ЛЮБОВЬ БЛАГУШИНА: Для адвоката нет ничего выше интересов доверителя

Коллегия адвокатов «Благушина и Партнеры -  единый коллектив единомышленников, объединившихся с целью возрождения старейших принципов российской адвокатуры, которая отличалась гражданским мужеством, высокой нравственностью, широкой образованностью и профессионализмом. Председатель Коллегии Любовь Павловна Благушина -  в прошлом следователь прокуратуры с  одиннадцатилетним  стажем,  судья в отставке,  работавшая  в течение  десяти лет в районных  судах города Тулы,  пришла в адвокатуру в 1997 году с бесценным багажом опыта, знаний и уже заработанным авторитетом специалиста сильного, принципиального и бескомпромиссного.

 Коллегия адвокатов «Благушина и Партнеры»

Сегодня Коллегия адвокатов «Благушина и Партнеры» известна не только на правовом рынке Москвы, но и во многих регионах России.  Команда наработала огромный опыт ведения уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, а также разрешения конфликтов с органами государственной исполнительной власти и разрешения семейных, наследственных, корпоративных и иных споров. Каждый адвокат Коллегии специализируется на ведении определенной категории дел, но в сложных ситуациях команда объединяет свои усилия, ориентируясь только на победу.

 

- Любовь Павловна, изо всего спектра адвокатской деятельности наших читателей, наверняка, более всего волнуют вопросы корпоративных споров. Какие тенденции наблюдаются?

- Приоритетное направление Коллегии – работа с юридическими лицами. Поэтому ведение дел по корпоративным спорам – это наша каждодневная практика. Какие тенденции в этом направлении? Традиционно такие споры сводились лишь к вопросам контроля и распределения прибыли. Но сегодня, к сожалению, имеет место практика подмены гражданско-правовых споров уголовным преследованием, то есть своего рода шантаж с использованием возможностей силовиков, сотрудников МВД и СКР Российской Федерации.

Изменилась тактика рейдерских захватов предприятий. Рейдеры при захвате юридических лиц стараются использовать полулегальные схемы, которые легко встраиваются в такие процедуры, как банкротство должника. Любое успешное дело, независимо от области деятельности, структуры владения и уровня доходности, может стать объектом захвата.

(под видимостью корпоративных споров все чаще ведутся преступные действия разного рода злоумышленников, направленные на хищение имущества юридического лица или отстранение от управления организацией законных собственников, акционеров, директоров организаций. Процедура корпоративного спора в таком случае – просто декорация, видимость законности, за которой скрывается настоящий рейдерский захват. Например, это дела о поглощении одним юридическим лицом другого.)

 

- Можно ли заранее как-то подстраховаться от этого?

- Застраховать себя на 100% от любых напастей вряд ли возможно, но стремиться к этому просто необходимо. Функцию страхования бизнеса от всякого рода напастей в первую очередь принимают на себя адвокаты, даже при наличии в штате юридической службы. Недостаточная компетентность в правовых вопросах может привести к тому, что руководитель компании своей же рукой подпишет приговор своему делу и рейдеры без особых проблем смогут захватить бизнес. Напрашивается вопрос, в чем разница между адвокатом и юристом? Ответ- в независимости. Независимое положение адвоката позволяет доводить до руководителя предприятия, владельца бизнеса только достоверную информацию, какой бы она не была неприятной, иногда даже уличающей в совершении ошибок, и предлагать меры и способы устранения опасности. Адвокат несет персональную ответственность за свои действия, вплоть до лишения статуса, если эти действия противоречат интересам клиента. Просто юрист не несет такой ответственности и часто не обладает необходимым опытом, а иногда просто говорит то, что его работодатель желает услышать, создавая условия для дальнейшего развития проблемы.

Но даже из самого критического положения можно найти выход, если за дело взялись опытные специалисты. Грамотные адвокаты способны найти выход на первый взгляд даже из безнадежных ситуаций, например, восстановить ликвидированную злоумышленниками компанию.

 Коллегия адвокатов «Благушина и Партнеры»

- В Вашей практике были такие прецеденты? Расскажите!

