Энергетике нужны новые, прорывные технологии.

Валерий Арташесович СаакянСправка. Валерий Арташесович Саакян работает в энергетической отрасли более 40 лет, прошел путь от инженера-электрика "Нуректаджикгидроэнергострой" до вице-президента Российской корпорации по энергетическому строительству и строительной индустрии "Росэнергострой". В 1970-ых годах руководил строительством Курской АЭС, в 1980-ых – Калининской АЭС. В РАО "ЕЭС России" работает с 1993 года. Занимал должности начальника Департамента энергетического строительства, заместителя начальника Департамента управления капитальным строительством, генерального директора энергостроительного комплекса ЕЭС. В апреле 2002 года был назначен советником Председателя Правления РАО "ЕЭС России". За многолетний труд Валерий Арташесович СААКЯН неоднократно был удостоен многих почетных званий и заслуженных наград. По итогам 2010 года был награжден в рамках Международной Премии «Персона года». 

Энергетика

Энергетике нужны новые, прорывные технологии 

ОАО «Объединенная энергостроительная корпорация» была создана в 2005 году на базе компаний, участвующих в строительстве Бурейской ГЭС.  Создание ОЭК было необходимым шагом в связи с развитием отечественной экономики и, как следствие, высокими темпами роста потребления электроэнергии в России.  Одновременно с этим перед ОЭК был остро поставлен  вопрос о необходимости модернизации отрасли и вводе новых мощностей до 2020 года, в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В настоящее время ОАО «Объединенная энергостроительная корпорация» занимает одно из ведущих мест среди энергостроительных компаний РФ и принимает активное участие в реконструкции действующих и строительстве новых энергообъектов.

Каковы перспективы  у энергетической отрасли?  На какие генерации делает акцент стратегия её развития? Внесут ли коррективы в перспективные планы энергостроителей  недавние трагические события в Японии?

На вопросы «Время Инноваций» согласился ответить Председатель Совета директоров ОАО «Объединенная энергостроительная корпорация» Валерий Арташесович СААКЯН.

- Валерий Арташесович, не секрет, что создание Объединенной Энергостроительной Корпорации совпало с окончанием в гидростроительстве периода застоя и стало катализатором восстановительного процесса в отрасли.  Действительно ли    строительство  Бурейской ГЭС,  над которым в 90-е годы нависала угроза  «заморозки», стало точкой отсчета деятельности корпорации?

- Создание Объединенной Энергетической Корпорации относится к самому концу 2005 года,  когда к этому моменту уже были введены четыре  из шести гидроагрегатов,   мощностью по 330 МгВт каждый. Многие руководители ОЭКа, в частности,  и я, и Генеральный директор Сазанов С.М. работали в то время непосредственно в центральном аппарате РАО «ЕЭС России», отвечая за организацию строительства Бурейской ГЭС.  А первый её агрегат   был веден еще в июне 2003 года.

- Известно, что в 90-е годы над Бурейской ГЭС  нависала угроза  заморозки строительства. Ситуация изменилась с приходом в руководство РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. В результате, в Правительстве РФ было принято решение о достройке станции, расположенной в зоне перманентного энергокризиса. Насколько   ввод  в строй Бурейской ГЭС решил проблему энергодефицита в дальневосточном регионе?

Калининская АЭС (машинный зал) - Вопрос сформулирован правильно, кроме фразы «угроза заморозки». Стройка уже лежала в пыли:  финансирование строительства обеспечивалось реальными деньгами лишь на 5-7%,  задолженность по заработной плате доходила до двух лет. И только с приходом Чубайса А.Б. ситуация  коренным образом поменялась к лучшему.

Наверняка, многие помнят телевизионные баталии, вызванные хроническим энергодефицитом в регионе Дальнего Востока.  С вводом первых двух агрегатов Бурейской ГЭС и строительством второй линии ЛЭП-500  Бурейской ГЭС-Хабаровск,  страна забыла,  что такое дефицит электроэнергии в Приморском и Хабаровском краях. 

