ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ НЕ ПОШЛИ В «САМОЗАНЯТЫЕ»?

Не так давно был принят так называемый закон о самозанятых гражданах. И, несмотря, на, казалось бы, довольно привлекательные условия для регистрации таких лиц (налоговые каникулы и простая процедура регистрации), работающее потихоньку «на себя» население страны не поспешило официально оформить свой статус самозанятого физического лица. Правда, и категорий для регистрации таких граждан закон предусматривает немного, всего три: репетиторы, няни и работники по домашнему хозяйству. Но даже это ограничение вряд ли это сможет объяснить тот факт, что по всей стране нашлось лишь немногим более 700 человек, официально оформившихся в качестве «самозанятых».

Почему не заработал закон? Что является главными причинами, побуждающими людей продолжать трудиться «в тени»? Об этом шла речь на заседании "круглого стола" Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О правовом регулировании деятельности физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг

без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей". Приводим для читателей «Время Инноваций» некоторые фрагменты дискуссии.

 

РЯБУХИН Сергей Николаевич

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

29 ноября прошлого года Валентина Ивановна Матвиенко поручила нам заняться темой самозанятых. Я не буду всю антологию этого вопроса рассказывать. Порядка 15 раз этот вопрос на разных уровнях, на разных площадках рассматривался – и в Правительстве, и в Государственной Думе, и в Администрации Президента. Только у нас, в Совете Федерации, мы четыре раза собирались, но, к сожалению, может быть сейчас удастся в ходе этого совещания изменить точку зрения, но на мой взгляд, пока мы продвинулись не очень далеко. Поэтому я бы хотел, чтобы мы сегодня проанализировали, что удалось сделать и что надо, какие шаги предпринять, чтобы этот процесс был более динамичным.

Цена вопроса очень большая. Президент инициировал на два года каникулы. И, к сожалению, реализация этого закона, правоприменение этого закона показало, что только всего лишь 740 человек воспользовалось этим законом. Это говорит о том, что все-таки те риски, на которые мы обращали внимание Правительства в момент его обсуждения, принятия этого закона, к сожалению, эти риски и оправдались. «…».

У меня есть предложение такое «…». Давайте мы внесем на Совет палаты предложение в мае следующего года включить в повестку, в план работы Совета Федерации в "правительственный час" отчет Федеральной налоговой службы о реализации своих полномочий и функций по администрированию налогов и сборов по всем фондам, в том числе и по самозанятым. И как раз послушаем, что сделано, что наработано. Если надо комиссию создать, я не возражаю, создавайте комиссии, штабы, координационные советы, как угодно, собирайтесь. Я могу вас друг с другом познакомить. Собирайтесь, в конце концов! Или мы начнем парламентское расследование проводить в апреле. Я вам обещаю, мы не отступимся. Если вы хотите… это выпадающие доходы субъектов Российской Федерации.

ШУБА Виталий Борисович

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

Более 20 различных совещаний, решений, поручений и, к сожалению, воз и ныне там.

Последнее обращение в адрес Совета Федерации было со стороны уполномоченного по правам предпринимателей Титова, и очень подробно все изложено, более того внесены проекты федеральных законов. Но как мы понимаем, на сегодня мы так и не сдвинулись с места.

...Ну, давайте, пусть доказывает гражданин, что он не имеет доходов, и тогда государство за него будет вносить взносы и выплачивать по полису и обязательного медицинского страхования пенсию социальную и так далее. Но если такие жесткие меры не будем принимать, так и будем мы обсуждать.

У меня только предложение. Одно предложение высказал – фондом, социальным фондом, плюс налоговая служба сделает сверку. Сверка абсолютно на первом этапе простая – кто у нас платит имущественные налоги, и кто у нас получает страховой полюс как лицо, не имеющее доходов. Это первое.

Второе. Мы много говорим сегодня. 15 миллионов у нас как неработающее население и 3 миллиона, которые работают в спецрежимах. Говорим абстрактно. Давайте представим такую ситуацию, что все перетекли в более льготный режим. При этом давайте все-таки за базу возьмем… сегодня это 26 546. Возьмем за базу. Если представить гипотетически, что они перешли бы все в льготное, какая налоговая отдача при этом бы возникла.

