Предназначение «зеленой» архитектуры – создавать устойчивую комфортную среду

Именно с таким убеждением работает российский архитектор Александр Ремизов,  возглавляющий Некоммерческое партнерство «Совет по зеленому строительству» (НП СПЗС).  Недавно архитектор представлял  НП СПЗС и свой проект «Ковчег», уже взявший главную награду на престижном конкурсе  Radical Innovations in Hospitality в США, на международном архитектурном форуме в Токио, о чем поделился с нами в своем интервью. 

Фото- Александр Николаевич, Вы недавно побывали на  Всемирном архитектурном конгрессе в Токио. Расскажите об этом, пожалуйста!

-  У меня было два приглашения. Первое – от рабочей программы МСА  ARES, которая называется «Архитектура и возобновляемые источники энергии», (Architecture and redouble energy sources). Это всемирная программа,  охватывающая все регионы. Возглавляет ее Никос Финтикакис, член руководящего совета.  На конгрессе я делал презентацию некоммерческого партнерства «Совет по «зеленому» строительству». Кстати,  и приглашен я был именно как председатель НП «СПЗС».  Я представлял  наши «зеленые» стандарты, которые мы совсем недавно разработали совместно с Союзом архитекторов России.

- Насколько обязательны они к применению?

- Это система сертификации добровольного применения. Обязательных  систем сертификации нет нигде в мире. Тем не менее, применение их в мировой практике становится все шире, и это объяснимо в связи с тенденцией к экологическому, энергоэффективному, иными словами, «зеленому» строительству.  Сейчас мы сертифицируем первый дом. Замечу, что на сегодня  еще ни одна система сертификации, существующая в России,  не имеет сертифицированных объектов. Работают в этом направлении многие, но эти их проекты находятся на различных стадиях готовности, а у нас уже есть готовый объект. Мы его вели от самого начала,  от проектирования, а сегодня он уже находится в эксплуатации, там живет семья. 

- Это малоэтажный дом?

- Да. Принцип нашей системы сертификации заключается в том, что мы создаем ее не сразу для всех объектов.  Существует закон: «Сравнивай подобное с подобным». Ведь невозможно подвергать сравнению,  например,  стадион,  больницу и жилой дом. Мы начали разрабатывать сертификационные стандарты  по типологии здания, и начали с  малоэтажных жилых зданий. Дальше у нас будут следующие типы: многоэтажные,  общественные   коммерческие и торговые здания, а уже за ними пойдут спортивные сооружения. И эту линейку мы непременно будем расширять.

Сегодня стандарт готов для малоэтажных зданий, мы его применяем, сертифицируем первый дом, и об этом «зеленом» проекте мы будем говорить. Об этом же я говорил в Токио, показывал примеры, и эта информация  вызвала живой интерес. Скажу почему: потому что во всем  мире и в нашей стране система сертификации «зеленых» зданий создается, в основном, инженерами и экологами. И параметры, которые ставятся во главу угла, практически не учитывают качество архитектуры. Но,  согласитесь, что не нужно забывать о том, что архитектура – это все-таки культурная среда обитания. И основное предназначение архитектуры – создавать устойчивую, комфортную среду,  в которой человеку хотелось бы долго и комфортно жить. Кому,  как не архитекторам,  решать  насущные вопросы сертификации и стандартизации «зеленого» строительства?  Разумеется, базируясь на достижениях современных инженерных решений.

- Сегодня предлагается довольно много различных «зеленых» товаров,   способствующих повышению экологичности жилья, его комфортности. Быть может, не обязательно строить дом, согласно Вашим стандартам,  а достаточно оборудовать его разными  «примочками»? 

- Это подход ленивого человека. Потому что очень легко пойти в магазин и купить себе кучу всяких приспособлений, расставить их в доме - и вот у тебя уже «зеленый» дом. На самом деле это не правильно. Представьте, если не будет электричества? Если устареет программное обеспечение, что делать? Всё  перезагружать? Или покупать всё заново?  Увы, приходится констатировать, что те системы сертификации «зеленых» зданий, которые действуют в мире, направлены на потребление. И они действуют некой идеологией потребления. А эта идеология базируется на том, что человек стоит во главе всей Вселенной и может делать с природой и планетой все, что ему угодно.  Увы, существует такой антропоцентризм.  Крылатое выражение этой идеологии – «Все для человека!».  Эта идеология на сегодняшний день становится идеологией дискриминационной в отношении к животному миру, природе. Такой подход и саму планету старается поставить в некую подчиненную зависимость от человека.

