Известный урбанист, автор концепции «чувствительной архитектуры», профессор Массачусетского технологического университета Карло Ратти и его команда разработали концепцию архитектуры, которая «чувствует» жителей и отвечает им. Архитектор-исследователь точно не знает, как будут выглядеть города через 30 или 50 лет, но уверен, что цифровые технологию сильно изменят их облик.
По словам исследователя, в современном городе происходит множество процессов, которые можно измерить различными датчиками: фиксировать информацию о состоянии коммунальных систем, мобильных сетей, автомобильного трафика, даже движении мусора. Весь этот огромный поток данных в современном городе можно считывать, анализировать, сопоставлять и создать многомерный «портрет города», а, следовательно, – более продуктивно им управлять.
В своей книге «Город завтрашнего дня» Карло Ратти описывает становление «больших городских данных», где в качестве сенсоров выступает сам человек – житель города, района или квартала, использующий различные digital-инструменты: смартфон, датчики умного дома, даже социальные сети.
«Этот кладезь информации способен помочь нам глубже понять, как люди взаимодействуют с физическим пространством и внутри него, по мере того как электронные отметки наносятся на карту и накладываются друг на друга, выявляя, например, перемещения и активность туристов», – пишут исследователи и отмечают, что массив этих данных позволит организовать и структурировать жизнь города и управлять различными процессами, происходящими в нем.
Одна из последних работ лаборатории Массачусесткого технологического института Senseable Сity Lab, возглавляемой Карло Ратти, связана с исследованием движения такси в Манхэттене в часы пик. Проанализировав движение более 1000 автомобилей и свыше трех миллионов поездок, ученые выяснили, что в пиковые часы дорожная сеть Манхэттена может функционировать без пробок, используя лишь 15% от нынешнего количества машин, если в каждом автомобиле будет перемещаться не 1 человек, а 2-3. По данным исследователей, почти в 98% автомобилей едет всего один человек. Если запустить алгоритм райд-шеринга – совместных поездок – то среднее время ожидания автомобиля составит всего 2-3 минуты, но количество транспортных средств можно будет сократить почти на 85%, что позволит полностью избавится от пробок.
Для московского проекта реновации четырех жилых кварталов в Хорошево-Мневниках архитекторы под руководством Карло Ратти разработали концепцию реорганизации 77 квартала, окруженного со всех сторон крупными транспортными магистралями. Жить здесь – не комфортно и даже опасно для здоровья, так как квартал в существующем виде – проницаем для выхлопных газов и загрязнений от автомобилей. Но здесь удобно работать и развиваться – квартал максимально доступен для транспорта и жителей, здесь будет создан транспортно-пересадочный узел, включая станцию метро. Исследователи Senseable Сity Labпредложили реорганизовать квартал для общественной жизни и создать здесь общественно-деловой центр со студенческим кампусом и центральной площадью – центр притяжения для всех жителей района. За счет создания этого центра и планируемых налоговых отчислений от компаний-резидентов планируется окупить затраты на реновацию всех четырех кварталов Хорошево-Мневники.
Кроме того, Карло Ратти предлагает создать в реновируемых кварталах систему умного транспорта, способного решить проблему «последнего километра» – путь от остановки до дома, который приходится преодолевать пешком. Вместительные беспилотные «электробусы» могут ехать по виртуальным рельсам, в том числе и по пешеходным дорожкам. Это безопасно для пешеходов и жителей, так как скорость такого транспорта не превышает 15 км. в час. Подобный опыт создания сети беспилотных минивэнов для внутриквартального движения уже внедрен во многих развитых странах – за время существования проектов перевезено более полутора миллионов пассажиров. Система доказала свою рентабельность, безопасность и удобство для жителей.
Важный пункт концепции, предложенной командой Карло Ратти для реновации в Хорошево-Мневниках, предполагает создание единого ситуационного центра, аккумулирующего информацию с различных электронных датчиков и смартфонов жителей. С помощью этой системы специалисты коммунальных служб будут оперативно осведомлены о перегоревшей лампочке на уличном фонаре и смогут ее заменить. Система будет иметь и пользовательский интерфейс для жителей: каждый человек сможет через специальное приложение на своем мобильном устройстве сообщить обслуживающей организации о проблеме: например, о вытоптанной клумбе.