Ну и третье. Считаю, нужно ужесточать меры различного реагирования, как административного, так и уголовного. Право на получение каких-либо пособий от государства нужно доказывать. Я полагаю, что это уже прозвучало, это уже фиксируется в новых положениях о проведении социальной политики в государстве, кто действительно должен получать, а кто не должен получать.

СААКЯН Рубен Арменакович

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, д.э.н.

В самом начале стоял вопрос о том, что есть, по информации, теневая занятость порядка 12–15 миллионов человек и вот, если мы предоставим все условия, которые им нужны, эти люди самостоятельно выйдут из тени. «…».

Ну, хорошо, разработали законопроект, внесли в Правительство. Однако те, кто ратовали за категорию самозанятых (это был, если не ошибаюсь, 2014 год), решили, что вот эти лица не

должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Тогда возник вопрос, что согласно Гражданскому кодексу предпринимательской деятельностью физическое лицо не имеет права заниматься. Это может быть либо организация, либо индивидуальный предприниматель. «…». В итоге, вы знаете, внесли в Гражданский кодекс изменения.  «…». Мы, таким образом, согласились, что это, первое, предпринимательская деятельность и, второе, этим может заниматься физическое лицо теперь уже без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

На сегодняшний день таких "физиков" зарегистрировано порядка 700 человек, грубо говоря. Возникает вопрос: а почему «…» так мало количество все-таки этих людей? Я извиняюсь, в порядке юмора хочу сказать, что, кроме того, что каникулы объявили на три года, может быть, за это есть смысл доплачивать?

…Они спокойно себе работают, они спокойно занимаются предпринимательской деятельностью, которая в принципе является незаконной.

И самый сложный вопрос : в какой из областей законодательства, где прописать сам правовой статус самозанятого, и какими видами деятельности он будет заниматься? Потому что если пойдет дальнейшее расширение видов деятельности, то у тех, кто на сегодняшний день работает в законодательном поле, появится стимул из него выскочить: "Зачем я сегодня плачу за патент? Я один сегодня работаю, я лучше выскочу из него и ничего платить не буду".

ШТОГРИН Сергей Иванович

Аудитор Счетной палаты российской Федерации

Я просто хотел бы представить картину, наверное, где мы сегодня находимся с малым бизнесом, и какие есть проблемы. Абсолютно правильно речь идет о том, что вообще-то это проблема комплексная. И пытались ее до сих пор решать точечно – через Налоговый кодекс, через Гражданский кодекс. А отдельно, точечно ее решить нельзя.

Я просто цифры некоторые приведу разные о количестве самозанятых. По данным Росстата, на 1 января 2016 года было 14 827 000 самозанятых. Тех, кто работает и зарегистрировалось у нас, – 3 495 000 человек. Это: патентная система – 243 000 человек, упрощенная система – 1 423 000 человек, единый налог на вмененный доход – 1 751 000 человек и единый сельхозналог – 76 тысяч человек.

Вот у нас есть две категории. Одни изъявили желание зарегистрироваться – их 3,5 миллиона, а 14 или 15 миллионов работают и решили не зарегистрироваться. Теперь в чем разница между теми и другими? «…» И те, и другие, насколько я информирован, пенсию получат почти одинаковую. С точки зрения медицинского обслуживания положение у них одинаковое. «…». Теперь возникает вопрос. А если у них с точки зрения социальной все одинаково, то какой смысл платить? И регистрироваться.

Мы говорим, что надо, если он занимается незаконной предпринимательской деятельностью, то к нему предъявлять санкции. Но у нас на полицию столько всего возложено, и еще предпринимательство.… Поэтому никто индивидуальными предпринимателями, которые ремонтируют машины, квартиры, строят, торгуют, просто не занимается и не будет заниматься. Либо нужна какая-то специальная полиция «…».

Поэтому реально мы находимся в такой ситуации, что для людей, которые сегодня не зарегистрировались, стимула регистрироваться нет. Если бы была большая разница в пенсии, в медицинском обеспечении, то тогда бы стимул такой бы появился.

ВОДОВОЗОВ Александр Александрович

Заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС России

Мы можем поделиться не очень большим опытом администрирования постановки на учет такой категории граждан. «…» На 1 декабря, даже можем поделиться, эти данные – уже 812 человек, как бы это ни прискорбно не было. Мы просто посмотрели повестку дня, тоже здесь обратили внимание, что предлагается вводить упрощенные механизмы регистрации. В общем, они сейчас уже упрощены до невозможности, потому что уведомление – пожалуйста. В общем-то, проблем в части вопросов, которые могли быть направлены в налоговую службу, в части регистрации, мне кажется, здесь нет.

