Если еще в апреле, как сообщали аналитики, каждая пятая строительная организация в России находилась в предбанкротном состоянии. Сегодня ситуация еле заметно, но меняется. И это уже внушает оптимизм. Хотя, по данным Росстата, в январе–ноябре 2017 года (по сравнению с аналогичным периодом 2016-го) отрасль оставалась единственной с отрицательными темпами роста объемов выполненных работ.
Существенной проблемой являются банкротства подрядных организаций. В предбанкротном состоянии находятся примерно 16–17% из них. Однако, как показал опрос более 6 тысяч руководителей строительных компаний в 82 регионах РФ, негативные тренды ослабевают.
«Учитывая очевидную макроэкономическую стабилизацию в экономике страны, можно с осторожностью предположить, что строительство ближе к середине второго квартала 2018 года перейдет в зону экономического роста», – комментируют аналитики. Основным драйвером для отрасли, по мнению экспертов, скорее всего, станет ее жилищный сегмент.
Сегодня главными факторами, способствующими росту деловой активности в строительстве, являются макроэкономическая стабилизация, сопровождающаяся ростом экономики в целом, снижение дефицита государственного бюджета и выход из кризиса доходов населения. Можно задействовать другие факторы роста: повышать производительность труда; модернизировать парк строительной техники; оптимизировать численность занятых; улучшать процесс кредитования строительных организаций; совершенствовать нормативную базу, особенно в части устаревших СНИПов, и даже усилить борьбу с административными барьерами и коррупционной деятельностью чиновников, «стоящих на кормлении» у строительства. Только все это лишь прекрасный задел на будущее. Без роста инвестиционного спроса на строительные услуги со стороны государства и корпоративного сектора, а также потребительского спроса домашних хозяйств за счет увеличения их платежеспособности ожидать от подрядчиков выхода из затянувшейся рецессии практически невозможно. Следует отметить, что, исходя из мнений респондентов, в настоящее время на отечественном строительном рынке функционирует порядка 10–12% строительных компаний, у которых постоянно ежеквартально выявляется увеличение физического объема работ и рост собственных финансовых ресурсов. Это в основном финансово крепкие организации, достаточно долго работающие на строительном рынке, имеющие позитивный опыт работы на объектах разного уровня сложности. Как правило, у них нет проблем с получением новых строительных заказов федерального или регионального масштаба. Зачастую это чистые монополисты на строительном рынке, и их главная проблема при получении строительных заказов – это договориться между собой об очередности. Подавляющее большинство государственных VIP объектов возводится именно этими строительными организациями. Другие строительные организации, не входящие в этот авторитетный пул, могут работать на таких объектах исключительно в «подтанцовках» в качестве субподрядной деятельности. Сегодня практически нет таких мегапроектов, как «Олимпиада» или АТЭС. К основным направлениям широкомасштабного и беспроблемного строительства с точки зрения гарантированного финансирования, пожалуй, можно отнести объекты военно-строительного комплекса. Наряду с взлетно-посадочными полосами аэродромов, космодромами, портовыми сооружениями, реконструкцией военных баз строителям приходится возводить соответствующую инфраструктуру – жилые дома, школы, больницы, детские сады, очистные сооружения и др.
Однако даже данный сегмент строительного рынка не может слишком резко увеличить общий объем строительных работ. На другом полюсе находятся строительные организации, примерно (18–20%), у которых постоянно наблюдается ухудшение финансового состояния и спад физического объема выполненных работ. Исходя из этих данных, можно предположить, что в настоящее время на российском строительном рынке функционирует, как минимум, 20% организаций, находящихся в предбанкротном состоянии. В принципе, цивилизованная процедура банкротств по отношению к этим экономическим агентам могла бы в определенной степени оздоровить экономическую ситуацию в строительстве.
Ведь именно эти строительные организации не дают отрасли в целом выйти из состояния затянувшейся рецессии, функционируя зачастую с отрицательной добавленной стоимостью. Однако при таком экономическом маневре возникает серьезная социальная проблема. Из-за низкой мобильности трудовых ресурсов в экономике России возникает вопрос, куда пойдут работать люди с обанкротившихся предприятий, особенно малоквалифицированные рабочие?
Причем определенная часть из них является основными кормильцами в семье. Если они не смогут устроиться на работу в другие строительные организации или в другие виды экономической деятельности, им остается прямое направление в неформальный бизнес. В настоящее время строительная специальность крайне востребована на неформальном рынке (частные дома, дачи, бани, заборы, спортивные и детские площадки на приусадебных участках и др.). Конечно, это не самый цивилизованный выход из создавшейся ситуации. Многие из них выйдут из-под налогового контроля, ухудшат свое дальнейшее пенсионное обеспечение и доступ к здравоохранению, но сохранят большую часть своего предыдущего до- хода и будут реализовывать свой потребительский спрос на легальном рынке. Надо посчитать потери для государства от деятельности предбанкротных строительных организаций, как и предприятий такого типа в других секторах экономики, и потери от участия населения в неформальной деятельности. Скорее всего, финансово–экономических потерь от неэффективных предприятий и организаций, у которых практически нет шансов пройти процедуру оздоровления, значительно больше, чем от населения, занятого в неформальном бизнесе. Тогда возникает вопрос, а нужно ли выходить на «смертельный бой» с неформалами, если они, конечно, не связаны с криминалом, тем более отвлекать на это занятие правоохранительные органы и другие структуры, вплоть до законодательных, по всей стране?
Может быть, им дать возможность временно функционировать в данной парадигме и одновременно акцентировано решать задачи по снижению административных и коррупционных барьеров, облегчению входа в бизнес, стимулированию создания новых и расширения действующих предприятий, совершенствованию институциональной среды и повышению качества управления экономикой. Только тогда, наряду с началом устойчивого роста экономики, люди сами выйдут из тени и перейдут на солнце.