КАРЛО РАТТИ О ТОМ, КАКИМИ БУДУТ ГОРОДА ЧЕРЕЗ 30-50 ЛЕТ
Если же взглянуть гораздо дальше во время и оценить будущее городское пространство планеты, то тут архитектор-исследователь четко обозначает объективно развивающиеся тенденции, грозящие нашим потомкам немалыми будущими проблемами. Но, к счастью, «гуру» современной архитектуры знает пути их решения.
Вот лишь некоторые его прогнозы будущих проблем.
Цифровые перепрограммируемые пространства
Проблема: к 2050 году города будут перенаселены.
Решение: объединять больше функций на одном участке.
В городах много мест, которые не используются большую часть дня или даже года. Потому что все они создавались под одну конкретную функцию. Чем больше мы совмещаем на одном участке функций, тем больше увеличиваем плотность, уменьшаем потребление энергии и создаем больше пространств для социльных активностей.
Деревья как питомцы
Проблема: загрязнения создают экстремальный климат?
Решение: увеличить на 10% озелененные территории.
Деревья позитивно влияют не только на экологию, но и на настроение людей. Озелененные пространства создают более комфортную среду для человека. Эту эмоциональную связь можно превратить социальную сеть с деревьями: оцифровывать их и объединить с жителями, чтобы те чувствовали привязанность к растениям подобно уходу за питомцам. С одной стороны повысится ответственность каждого, с другой — вырастут запросы к властям по увеличению растительности.
Waternet: создание умной сети трубопроводов
Проблема: к 2030 году будет нужно на 40% больше питьевой воды.
Решение: через интернет избегать до 30% потерь воды.
Уже сейчас мы можем достаточно точно мониторить водопроводные сети, видеть протечки и понимать графики потребления. Но если совместить интернет и водопроводную сеть, мы решаем две задачи: начать лучше управлять таким ценным ресурсом и наглядно показывать людям последствия их потребления, чтобы изменить отношение к воде.
Машины без водителя
Проблема: трафик сильно загрязняет воздух.
Решение: использовать больше машин без водителей.
Преимущество машин на самоуправление не в том, что руки освобождаются от руля. Такой автомобиль может ездить без перерыва: подвести вас на работу и поехать за следующим пассажиром. В этой технологии рождается система, которая совсем размоет границу между частными и общественными перевозками.
Перераспределенная энергия
Проблема: источники энергии генерируют 60% углекислого газа.
Решение: перераспределять излишки энергии.
Принцип очень простой: чем больше энергии вы создаете, тем больше вы генерируете и тепла в качестве побочного продукта. И это тепло вместо вреда атмосфере можно использовать для отопления или охлаждения целых районов. Таким образом система позволит еще и экономить энергию.
Shared city: города совместного пользования
Проблема: инфраструктура простаивает без работы.
Решение: сокращать лишнее через совместную экономику.
В цифровую эпоху становится удобнее делить, а не владеть: арендовать машину в Uber или снять апартаменты через AirBnb. Но это только начало. Множество объектов в городе до сих пор простаивают большую часть времени. И в будущем всех их тоже ждет совместное использование.
Поиск проблем через велосипеды
Проблема: города спроектированы для машин.
Решение: развивать инфраструктуру для велосипедов.
Велосипед может стать важным источником информации. На примере Копенгагена команда Ратти тестировала систему, в которой велосипедное колесо становилось универсальным датчиком. Собранная во время поездок информация становится мощным инструментом анализа города: сразу видно, где проблемные участки и в каком направлении нужно развивать инфраструктуру.
Социально-интегрированная сеть улиц
Проблема: городские районы часто не связаны между собой.
Решение: избегать застройки с разделением на бедных и богатых.
В Медельине самый удобный транспорт получили самые бедные: теперь фавелы связаны с другими районами прямой канатной дорогой. И эта модель будет использовать везде. Речь идет не только про транспорт, но и про здания социальной направленности. Например, постройка библиотек в сложных районах позволяет перемешивать разные слои и объединять город.
Городская агрокультура
Проблема: 45% европейских овощей попадают на кухню несвежими.
Решение: перемещать агрохолдинги ближе к городам.
Невозможно производить всю еду для Нью-Йорка прямо в Нью-Йорке. Там просто недостаточно свободного места. Но условия для развития внутренней агрокультуры создать можно. Таким образом город не только получает местные продукты, но и развивает средний бизнес и возвращает жителям связь с земледелием, которым человечество занималось тысячи лет.