… То есть мы все понимаем, что и репетиторы, и лица, которые оказывают услугу по присмотру и уходу за детьми – это те категории, которые очень сложно выводить из тени. «…». Поэтому вопрос действительно комплексный, очень важный, потому что просто методом кнута эту проблему не решить. А вот пряник, который сейчас предложили, может быть не такой сладкий, потому что период освобождения ограничен, наверное, это много кого останавливает.

Что еще можно сказать. «…» В Налоговом кодексе, 116 статья, это есть ответственность за ведение незаконной предпринимательской деятельности. Вопрос: кого мы будем привлекать к ответственности, то есть мы будем привлекать к ответственности сейчас нянечек, репетиторов? То есть у нас действительно сейчас очень важно, прослеживается такой рискоориентированный подход, и все-таки мы обращали внимание на те категории, которые действительно могут "помочь бюджету", в кавычках, если мы на них обратим пристальное внимание и будем заниматься ими активно. Но сейчас проводить такие серьезнейшие проверки в отношении лиц, которые получают, извините, 10 тыс. рублей за два месяца – наверное, это большой достаточно вопрос. А так действительно есть определенные механизмы, но, к сожалению, они не приспособлены, наверное, для такой тотальной проверки, для тотальных проверок.

СОКОЛОВА Ирина Васильевна

Заместитель Председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Уважаемые коллеги, эта проблема для обязательного медицинского страхования имеет огромное значение. Потому что мы просчитали еще раз, и уже с учетом актуализированных данных «…» у нас получается, что таких категорий, о которых мы сегодня говорим, их где-то 15 миллионов. За них сегодня платит бюджет субъекта. Поэтому естественно, эта категория граждан, которая для нашего бюджета (для бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) имеет огромное значение как с точки зрения формирования доходов, потому что это сумма огромная, это практически 100 млрд. рублей. Но с другой стороны, это очень большая нагрузка на бюджеты субъектов, поэтому здесь для нашего фонда эта история с двойной стороной. С одной стороны – нам нужно думать о том, чтобы решить конкретно проблему категории самозанятых, с другой стороны – нам нужно определить так решение этого вопроса, чтобы минимально потерять доходы нашего бюджета, от которых зависит исполнение всех наших расходных обязательств.

Со следующего года у нас введено новшество, поскольку уплату страховых взносов по ним приблизили к уплате страховых взносов на неработающее население, и сейчас это только 85 процентов на 2018 год, а потом будет приближаться к 100 процентам тарифа. Но на 2018 год – они будут платить в год 5840 рублей, это в месяц 456 рублей. И для бюджета за год это дает порядка 18–20 миллиардов. То есть эта категория уже отработана и проблем с ней особых мы не видим. И там всё работает как бы. Что касается непосредственно категории, которую мы обсуждаем. Проблема, конечно, решается очень тяжело.

Наверное, введение отдельных полисов для работающих и не работающих – это не совсем правильно, и не соответствует нашим конституционным нормам, поскольку у нас все-таки закон об обязательном медицинском страховании гарантирует равные права на получение бесплатной медицинской помощи.

ШАТОХИН Дмитрий Александрович

Представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Коми

Откуда у нас 15 миллионов? Это те решения, которые мы пожинаем, когда весь малый бизнес у нас пошел в "серый" бизнес. «…».

У нас получается даже, если мы не индексируем работающему пенсионеру пенсию (это решение мы тоже сами принимали), это говорит о том, что мы статус труда снижаем. И получается, что мы не поддерживаем статус человека труда, который вкладывает потом в итоге за счет официального труда деньги, в том числе и в социальные фонды. Получаем вот этот заколдованный круг.

… Потому что то, что сегодня люди не идут в бизнес, это в том числе не созданы условия в целом для малого бизнеса. «…». В очередной раз у нас на следующий год сокращение в целом федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса. Там опять эти гранты… всё уже посокращали, что можно.