- Образно говоря, Сибирь и Дальний Восток - кладовые для гидроэнергетики.  Может ли, по Вашему мнению, строительство новых гидросооружений способствовать создание новых экономических кластеров и возрождению депрессивных регионов?

- Да и только да!  Практика уже доказала экономическую состоятельность этой взаимосвязи, и переоценить значение гидроэлектростанций в нашей жизни трудно. Каждая крупная ГЭС становится центром экономического кластера. Вокруг нее возникают производства, развивается инфраструктура. Осваиваются новые территории, создаются новые рабочие места. Государство получает дополнительные налоги, а уровень жизни населения значительно повышается. Так, возведение таких крупных объектов гидроэнергетики, как Братская ГЭС,  Усть-Илимская ГЭС, Хантайская ГЭС и Саяно-Шушенская ГЭС стало толчком  для появления новых  экономических кластеров. 

- В каком состоянии сегодня  находится кадровый состав специалистов корпорации?  И принимаете ли вы на низкоквалификационные работы мигрантов?

- Да, у нас в Корпорации, во всех ее звеньях сложился профессиональный конгломерат специалистов, разный по возрасту, опыту и знаниям, но прошедший большую школу не только гидроэнергетического строит5льства, но и профессионально знающих атомное энергетическое строительство.

По генеральному подряду в компании работает около пяти тысяч человек. Мигрантов в их составе нет. На атомных станциях это недопустимо,  а в Сибири мы опираемся на своих специалистов - в основном, на «выходцев» с Саяно-Шушенской ГЭС, Бурейской ГЭС и т.д.

- Сегодня ситуация такова, что заказчиком таких крупномасштабных и дорогостоящих объектов,  какими являются ГЭС, может быть только государство. Учитывая природный потенциал России, считаете ли Вы достаточной и целесообразной сегодняшнюю стратегию развития отечественной гидроэнергетики?

- Да,  в руках «РусГидро» должен быть проектно-изыскательный ресурс (т.е. «Гидропроекты» и ряд специализированных организаций). Совершенно очевидно, что в  ближайшие 10-15 лет «распыла» ресурсов всех видов нельзя допускать. 

- Каким был год работы в новых условиях саморегулирования?

- У нас сильные СРО и в атомной, и в гидроэнергетических отраслях. Но проблемы системы саморегулирования - общие для всего строительного сообщества. В частности, необходимо     совершенствовать законодательную базу и срочно нарабатывать технические и технологические регламенты.

- Валерий Арташесович, а занимается ли ОЭК жилым и промышленным строительством?

- Нет. Кроме строительства одного офисного здания, в том числе для себя. 

- Инновации и энергоэффективность – самые актуальные аспекты современного строительства. Какие технологии и материалы,  применяемые строителями «ОЭК»,  наиболее всего вписываются в эти требования?

- В качестве примера инновационной технологии я бы назвал укрупнительную сборку элементов защитных оболочек на атомных электростанциях, которая  ведет к резкому сокращению трудозатрат на строительной площадке. 

-  Какие   объекты  возводятся Вашей компанией в Москве? В строительстве каких Вы планируете участвовать?

- Недавно в Москве состоялся торжественный пуск крупных энергетических объектов – парогазовых энергоблоков  ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21, в сооружении которых мы участвовали. Но сейчас мы сосредоточены на строительстве объектов гидроэнергетики и атомных электростанций. Сегодня мы работаем в Сибири, на Нововоронежской АЭС,  готовимся к выходу в Северо-Западный и Южный регионы.

- В Энергетической стратегии России на период до 2020 г  говорится: «Для обеспечения надежного функционирования Единой энергетической системы России и компенсации неравномерного потребления электроэнергии в условиях увеличения доли базисных АЭС в европейской части страны необходимо ускорить сооружение гидроаккумулирующих электростанций». Вы возводите Загорскую ГАЭС-2,  первую станцию такого типа в нашей стране. Какие преференции даст ее ввод центральному региону?

