НАСКОЛЬКО УЗБЕКИСТАН МОЖЕТ УСИЛИТЬ ЕАЭС?

Начало этого года ознаменовалось представлением в Ташкенте доклада Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан (ЦЭИР). Доклад посвящён возможному вступлению Узбекистана в Евразийский Экономический Союз.

 По мнению авторов доклада, «с точки зрения экономической целесообразности участие в ЕАЭС является выгодным для узбекского бизнеса. В случае вхождения Узбекистана в союз узбекские производители получат равноправный доступ к рынку стран ЕАЭС, будут созданы равные условия для трудовых мигрантов и получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям». 

 НАСКОЛЬКО УЗБЕКИСТАН МОЖЕТ УСИЛИТЬ ЕАЭС?

В частности, отмечалось что при вступлении в ЕАЭС Узбекистан станет частью единого таможенного пространства, где действует единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕАЭС. При вступлении Узбекистана в ЕАЭС улучшится логистика доставки грузов и сократятся сроки поставки сельскохозяйственной продукции из-за устранения излишних требований и барьеров на границах, что будет способствовать увеличению экспорта плодоовощной и переработанной сельхозпродукции. 

Были представлены исследования влияния возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС в разрезе различных секторов экономики. Доводы авторов доклада ясны. Стоит добавить, авторы доклада могли бы сделать больший акцент на ситуации с трудовыми мигрантами. Если Узбекистан войдёт в состав ЕАЭС, то его граждане, работающие в России и Казахстане, будут иметь более определённый правовой статус. Снизится вероятность возникновения конфликтных ситуаций, как случившаяся в июле с.г. на строительстве «Лахта-центра» в Петербурге. Понятно, что пандемия короновируса отложила вопрос о вступлении Узбекистана в ЕАЭС, на первых порах, в качестве наблюдателя. Но, в целом, и на перспективу интересно проанализировать насколько возможное вступление Узбекистана значимо для ЕАЭС в его существующих границах и понять, почему эта тема не стала актуальной ранее.

 

                ЭКОНОМИКА  УЗБЕКИСТАНА 30 ЛЕТ НАЗАД 

К моменту развала СССР доля промышленности в ВНП (валовом национальном продукте) Узбекистана составляла всего 16,5%[1]. По уровню производства на душу населения Узбекистан, по расчётам Андрея Илларионова[2], занимал 13 –е место из 15 союзных республик (официально Госкомстат СССР подобную статистику возможно и вёл, но не публиковал). Основную долю дохода давало сельское хозяйство. В сельском хозяйстве ведущую роль играло хлопководство. (Не следует думать, что такое положение сложилось исключительно в советский период. Ещё «к началу первой мировой войны среднеазиатский хлопок обеспечивал половину потребности текстильной промышленности»[3] России. Не стоит забывать: хлопок был востребован не только в текстильной промышленности, но используется для производства пороха). Рентабельность сельского хозяйства оставалась сравнительно низкой. Одна из основных причин – низкие закупочные цены на хлопок. При этом лёгкая промышленность республики перерабатывала не более 10% ежегодного урожая этой технической культуры. Остальной хлопок перерабатывался за пределами Узбекистана. Стоит помнить: Советский Союз экспортировал хлопок в страны Восточной Европы, входившие в СЭВ[4]. К концу 80-х годов стало очевидно: хлопководство становится тормозом развития других секторов хозяйства. Осенью,  на  уборку хлопка направлялись сотни тысяч работников других отраслей, на 1,5 – 2 месяца фактически прекращались занятия в большинстве школ и вузов. В 1989 г., на первом Съезде народных депутатов СССР Адыл Якубов, народный писатель Узбекистана, чётко обосновывал: в случае снижения хлопкового бремени, республика сможет обеспечить овощами и фруктами весь Советский Союз. Но, пересмотреть структуру посевных земель в советский период уже не удалось.