- Да, но только без названия фамилий, поскольку на это необходимо согласие доверителя. События имели место в 20014 году.  В компании были два учредителя с равной долей участия. У нашего доверителя возникла сложная жизненная ситуация, не позволившая контролировать бизнес на протяжении нескольких месяцев. Недобросовестный компаньон подделала его подпись в заявлении о выходе из участников ООО (До 2016 г. для выхода из состава участников общества нотариальное заверение подписи участника не требовалось, что давало возможность для такого рода махинаций), оформил единоличное решение о его исключении. Став единственным участником бизнеса, он вывел все его активы, а затем подал заявление о ликвидации предприятия. Видимо сработали коррупционные связи, ООО было исключено из ЕГРЮЛ, несмотря на наличие кредиторской задолженности без проведения процедуры ликвидации.

Об этом наш доверитель узнал только в конце 2015 г. Только восстановление   правового статуса компании давало возможность возвращения ее активов, взыскания дебиторской задолженности, то есть восстановления прав доверителя на имущество и денежные средства. С использованием прав, предоставляемых ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» провели сбор всей необходимой информации, провели почерковедческую экспертизу, результаты которой послужили основанием для обращения в Арбитражный суд, который на основании представленных доказательств принял решение о восстановлении прав нашего доверителя. Вышестоящие судебные инстанции подтвердили законность принятого в пользу нашего доверителя решения.

Это была непростая и довольно продолжительная процедура, нет необходимости перечислять все законы, на которые мы опирались, доказывая правомерность требований нашего доверителя, скажу лишь, что суд нас услышал, справедливость восторжествовала, добро победило зло.

 

- Потрясающе! Сегодня рынок правовых услуг весьма обширен. Скажите, что лучше – обращаться для решения возникающих проблем к юридическим компаниям или адвокатам? Предположим, что и там, и там – в равной степени компетентные и опытные специалисты.

- Об одной принципиальной разнице я уже сказала. Несмотря на то, что адвокат - это тот же юрист, мера его ответственности перед клиентом несопоставима с мерой ответственности сотрудника юридической фирмы.

Сотрудниками юридической фирмы могут быть любые лица независимо от образования, моральных качеств и практического опыта, а адвокаты призваны участвовать в отправлении правосудия и оказывать профессиональную квалифицированную правовую помощь, и обязательным условием которой является наличие высшего юридического образования и определенного опыта практической работы, сдавшие профессиональные экзамены перед строгой комиссией адвокатской палаты региона. Адвокат принимает присягу и строго карается за ее нарушение. Для адвоката нет ничего выше интересов доверителя, как в уголовном, так и в гражданском процессе. За совершение любого действия, противоречащего интересам доверителя, по его жалобе адвокат привлекается к строгой персональной ответственности, вплоть до лишения статуса адвоката, а значит возможности работать.

Адвокат свято хранит адвокатскую тайну, которую не имеет права открывать по требованию любой силовой структуры государства.

В то же время, ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской федерации» предоставил адвокату широкие возможности и инструменты для защиты интересов своего доверителя. Некоторые лица называют это правом на «адвокатское расследование», которое включает возможность сбора всей необходимой информации путем опроса лиц, направления адвокатских запросов на получение необходимой для защиты клиента информации в любые органы и структуры государственной власти, а также в адрес руководителей любых предприятий и организаций, независимо от их принадлежности.

За непредставление ответа адвокату в установленные законом сроки должностное лицо может быть подвергнуто административному взысканию в виде денежного штрафа и суд может понудить в принудительном порядке исполнить требование адвоката о предоставлении информации. Единственное исключение составляет информация, содержащая банковскую и врачебную тайну.

Ни один сотрудник юридический фирмы не несет на себе такой ответственности, и в то же время не располагает такими правами по защите интересов доверителя. Поэтому я - сторонник введения адвокатской монополии.

А еще адвокат, в отличие от юриста, обязательно должен получить высшее юридическое образование в вузе с государственной аккредитацией или ученую степень по юридической специальности, и подлинность его вузовского диплома проверена Министерством юстиции РФ. Адвокат до получения адвокатского статуса обязательно отработал по специальности минимум два года или прошел годовую стажировку в адвокатской фирме, а затем сдал сложный квалификационный экзамен, который принимает комиссия из представителей адвокатской палаты субъекта РФ, судебной, законодательной и исполнительной власти. А если, к примеру, адвокат нарушил свои обязанности при оказании юридической помощи, то Вы имеете право пожаловаться на него в адвокатскую палату, и ему за нарушение могут вынести замечание, предупреждение и даже лишить статуса адвоката. Так что, адвокату есть что терять.

Желаю всем обходиться в жизни и бизнесе безо всяких юридических споров! Но если они возникнут, команда «Благушина и Партнеры» всегда готова прийти на помощь.    

 

www.mkabp.ru