Принятие «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 642 от 01.12.2016 г.) подразумевает поддержание системы, способной обеспечить целостность и единство намеченного развития. Значимыми составными элементами Стратегии являются:
- развитие современной системы научно-технического творчества детей и молодежи;
- адресная поддержка молодых ученых и специалистов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, результаты работы которых обеспечивают социально-экономическое развитие России.
Понятно, на определённый приоритет в адресной поддержке смогут рассчитывать молодые учёные и специалисты, проявившие склонность к научно-техническому творчеству ещё в школьные годы. Для развития такой склонности необходима сеть учреждений, обеспечивающих возможность научно-технического творчества юных граждан.
В конце 2016 г. Правительство РФ приняло решение о выделении 925 млн. рублей на создание сети детских технопарков в России. К моменту принятия решения о развитии в РФ такой сети всего 4% школьников были вовлечены в научно-техническое творчество, что заметно меньше, чем в советский период.
Система научно-технического творчества детей и молодёжи в нашей стране не создаётся «с нуля». Она имеет достойную и продолжительную историю. Первая станция юных техников была создана по инициативе Центрального Комитета комсомола в 1926 г., в Краснопресненском районе Москвы. Молодая Страна Советов намечала в те годы провести индустриализацию. Было крайне важно не просто пробудить интерес к технике у подрастающего поколения, но и создать условия для реализации этого интереса. Выбор места для создания первой станции юных техников был совсем не случаен. Красная Пресня в советский период рассматривалась как образцовый рабочий район. Кроме того, первым секретарём райкома был Мартемьян Рютин (1890-1937) – один из наиболее активных и деятельных руководителей того времени. С первых лет создания станций юных техников, отдельные разработки находили реальное практическое применение. Не случайно, с 1964 по 1991 гг. на ВДНХ был специализированный павильон «Юные техники».
Наиболее масштабным проектом поддержки научно-технического творчества молодёжи в советский период стало создание сети детских железных дорог. В СССР к концу 80-х годов работало около 50 ДЖД[1] с географией от Южно-Сахалинска до Риги. На некоторых ДЖД имелись совершенно «взрослые» объекты – например, на Днепропетровской ДЖД – два тоннеля. Детей дороги привлекали возможностью носить красивую форму, водить настоящий локомотив и предъявлять официальное удостоверение с фотографией. Родителей интересовала возможность привлечь детей к полезному делу, возможность льготного поступления в профильные вузы и дополнительные знания по техническим дисциплинам.
В постсоветский период молодёжное техническое творчество, к счастью, развивалось. ИД «Время Инноваций» не остался в стороне от популяризации научно-технического творчества наших юных граждан. В 2015 г. был выпущен бюллетень «Юные техники и изобретатели». В нём были представлены свыше 20 клубов и центров научно-технического творчества молодёжи, от Севастополя до районов Крайнего Севера.
Хочу обратить внимание на очень примечательную тенденцию. За последние 10 лет многие юные изобретатели стали придумывать и изготовлять приборы и иные изделия, способные заметно облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями или аппаратуру медицинского назначения. Позволю привести несколько примеров. Заслуженную известность получили изобретения Павла Курбацкого из Армавира. Его хороший друг Роман – инвалид детства по зрению. Уже в 5 классе Павел сконструировал термометр для слепо-глухих людей, этот термометр показывает температуру, говорит вслух и вибрирует. Будучи еще учеником старших классов, Павел также сконструировал навигационную трость, предупреждающую о препятствиях и очки, позволяющие ориентироваться в пространстве.
По мнению изобретателя, навигационная трость имеет некоторые преимущества перед собакой-поводырём. Кинологи готовят собаку 3-4 года, а трость можно использовать с первого дня. Собаке знаком привычный маршрут, но она не подскажет дорогу к новому месту. К тому же, для содержания собаки требуются условия и средства на корм, на ветеринарного врача.
Московская школьница Даша Якимова сконструировала «умную» перчатку, снабженную целым набором датчиков и специальным экраном. Перчатка, придуманная Дашей, предназначена для глухонемых людей. К примеру, если человек на языке жестов покажет собеседнику, не владеющему этим языком, какое-нибудь слово или фразу, она тут же высветится на дисплее перчатки. По словам экспертов, оценивших изобретение, оно бы помогло людям с ограниченными возможностями легче интегрироваться в общество. Стоит разработка недорого. Дарья подсчитала, что запущенная в серийное производство перчатка конечному потребителю обойдется в две тысячи рублей. Стоит обратить внимание на два изобретения, удостоенных в 2017 г. медалей на международной выставке юных изобретателей в японской Нагое.