 

       РАЗВИТИЕ  УЗБЕКИСТАНА  В  ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД   

Развал Советского Союза болезненно отразился на экономике всех постсоветских государств. В первую очередь, это объяснялось разрывом хозяйственных связей между предприятиями, связанными едиными технологическими цепочками, но оказавшимися в различных государствах. «Меньше всего «падала» в эти годы экономика Узбекистана: самая низкая точка 82,5% - уровень ВВП 1995 года от уровня 1991 года»[5]. Следует выделить две основные причины: высокая доля сельского хозяйства и плавный характер проведения экономических реформ. Руководство Узбекистана не могло позволить использовать сценарии шоковой терапии. Хотя бы потому, чтобы не спровоцировать социальный взрыв, и вмешательство экстремистов с территории Афганистана. Тем более, что в соседнем Таджикистане уже полыхала гражданская война. В результате, «в Узбекистане снижение уровня жизни было существенно меньшим»[6]. При этом, восстановительный рост национальной экономики Узбекистана начался уже во втором полугодии 1995 г. Важным достижением стал постепенный отказ от односторонней ориентации сельского хозяйства на выращивание хлопка. Посевы хлопка сократились почти на четверть. (Тем не менее, Узбекистан уверенно входит в первую пятёрку стран по производству хлопка, и в первую тройку по его экспорту). Зато в разы выросло выращивание зерновых культур и картофеля.

В промышленности Узбекистана были как несомненные достижения, так и определённые потери. С одной стороны, Узбекистан утратил авиастроение. Эта отрасль появилась в Узбекистане в конце 1941 г. Тогда в Ташкент был  эвакуирован  из подмосковных Химок номерной завод № 42 Наркомата авиационной промышленности. После Победы завод остался на месте, и со временем преобразовался в Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова – одно из крупнейших авиастроительных предприятий СССР. В советский период объединение специализировалось на производстве самолётов, разработанных КБ Ильюшина (Ил – 14, Ил – 76) и КБ Антонова (Ан – 12, Ан – 22). После развала СССР ТашАПО смог произвести всего 17 турбовинтовых Ил-114, предназначенных для местных линий. (Причина состояла не в отсутствии мощностей, а в отсутствии заказов). В настоящее время бывший авиастроительный завод передан «Узбекистанским железным дорогам» и перепрофилирован на производство и ремонт пассажирских и грузовых вагонов. Вопрос о производстве и ремонте вагонов стал особенно актуальным после пуска в 2011 году первой в Центральной Азии высокоскоростной железнодорожной магистрали Ташкент – Самарканд. К настоящему времени магистраль продлена на запад – в Бухару, и на юг – в Китаб. 

С другой стороны, фактически с нуля была создана автомобильная промышленность. В начале 90-х годов автомобильная корпорация «Дэу» (Южная Корея) построила в Андижанской области автосборочный завод. (Андижанская область была избрана потому, что в Узбекистане – это был регион с наиболее высокой плотностью населения и наиболее высокой безработицей). В 1999 г. корпорация «Дэу» обанкротилась и была куплена американской корпорацией «Дженерал моторс». Но в 2005 году «Дженерал моторс» покинул Узбекистан. В настоящее время автомобили выпускаются под маркой «Равон» - «лёгкий путь».

В последние годы Узбекистан вошёл в число наиболее динамично развивающихся стран мира. Только в 1 полугодии 2018 года его ВНП возрос на 5,1%.  Лидерами в рейтинге стран по годовому увеличению $-эквивалента ВВП стали Узбекистан и Молдова. Узбекистан — благодаря большому дефлятору ВВП (сильной инфляции) при стабилизированном недавно курсе национальной валюты сума, Молдова же — благодаря заметному реальному приросту экономики и сильному укреплению лея за год. Согласно договору об образовании ЕАЭС, страны-участницы должны соответствовать следующим критериям макроэкономической стабильности: уровень долга к  ВВП не более 50 процентов, дефицит бюджета к ВВП не более 3 процентов и уровень инфляции, когда отклонение не больше 5 процентов от самого низкого показателя по Союзу.

 Для сравнения, возьмём ситуацию в России: «Согласно данным Росстата, за 10 лет (с 2008 по 2019-й) экономика прибавила всего 8,8%»[7].

 

ПОЧЕМУ  ЖЕ  УЗБЕКИСТАН  НЕ  ПРИСОЕДИНИЛСЯ  К  ЕАЭС

РАНЕЕ?

