на важнейшие сферы жизни государства, а также выстраиванию личных карьерных и профессиональных траекторий.

 

Повестка «Форсайт-флота», с которой работают участники, определяется стратегическими приоритетами, обозначенными первыми лицами государства, профессиональными сообществами и ассоциациями. Результаты работы участников получают дальнейшее развитие в стартап-проектах, общественных и законодательных инициативах, вносятся в государственные, региональные, отраслевые программы, представляются на рассмотрение Президенту и Правительству Российской Федерации.

 

В 2015 году Национальная технологическая инициатива, как один из приоритетов государственной политики, была обозначена Президентом России Владимиром Путиным в Послании к Федеральному собранию 4 декабря 2014 года:«На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада».

По мнению Павла Лукши, профессора практики Московской школы управления «Сколково», программного директора теплохода «Лев Толстой», нынешний Форсайт-флот в сравнении с мероприятиями 2012-2014 годов - самый ожидаемый по уровню результатов, которые смогут запустить системные изменения в области управления инновациями в России: «В последние несколько технологических революций Россия, по сути дела, не попала. И сейчас мы эти технологии уже покупаем как коробочные решения, поскольку другого способа разрабатывать и произвести их, фактически, у нас не остается. Тем не менее, несмотря на это, у нас остается сильный потенциал с точки зрения разработчиков, с точки зрения какого-то типа производств. Вопрос – как этот потенциал использовать для того, чтобы в следующей технологической революции найти свое место? И здесь все упирается в 2 вещи: первое – что надо идти не от тех заделов, которые есть из прошлого (и, в принципе, есть хорошие примеры: в энергетике и традиционных отраслях транспортных), а нужно идти, скорее, из логике того, а в какую реальность собираемся, где и как мы можем в нее вписаться с нашими решениями и нашими продуктами».

 

Евгений Кузнецов, заместитель генерального директора, директор проектного офиса ОАО «РВК», программный директор теплохода «Александр Радищев», обозначил цели и конечный результат НТИ:«Технологическое развитие страны идет медленно: во-первых, не умеем реализовывать долгосрочные задачи, а во-вторых, у нас нет навыка создания глобальных компаний. При этом существуют достаточно серьезные вызовы, в свете которых Национальная технологическая инициатива - это вопрос выживания. Цель НТИ - получить план технологического развития на ближайшие 20-30 лет, чтобы уверенно двигаться в будущее. Во всем мире такие планы есть. Конкретным практическим результатом нашей работы станет появление в России в каждый исторический период по несколько технологических компаний - глобальных лидеров на своих рынках».

Владимир Княгинин, президент Фонда «Центр стратегических разработок», программный директор теплохода «Зосима Шашков», подчеркнул, что принципиально важным в работе групп на «Форсайт-флоте» является проектирование рынков под потребности человека и появление на «Форсайт-флоте» участников, которые хотят и будут реализовывать и разработанные дорожные карты: «Ничего предопределенного нет. Если группы для себя примут решение по- другому пересобрать будущий рынок, мы ничего и никому запрещать не будем. Люди определились и заявили, что они делают ставку именно на этот тип деятельности по построению своего будущего».

 

По ряду рынков, которые сейчас разрабатываются на «Форсайт-флоте», уже была проведена предварительная работа, в ходе которой актив рабочих групп сформировал свои версии рынков и дорожных карт для обсуждения расширенным составом участников. Лидерами групп были назначены эксперты, которые много лет занимаются перспективными разработками по каждому из направлений, обладают качественной экспертизой и могут объединить вокруг себя единомышленников. Свое видение рынков лидеры и представители рабочих групп презентовали в первый день работы «Форсайт-флота».

Дмитрий Холкин, директор проектного центра развития инноваций Центра стратегических разработок, лидер группы по разработке рынка распределенной энергетики EnergyNet, обозначил, что по оценкам экспертов, к 2035 году Россия потеряет определенную долю рынка энергоносителей. 2020 год, по планам Минэнерго, является годом запуска следующего инвестиционного цикла, когда в энергетику будут вложены триллионы рублей: «Если мы остаемся в старой модели, то будем вкладывать триллионы рублей в неэффективную энергетику и по различным оценкам экспертов, получим к 2035 году рост цен в 2,5 – 3 раза, что будет негативно сказываться на инвестиционном потенциале страны». По мнению Дмитрия Холкина, новый рынок должен быть ориентирован, прежде всего, на постиндустриальный сегмент экономики. Это распределенные энергетические ресурсы, сервисные организации – то, что выходит за пределы крупной индустриальной энергетики. Необходимо найти платформы, которые позволят строить новые бизнес-модели и новые сервисы: «Построение новых сервисов должно быть построено не на модели «человек-человек», а на модели «машина-машина». Мы понимаем, что есть много структур, которые выступают на энергетическом рынке как посредники. Мы должны исходить из того, что за счет технологических решений, которые будут разработаны в рамках EnergyNet , они будут максимально минимизировать эти прослойки».

Выходцев Сергей, президент компании «Velle» (группа по разработке дорожной карты рынка персонального производства и доставки еды и воды FoodNet), одной из важнейших задач разработки Дорожной карты ставит почти стопроцентное импортозамещение и обозначает развилки, которую должна преодолеть рабочая группа:«Либо мы будем пытаться накормить страну к 2035 году, либо мы уйдем «в космос» и займемся органической едой. Россия располагает территориями, чистыми от загрязнения. В Европе это редкий ресурс, и монетизировать его мне кажется заманчивой историей».

Хмелевский Сергей, председатель правления Института региональных инновационных систем» (группа по разработке рынка персональных систем безопасности SafeNet), обозначил, что основной темой работы группы станет разработка систем безопасности передачи, обработки и хранения информации, которая в постиндустриальной экономики станет ключевой ценностью и конкурентным преимуществом: «Мы условно разделились на две подгруппы. Первая - развитие новой инфраструктуры безопасной передачи, хранения и обработки информации. Вторая - инфраструктура персональная, прежде всего, это мобильные системы».

Игорь Владимиров, генеральный директор ООО «ВИСТ Групп» (рынок распределенной системы управления автотранспортом без водителя AutoNetподчеркнул, что на Форсайт-флоте будет рассматриваться не только создание (разработка и производство) самих транспортных средств, но и формирование комплексной логистической и сервисной инфраструктуры для новых технологических рынков.

 

К концу третьего дня группы представят первое видение рыков и дорожных карт, которые, после презентации и оценки участниками, будут дорабатываться на 4 и 5 день «Форсайт-флота».

 

Разработка Дорожных карт ведется с использованием социальной технологии Rapid Foresight – метода, позволяющего участникам определить желаемый образ будущего и договориться о действиях по его реализации.Форсайт-технология была создана за рубежом 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. Rapid Foresight (RF) —разновидность форсайтов, позволяющая получать сопоставимые по точности прогнозы за гораздо более короткий срок, чем в традиционных форсайтах, и без многомиллионного бюджета. Разработана группой «Метавер».