Десятиклассник Максим Бушуев из Сарова представил систему распознавания дорожных знаков с помощью компьютерного зрения. В перспективе система может использоваться не только в автопилотируемых транспортных средствах, но и стать серьёзным помощником для водителей с близорукостью, которых на наших дорогах становится всё больше. Ученица 93-ей школы Перми Ирина Масленникова была награждена за портативный фиксатор открытых и закрытых переломов.
С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ
В современном мире «взрослые» технопарки создаются для развития и коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения в бизнес новых технологий, продуктов и материалов. уровень технологического развития требует создания достаточно большого числа площадок, где прикладные научные разработки в короткие сроки получали бы конкретное воплощение[2]. Основная задача школьных технопарков в России: готовить школьников к экономике знаний, которая в последние годы становится всё более значимым направлением развития страны, постепенно преодолевающей сырьевую зависимость. Детские технопарки – новый этап поддержки технического творчества наших юных сограждан.
Необходимо отметить, первые детские технопарки были созданы ещё до принятия Стратегии научно-технического развития РФ. Одним из регионов-пионеров стала Якутия. Детские технопарки особенно актуальны для Якутии с её огромными неосвоенными территориями, отдалённостью от основных центров производства и торговли, крайне суровым климатом и продолжительными зимами.
Опыт детских технопарков Якутии несомненно актуален для других российских территорий, расположенных в районах Крайнего Севера. В декабре 2016 г. был дан старт проекту создания сети детских технопарков «Кванториум». На первом этапе сеть будет включать в себя 34 технопарка. Самые первые «Кванториумы» были открыты в Казани и ведущих городах Ханты-Мансийского АО. Предусматривается, что Центр выделяет половину средств, необходимых для создания технопарка, ещё 30% на их развитие добавит руководство регионов, заинтересованных в создании детских технопарков, и 20% – компании-инвесторы.
Не стоит быть скептиком и утверждать, частные компании не проявят заметного интереса к развитию школьных технопарков. Многие крупные компании заинтересованы в постоянном притоке квалифицированных кадров. Создание базы ранней профориентации является надёжным гарантом такого притока. По мнению Андрея Никитина, в течение 4-х лет возглавлявшего Агентство Стратегических Инициатив, а сейчас – губернатора Новгородской области: «Детский технопарк «Кванториум» – это едва ли не самое главное, что мы сделали за 4 года, потому что это – будущее».
Не осталась в стороне от развития детских технопарков и Москва. Ведущие детские технопарки столицы будут несколько отличаться от базовой модели. В январе 2017 г. было принято решение создать детский технопарк на базе «Курчатовского института». Предполагается участие школьников в перспективных разработках в таких сферах, как биотехнологии, медицина и ядерные технологии. По мнению президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, создание детских технопарков позволяет «выстроить правильную инновационную цепочку». Открыт этот технопарк будет в первой половине этого года. 21 декабря 2017 г. научно-технологический комплекс «Инжинириум» запустили на базе МГТУ имени Баумана. Школьники смогут исследовать композитные материалы на микроуровне, изучить создание космических аппаратов, постичь основы ракетостроения и даже самостоятельно спроектировать воздушное судно.
При этом не стоит ориентировать все детские технопарки исключительно на технологии и профессии завтрашнего дня. Во время встречи В.В. Путина с коллективом Тверского вагоностроительного завода(январь 2018 г.), один из рабочих сказал, за 2017 г. в Тверской области было подготовлено всего 16 сварщиков, а требуется значительно больше. Сегодняшние потребности нашей индустрии не ограничиваются одной профессией. Юные мастера многих современных профессий в России есть. Национальная сборная России заняла достойное место в общекомандном зачете чемпионата мира по профессиональному мастерству «WorldSkills». Россия завоевала 11 медалей и 21 медальон за профессионализм. Россия подтвердила свое лидерство в шести профессиях. Золотые медали участники национальной сборной РФ получили по следующим направлениям: ИТ-решения для бизнеса; Веб-дизайн; Ювелирное дело, Холодильная техника и системы кондиционирования, Сетевое и системное администрирование, Экспедирование грузов. Профессии в современном мире нужные, но, согласитесь, не самые рабочие. Сейчас Россия получила право провести мировой чемпионат по профессиональному мастерству в 2019 г. в Казани. И полтора года, остающееся до этого события – достаточное время, чтобы на базе созданных детских технопарков сформировать команды юных изобретателей и юных «умелых рук», способных уверенно победить в Казани.
Автор: Андрей ЛАРИН
[1] В РФ по-прежнему действуют 25 детских железных дорог –Прим. автора.
[2] В СССР эта идея получила воплощение в виде НПО – научно-производственных объединений –Прим. автора.