Напомню, впервые идея о создании на пространстве СНГ более тесного интеграционного объединения, чем собственно Содружество, впервые была высказана Нурсултаном Назарбаевым в марте 1994 года, во время выступления в МГУ. Первый президент Республики Узбекистан Ислам Каримов достаточно сдержанно относился к интеграционным проектам на пространстве СНГ. И для этого были свои причины. Не знаю, насколько этот факт соответствует действительности, но мне доводилось слышать, что сразу после развала СССР Ислам Каримов был сторонником сохранения рубля, как единой денежной единицы для всех государств, которые захотят её сохранить. Однако в конце июня 1993 года Минфин России (под предлогом борьбы с инфляцией) объявил об отказе от рубля советского образца. В результате резко возросла инфляция в тех государствах СНГ, которые сохраняли рубль советского образца, как платёжное средство. Тогда Казахстану и Узбекистану удалось договориться о единовременной дате введение в обращение национальных денежных единиц – с 9 ноября 1993 года. Кроме того, его не устраивала та достаточно быстрая приватизация, которая осуществлялась в России и Казахстане. Организация Договора о коллективной безопасности изначально называлась «Ташкентским договором», но позже, когда удалось сформировать боеспособную национальную армию, Узбекистан покинул этот договор.

Пожалуй, неверно будет утверждать, что Узбекистан проводил политику самоизоляции, как, например, Туркменистан. Но опора на собственные силы, на самообеспечение и импортозамещение заметно доминировала в экономической политике республики. Опять же национальная валюта сум имела два курса – официальный, по которому предприятия были должны сдавать валютную выручку государству, и рыночный. Стоит сказать, что существовала государственная монополия на экспорт плодоовощной продукции. Второй президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в течение 13 лет работал премьер-министром республики, никогда не спорил с президентом. Но после кончины Ислама Каримова и своего избрания на пост президента достаточно резко поменял экономическую политику.   Узбекистан отказался от прежней политики ограниченного регионального сотрудничества, заложил основу для решения спорных (водных, пограничных и других региональных) проблем. Которые были в отношениях и с Киргизией, и с Таджикистаном, и с Туркменистаном. Ещё одной вехой стало возрождение интереса к интеграционным объединениям на пространстве СНГ.   

 

                ПЕРСПЕКТИВНЫЕ  ГОРИЗОНТЫ  ЕАЭС

Созданный по классической модели интеграции Евразийский экономический союз с каждым годом становится более привлекательным и для других стран. Заключены торговые соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, Ираном, Сербией, Сингапуром. Прорабатываются вопросы заключения аналогичных соглашений с Египтом, Индией. Оценивая заслуги в формировании ЕАЭС, которые принадлежат первому президенту Казахстана, Владимир Путин предложил присвоить Нурсултану Абишевичу Назарбаеву звание почетного председателя Высшего Евразийского экономического совета, которое было единогласно поддержано всеми членами совета. Главной целью интеграции евразийских государств является повышения уровня жизни наших граждан через экономическую модернизацию. Интеграция наших экономик в региональную и глобальную экономические системы может стать важным механизмом вхождения в число развитых стран мира. Хорошо, что участники ЕАЭС придерживаются близких подходов к интеграционному процессу, который, как известно, основан на принципах экономического прагматизма, прежде всего, а также равенства и взаимной выгоды. В 2018 г. была подписана Декларация, которая затрагивает 4 ключевых направления развития, два из которых были принципиально новыми, не обозначенными в Договоре. Это эффективность общего рынка ЕАЭС и технические прорывы в интеграции.

Когда весной этого года прошла видеоконференции президентов стран ЕАЭС, снизить пошлины в Евразийском экономическом сообществе на товары значимых отраслей предложил Владимир Путин. В формате Путин подчеркнул, что надо поддержать те сектора экономики наших стран, которые наиболее пострадали от COVID-19, а, принимая меры по борьбе с эпидемией, хорошо бы не наносить урон взаимной торговле и инвестициям. Понятно, что эта мера представляет интерес и для экономики Узбекистана. Пандемия, конечно, отсрочила решение вопроса о вступлении республики в ЕАЭС (на первых порах, в качестве наблюдателя).

Автор:   Андрей ЛАРИН  


[1]  «Узбекистан – не айсберг, чтобы дрейфовать» - «Известия» от 11. 11. 1997 г.

[2]  Газета «Тартуский курьер» - июль 1989 г.

[3] «Усман Юсупов» (серия ЖЗЛ) – М., «Молодая гвардия», 1976 г.

[4]  Совет Экономической Взаимопомощи – организация, существовавшая с 1949 по 1990 г. Включала СССР, страны Восточной Европы, Кубу, Монголию и Вьетнам. Была распущена после начала рыночных реформ в большинстве стран СЭВ.

[5]  И. Николаев «Долгий переход к рынку» - «Апология» №2//2005 г.

[6]  Д. Лейн «Социологические последствия двадцати лет преобразований» - «Социология: теория, методы, маркетинг» № 1// 2012 г.

[7] «Новая газета» №2//2020 г.