Другая, новая идеология, на основе которой формируется  «зеленое» движение, говорит о том, что человек – не хозяин природы, а часть её. И, защищая природу, человек тем самым защищает самого себя. Старая, эгоцентричная философия   на сегодняшний день уже не работает. Более того, она привела к экологическому кризису на всей планете. И она  всячески потворствует обществу потребления: покупайте, потребляйте! Нетрудно догадаться, что в основе ее лежит элементарный интерес производителей тех или иных товаров.

А «зеленая» идеология говорит о другом:  не потреблять, не перепотреблять, а  научиться вторично использовать добытые ресурсы, а в дальнейшем -  вообще отказаться от ископаемых ресурсов, так как энергии достаточно и от возобновляемых источников. Причем возобновляемые – это и   растительность,  и леса, и та же древесина.   Ведь каждые 50 лет лес полностью восстанавливается. Если вырубать лес, делать из него паллеты, а потом сажать на этом месте новые растения, то получается некий замкнутый  цикл,  вполне вписывающийся в тенденции развития энергетики, базирующейся на возобновляемых  источниках энергии.

Это простейший пример, хотя, конечно, когда мы говорим о возобновляемых  источниках энергии, то, в первую очередь имеем в виду энергию солнца, ветра, геотермальных источников  и так далее.

- Александр Николаевич, давайте вернемся к Вашему сертифицированному дому.  Он из дерева?

- Да.  Дерево,  как я уже отметил, – это возобновляемый источник энергии. Дерево, когда оно растет,  поглощает углекислый газ, в огромном количестве выбрасываемый цивилизацией.  Тем самым оно снижает парниковый эффект. Но самое удивительное в том, что дерево продолжает поглощать углекислый газ, даже будучи срубленным, в виде строительной конструкции. Поэтому дом, который мы недавно сертифицировали, как раз деревянный.

- Не из клееного бруса?

- Нет, он сделан из деревянных заготовок небольшой длины. То есть, не потребовалось ни большого производства, ни клея, ничего. Эта конструкция, по сути, собирается из отходов производства, что тоже важно для восстановления ресурсов Земли - использовать вторично то, что уже было использовано. При этом делать конструкции следует небольшими по весу, чтобы не потребовалась дополнительная  энергия при сборке дома.  Здесь много различных нюансов, это отдельная тема.

- Вернемся в Токио!

-  Да, ко второй цели моей поездки.  Мой проект «Ковчег», о котором Вы, кстати, уже писали,  получил приглашение от академической комиссии Всемирного конгресса Международного союза архитекторов в Токио и представлял Россию  от архитектурных мастерских.  Скажу без ложной скромности, проект «Ковчег» достойно представил нашу страну,  и внимание к нему было велико.

Еще двое российских архитекторов получили высшие награды конгресса. Это Александр Купцов – за проект домов для бездомных и Валентин Назаров -  за разработку генплана Санкт-Петербурга, но он не смог приехать, и за него награду получил Андрей Боков.  По сути,   это были самые главные награды МСА в этих областях.  И еще была объявлена новая номинация, Василиас Готес учредил премию имени себя, и получил ее Александр Купцов.

- Как выглядела Россия на форуме?

- Достойно. Должен сказать, что официальная  делегация Союза архитекторов России, возглавляемая Президентом САР Андреем Владимировичем Боковым, весьма  убедительно представила нашу страну на Конгрессе и Генеральной Ассамблее.    В составе делегации были  член Совета МСА А.В.Кафтанов  и еще два молодых участника,  которые отвечали за  выставочный павильон российской делегации. Помощь в создании российской экспозиции оказали Музей архитектуры, «Москомархитектура», НИиПИ Генплана. Их материалы составили главное содержание выставки, вызвавшей большой интерес участников Конгресса. 

-  Можно ли сказать так,  что Конгресс стал отправной точкой для  роста авторитета и имиджа НП СПЗС в международном архитектурном сообществе?

- Надеюсь, что так. Представлять партнерство было очень почетно.

 Мы заключили договор о сотрудничестве между нашим некоммерческим партнерством и программой «АRЕS». И вот сейчас в ближайшее время мы намечаем ряд совместных мероприятий.  Логотип нашего партнерства появился на сайте Международного союза архитекторов, то есть, теперь мы -  международная признанная организация. Второй договор был заключен с Ласло Саккером, директором программы «Архитектура и будущее», курирующим второй регион, куда входит Россия, Восточная Европа, Ближний Восток, Центральная Азия. Этот регион – один из самых обширных. Добавлю,  что «АRЕS» - значимая организация, о чем свидетельствует присутствие всего руководства Международного союза архитекторов на сессии «АRЕS».  Это лишний раз доказывает,  что сегодня    во всем мире устойчивому развитию зеленого направления в строительстве и архитектуре уделяется очень большое внимание.

- Спасибо за беседу! Желаем НП СПЗС  плодотворной работы  и новых побед! 

Беседовала Светлана Шишлова

/p