- Мы свою часть работы на Загорской ГАЭС уже выполнили. ГАЭС – это бриллианты в Единой Энергетической Системе страны. Гидроаккумулирующая электростанция – это,  бесспорно, уникальное гидроэнергетическое сооружение. С его помощью можно запасать электрическую энергию и возвращая ее в энергосистему по мере необходимости.  При образовании в энергосистеме дефицита генерирующей мощности (например, в утренние и вечерние часы) блоки ГАЭС действуют как генераторы и превращают кинетическую энергию воды в электрическую энергию, которая затем поступает в объединенную систему. Для России ГАЭС – еще достаточно новые объекты, а за рубежом история эксплуатации ГАЭС   насчитывает уже более 120 лет.

- А каков расчетный срок эксплуатации гидроэлектростанций при условии их должного обслуживания?

- Я видел в Швеции ГЭС мощностью 150 МВт (4 агрегата) работающей уже 100 лет.

- Как Вы считаете, доля каких генераций (гидро, атомная, тепловая)  в общем энергобалансе страны будет развиваться наиболее активно?  

- Должна быть атомная. Вот только Япония внесет сомнения.  События в Японии уже побудили отдельные  государства заявить о сворачивании программ атомного строительства.

До сегодняшнего дня мир ориентировался,  в основном, на развитие ядерной энергетики,  поскольку  это самый экономически выгодный способ получения электроэнергии, а при условии соблюдения соответствующих правил как во время проектирования, так и во время строительства и последующей эксплуатации станции – и безопасный.

В некоторых странах частица ядерной энергетики  превышает 50%, а во Франции и Литве - 80%.

Недавно Президент РФ  Дмитрий Анатольевич Медведев  по вопросу перспектив развития атомной энергетики сказал следующее: «…Вероятно, нужны дополнительные требования, ну и, соответственно, ограничения к строительству атомных станций в сейсмически опасных зонах. Здесь должны быть общие международные требования, особенно там, где возможны очень мощные землетрясения и последующие цунами. Кстати, в нашем своде правил и нормативов по атомной энергетике уже существует норма, которая запрещает строительство атомных станций там, где может быть максимально сильное расчётное землетрясение, восьмибалльное землетрясение. То есть, у нас этот норматив уже есть. Нужно, по всей вероятности, закрепить его на международном уровне».

- Станет ли энергетика, использующая нетрадиционные возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, биомассу и другие) занимать заметное место в экономике страны?

- Думаю, что эта доля будет незначительной.  Во всем мире на возобновляемые (альтернативные) источники энергии приходится всего около 1 %   выработки электроэнергии. И то, речь здесь идет, прежде всего, о геотермальных электростанциях (ГеоТЭС), которые вырабатывают немалую часть электроэнергии в странах Центральной Америки, на Филиппинах, в Исландии.  Энергопотенциал России имеет иной вектор. Мы должны максимально использовать свои богатые ресурсы для  гидростроения.

В перспективе же, нужны новые, прорывные технологии.

- Любое строительство – дело ответственное, а энергостроительство – особенно. Есть ли проблемы по качеству материалов? Каких отечественных производителей стройматериалов (в Москве и регионах) Вы считаете своими надежными партнерами?

- Самое главное для нас – это качественные металл и цемент. Именно такое качество материалов обеспечивают компании «Северсталь», Оскольский электрометаллургический комбинат, Белгородский цементный завод.

-  «Возводя очередную плотину гидроэлектростанции, мы явно ощущаем, что в буквальном смысле строим светлое будущее России». Так сказал в свое время бывший Президент ОАО «ОЭК» Бурков С.И.  Готовы и Вы подписаться под этим высказыванием?

- Ныне ушедший из жизни С.И. Бурков,  с которым мы проработали не один год, светлая ему память, совершенно прав, и это очевидно! Ведь помимо того, что ГЭС дают экологически чистую энергию, они защищают застроенные территории от наводнений и обеспечивают подачу воды на предприятия промышленности и сельского хозяйства, а также создают возможности для организации водных перевозок. Словом, каждая ГЭС создает весомые предпосылки для развития страны. Сегодня в Российской Федерации существует несколько проектов по комплексному развитию регионов, где важнейшее место отводится именно ГЭС.

- Спасибо за беседу!  «Время Инноваций» желает Вам успешной работы! 

Беседу вела Светлана Шишлова