И последнее. Ирина Васильевна, я понимаю, оно кардиальное решение, непопулярное – может быть, все-таки посмотреть вариант разделения полисов для: а) неработающих, но все-таки с понятным статусом неработающих – это безработные, студенты, военные и так далее; и б) неработающие, которые не понятно с чего они неработающие. Когда Вы говорите про зарплату 10 тысяч. Там не 10 тысяч. У меня полно знакомых, у которых 50–60 тысяч доход в месяц, но при этом не собираются ничего платить. А если мы разделим полисы, значит, он придет в поликлинику, ему произойдет отказ в зубопротезировании, потому что у него некий ограниченный медполис, он подумает в следующий раз, все-таки устроиться ему по ИП и платить один коэффициент пенсионный или так далее. Я понимаю, что это непопулярное решение, может быт, оно где-то противоречит Конституции, но тем не менее как-то побуждать сегодня надо.

ТЮТЮРЮКОВ Николай Николаевич

Доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ

Я хотел бы отметить название темы столь представительного "круглого стола. По-моему, здесь даже есть какое-то решение, в этой проблеме. А именно… Также и в проекте акта Правительства сказано, что это все-таки индивидуальные предприниматели, потому что оказывают услуги.

Второй вопрос – это регистрация. У нас уже есть понятия, которые присутствуют в налоговых органах. Индивидуальный предприниматель – это лицо, которое зарегистрировано, и то, которое не зарегистрировано. Вот вторую часть можно убрать и сделать по-другому: которое зарегистрировано, и индивидуальные предприниматели, которые получают определенный доход и не регистрируются как предприниматели, но являются самозанятыми. Это тоже одно из решений.

Я согласен с тем, что здесь говорилось: если 50 тыс. рублей получаешь, то можно заплатить какие-то платежи в бюджетную и внебюджетную системы. А если небольшой доход получаешь? Вот там как раз это решение предложено, как самозанятые.

Второе, о чем здесь тоже надо помнить, – о том, что у нас действительно доходы от физлица получают регионы, и есть выпадающие доходы, и достаточно серьезные величины, а вот пенсионное обеспечение – это федеральное законодательство, и мы обязаны уже как федералы защищать пенсионные накопления и пенсионные права граждан.

И последний вопрос… А у нас есть в Министерстве финансов интересная программа финансовой грамотности, позволяющая увеличить число людей, принимающих правильные и осознанные финансовые решения. Почему не сделать такую же программу, как налоговая грамотность с точки зрения того, что все мы граждане и должны формировать доходы бюджета, и государство за счет чего-то должно существовать.

ШОКАРЕВА Тамара Алексеевна,

Президент Ассоциации прямых продаж

Видимо, все-таки этот эксперимент показывает, что этот подход непродуктивный, а надо смотреть, как сделать привлекательным для этих людей статус индивидуального предпринимателя.

Есть малый бизнес с достаточно большими доходами «…». Есть малый бизнес с наемными работниками, а есть представители – это, так сказать, предприниматели поневоле, у которых просто нет возможности себя   прокормить другим путем. «…». Предприниматель должен заплатить в следующем году 28 тысяч, в этом году – 24 тысячи. А у человека, может быть, весь доход – 80 тысяч в год, и он должен заплатить, в общем-то, очень большую часть своего дохода, то есть его фискальная нагрузка вместе с медстрахом превышает 30 процентов.

Почему в Крыму эксперимент, в общем-то, успешен? Потому что они действительно сделали вот этот разумный уровень фискальной нагрузки с точки зрения страховых взносов и налогообложения. Поэтому люди вышли из тени. Почему нам не сделать для людей с небольшими доходами приемлемый уровень фискальной нагрузки? Скажем, был законопроект, между прочим (это Миронов, Емельянов, Николаев подавали), чтобы ограничить вот эти страховые взносы в Пенсионный фонд и медстрах 6 процентами. И против этого законопроекта не проголосовал никто, но за него проголосовали только 98 человек. В общем-то, известная нам фракция "Единая Россия" решила просто, так сказать, устраниться от голосования. То есть голосовать против не стали, но и «За» не проголосовали.

Мы потеряли 600 тысяч индивидуальных предпринимателей. Куда они делись? Люди из легального бизнеса, которые были законопослушными налогоплательщиками, благополучно перешли вот в эту теневую экономику.

 … Хорошо, вы будете ходить с полицией, заставлять этих людей прекращать свою деятельность и так далее – будут они регистрироваться на бирже, больше будет тех, кто будет приходить за пособием по безработице. И что дальше? То есть здесь надо как-то более разумно подойти.


С использованием материалов www.council.gov.ru