В октябре Союз архитекторов России при поддержке Правительства Москвы и Московского отделения Международной Академии Архитектуры (МААМ) в рамках общероссийского фестиваля «Зодчество-2011», провели «круглый стол» « Большая Москва – варианты развития», в котором приняли участие ведущие архитекторы России, ученые-урбанисты, социологи, футурологи и представители СМИ. Открывая заседание, вице-президент Союза архитекторов России
Максим Перов, ведущий, Вице-президент Союза архитекторов России назвал проходящее мероприятие подготовкой к конкурсу на разработку концепции развития Московской агломерации, который должен быть объявлен в ноябре.
Как оказалось, недавно обнародованные властью Москвы планы расширения столицы, вызывают некоторое недоумение и в среде архитекторов, и в сообществе девелоперов. В ходе заседания неоднократно прозвучала мысль о том, что нужно заниматься не развитием отдельно взятого участка, присоединяемого на юго-западе, а совершенствованием всей сложившейся агломерации Московского региона.
Президент Союза архитекторов России Андрей Боков признался, что новость о расширении Москвы была несколько неожиданной. Однако, по его мнению, без радикальных шагов «выйти из той печальной ситуации, которую мы наблюдаем ежедневно и ежечасно» достаточно трудно. Нынешнее состояние Москвы - это клубок проблем, который требует только радикальных шагов, считает он. «Кризис городов – явление не новое, и Москва не первый город, который с этим столкнулся. Сегодня в мире накоплен достаточно значительный опыт крупными городами мира и нам этим опытом надлежит разумно и грамотно воспользоваться», - сказал Андрей Боков. Он отметил также, что кризис города совпал с кризисом профессии. «Профессиональное сознание стоит перед необходимостью пересмотра базовых целей, ценностей, концепций. Профессиональный кризис породил сегодня целый ряд новых подходов, новых представлений, которые оформляются и в проектных решениях, и в целом ряде концепций и нормативных актов». По его словам, тот запас идей и представлений, на которых строилось градостроительство на протяжении последних 40-50 лет перестал удовлетворять городские сообщества, и это стало поводом для создания принципиально новых моделей города, которые рождаются в практике новых городов Юго-Восточной Азии, в практике нового строительства в опытных поселениях Америки и Европы. И только Россия осталась неким серым пространством безразличным ко всему происходящему, но постепенно осознающим необходимость действий.
Андрей Боков отметил актуальность применяемого сейчас в мире параметрического подхода к градостроительству, который задает систему целей и ценностей, а не четкие предписания того, что нужно делать. В России в этом смысле самые жесткие законы. Это, прежде всего, 123 Федеральный закон, который построен на прямо противоположных принципах. Боков назвал эти принципы «губительными и разрушительными» и сказал, что подходить с ними к Большой Москве было бы глубокой ошибкой. Боков призвал «самым решительным образом» опереться на новые смыслы и принципы при планировании Большой Москвы.
Спикеры круглого стола отметили, что «прирезка» к Москве юго-западного участка вряд ли придаст новое качество городу. «Нельзя бесконечно переделывать старый кафтан», - отметила в своем выступлении заведующая научно-проектным отделением ГУП НИиПИ генплана г. Москвы Елена Соловьева.
По словам директора Института опережающих исследований им. Е.Л.Шифферса Юрия Громыко, нынешний выбор - это стихийно-инерционный рост. Он считает, что вместо «прирезания каких-то кусков нужно поставить осмысленную, геостратегическую задачу в интересах всей России».
Один из разработчиков стратегии развития Москвы до 2025 года, член Общественной палаты, профессор МАРХИ, профессор IAA Вячеслав Глазычев сообщил, что сейчас около 150 специалистов, от экономистов до экологов, работают над стратегией развития столицы. До конца года эта стратегия будет выставлены для обсуждения в Интернете. По словам Глазычева, юго-западный аппендикс в рамках стратегии не рассматривается вообще, рассматривается Большая Москва «в рамках сложившейся агломерации».
Участники круглого стола обсудили различные возможности развития Москвы. Много говорилось о мировой практике развития городов на базе имеющихся аэропортов. "Сейчас сформировалась концепция об аэропорте, как о втором или первом центре города", - заявил глава Союза архитекторов России Андрей Боков, - «Аэропорт сопровождается сегодня технопарками, гостиницами, выставочными залами, он стал целью путешествия и приобретает мощь реального центра города, реального центра расселения. Это тот тренд, без учета которого мы с вами провалимся. Все существующие схемы, по его словам, «эти торчащие кишки», это продукты имперского сознания, которые сегодня абсолютно не актуальны. Концепции развития на базе аэропортов должны стать основными.
Изначально аэроопорты не были центрами урбанизации, их размещали на выселках, это общеизвестно. Однако с конца 70-х годов ситуация изменилась. И сегодня во всем мире узловые аэропорты –– это хабы, которые обеспечивают стыковку трансконтинентальных рейсов с региональными. Глобализация экономики сделала аэроузлы центрами обмена информацией и знаниями, а в наши дни крупнейшие аэропорты превратились еще и в центры коммерческой активности. Аэропорт становится целью путешествия и приобретает мощь реального центра расселения.
Об аэропортах и городах спутниках, как центрах урбанизации говорили зав. лаборатории градостроительных исследований Федор Кудрявцев и японский архитектор Ивао Охаси. Руководитель Лаборатории градостроительных исследований МАРХИ Василий Бабуров заявил, что аэропорты могут стать центрами Московской агломерации. По его словам, изначально аэропорты не были центрами урбанизации, их размещали на выселках, однако с конца 70-х годов ситуация изменилась. Появились узловые аэропорты – хабы, которые обеспечивают стыковку трансконтинентальных рейсов с региональными. «В России мы отстаем, у нас аэропорт рассматривается лишь как крупный транспортный объект, а земля вокруг них, как зона отрицательного воздействия на население. Но если на месте аэропорта появится хаб, то можно создать на его основе новое ядро системы пригородных урбанизированных территорий с высоким качеством среды», - считает Василий Бабуров.
По его словам, в Москве три аэропорта, которые развиваются динамично и независимо друг от друга. Уже при нынешних масштабах московские аэропорты способны катализировать развитие всего московского региона. «К сожалению, схема территориальной планировки Московской области не рассматривает возможности, которые открывают аэропорты Они не входят в зоны концентрации экономической активности», - сказал Василий Бабуров. По его мнению, необходимо связать аэропорты скоростным железнодорожным сообщением через Москву и дополнительно объединить их круговой железной дорогой, которая пройдет через наиболее урбанизированные пригороды. Таким образом, можно подстегнуть схему линейного расселения, опирающуюся на аэропорты, как зоны коммерческой активности и концентрации мест приложения труда. Эти урбанизированные кластеры могут претендовать на самостоятельность и составить альтернативу метрополии, как месту проживания и как центру занятости, считает Бабуров.
Подводя итог круглого стола, вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов заявил, что главным итогом обсуждения стало понимание того, что результатом конкурса должно стать «техзадание на планирование» Большой Москвы.