Сергей МАЛИКОВ: Главная задача – стабильная высокопроизводительная работа предприятия

Основной деятельностью предприятия «РемЭнергоМонтаж» являются строительство, ремонт и модернизация энергетических объектов. Большую долю деятельности компании занимают электромонтажные работы и работы по монтажу автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУТП) на объектах ПАО «Газпром». Помимо этого, ООО «РемЭнергоМонтаж» занимается ремонтом, модернизацией и проектированием пожароохранной деятельности на особо опасных объектах нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности.

Наш журнал неоднократно информировал читателей о работе и достижениях компании «РемЭнергоМонтаж». Мы решили вновь поинтересоваться у её руководителя, что нового в компании, каким был уходящий 2016 год и удаётся ли сегодня, в непростое для российской экономики время, сохранять прежние темпы и объёмы работ?

На вопросы редакции отвечает генеральный директор ООО «РемЭнергоМонтаж» Сергей Викторович МАЛИКОВ.

Генеральный директор ООО «РемЭнергоМонтаж» Сергей Викторович МАЛИКОВ

– Сергей Викторович, вы недавно защитили кандидатскую диссертацию. Расскажите, пожалуйста, о чем она, и какова ее цель?

– Кандидатская посвящена организации работ по монтажу и пуско-наладке электрооборудования с использованием системы автоматизации управления производственными активами и процессами. Она базируется на том опыте работы, который накопился у ООО «РемЭнергоМонтаж» за время его деятельности.

Я считаю, что своим опытом, тем более, если он положительный, необходимо делиться – чтобы его можно было воплощать в жизнь на других предприятиях, чтобы теория организации производства обогащалась и развивалась с учетом практических наработок и конкретных особенностей. Надо постоянно уделять внимание тому, что на сегодняшний день имеется в бизнесе, какой опыт накоплен у других предприятий отрасли, какие находки они применяют, и внедрять это у себя. Чтобы постоянно совершенствоваться, нужно анализировать и фиксировать имеющийся опыт, делиться и обмениваться идеями. Это всегда идет на пользу общему делу.

Ну, и, конечно, хотелось продвигаться в профессиональном плане, посмотреть на себя со стороны – на что я способен, – расширить диапазон своей деятельности.

– Говоря о развитии, каким в этом плане оказался для предприятия 2016 год?

– Пока рано об этом судить, год еще не завершен. Но в финансово-экономическом плане он оказался сложным. В целом, это был не столько год развития, сколько год, когда надо дорабатывать, доживать, делать выводы, строить планы на будущее.

– Какие проблемы сегодня актуальны для вашей отрасли?

– Ситуация складывается непростая. Многие предприятия приостанавливают реализацию своих проектов, сокращают инвестиции, труднее стало работать с банками – нет уже тех условий, которые существовали, например, в 2012-2013 годах. Обстоятельства серьезно изменились, риски возросли.

Например, если ты сегодня выступаешь в лице подрядчика, то можешь и сам нормально работать, и дать возможность работать другим. Если же ты заступаешь в субподряд, то нет гарантии, что, прошу прощения за некрасивое слово, не произойдет «кидок». Работу ты выполнишь на 100%, и это будет подтверждено документально, но финансовые средства до твоего предприятия могут и не дойти. Такая практика сейчас существует – контрагенты просто-напросто меняют название, меняют реквизиты, и их потом очень тяжело найти через суды.

– Или будут выплачивать по одной копейке.

– Совершенно верно. Уставной капитал таких организаций минимален, взять с них нечего.

– С вами такое случалось?

– С нами как раз не случалось. Но, судя по всему, в ближайшие годы, 2017-й и 2018-й, у многих предприятий отрасли повысится вероятность сыграть в такие рискованные игры. Когда на различных мероприятиях разговариваешь с другими руководителями, то выясняется, что проблемы у всех абсолютно одни и те же. На втором месте после финансовых проблем – всегда недобросовестность заказчиков, инвесторов, контрагентов.

– А каково ваше мнение по такому вопросу, как подготовка профессиональных кадров? Не кажется ли, что он начинает понемногу решаться? Последнее время стали активнее проводиться различные соревнования и конкурсы профессионального мастерства, в том числе – международные.

– Вы правильно подметили, что соревнования проводятся активнее. Это так, и это правильно. Но я хотел бы сказать, что одними соревнованиями вопрос не решишь, ведь всех своих сотрудников на них не пригласишь. Подобные конкурсы, во-первых, узкоспециализированы, а во-вторых, они организуются для небольших групп работников, в то время как России сегодня нужна массовая работа с кадрами, широкомасштабная комплексная подготовка специалистов. Этого пока в нашей стране не происходит.

На сегодняшний день проблема профессиональной подготовки в отрасли сохраняется. И она очень жесткая – в среднем до 30% персонала получает нужное образование лишь в процессе работы. То есть, человек приходит на предприятие с профильным высшим образованием, но на деле его образование не соответствует тем требованиям, которые предъявляет реальность.

– И как же в этой ситуации действовать предприятиям?

– В вузах сегодня преподают, прежде всего, теорию, практике почти не учат. А теория – это хоть и хорошо, но, как показывает последнее десятилетие, с практикой она совпадает редко. Поэтому основным способом решения проблемы для предприятий остается переподготовка специалиста в процессе его работы. Он должен проработать в своей сфере пять-десять лет и при этом регулярно проходить курсы переподготовки, повышения квалификации.

Возвращаясь к теме соревнований, хочу особо отметить, что сейчас сложилась практика, когда многие из таких мероприятий оплачиваются компаниями, которые в них участвуют. Фактически это не соревнования, а бизнес. Я регулярно обсуждаю эту тему с другими руководителями, и они со мной согласны. Сегодня многие награды можно просто купить, просто оплатив участие в конкурсе, а не заслужить своей работой. Какой смысл тогда участвовать в этих соревнованиях?

Необходимость платить часто является главной причиной, по которой многие компании не участвуют в таких конкурсах. И не потому что они бедные или жадные, а потому что есть бюджет компании, и он всегда утверждается. В бюджете заложены определенные средства на определенные расходы. Соответственно, если мы не вкладываемся в соревнования, это не значит, что мы их игнорируем, это значит, что наш бизнес-план не позволяет нам таких затрат. Например, я все финансовые операции, независимо от их суммы, согласовываю с финансовым руководителем, с казначейством холдинга, куда входит «РемЭнергоМонтаж». И я должен доказать любой предлагаемый вариант изменения расходов совету директоров. Есть устав предприятия, и я его никогда не обойду, все буду делать в его рамках.

– Можете ли вы как опытный руководитель поделиться своим мнением, как улучшить ситуацию в вашей отрасли?

– Нужно совершенствовать функции саморегулируемых организаций, действующих в отрасли, чтобы в полной мере реализовать их потенциал. СРО должны эффективнее выполнять свои функции. Этого следует добиваться улучшением качества их регулирования, усилением контроля над их деятельностью, – чтобы они помогали предприятиям, входящим в СРО, успешнее работать на рынке.

Кроме того, существует такая проблема, как недостаточная взаимосвязь между действиями федеральных, региональных и муниципальных властей. В их взаимной работе, к сожалению, не всегда присутствует согласованность, взаимодействие ради одной общей цели и совместная нацеленность на конечный положительный результат. В результате обсуждение нередко заходит в тупик, и решение не принимается. Нам, в свою очередь, из-за этого приходится тратить минимум три-четыре месяца только на заключение договора. А выполнять работу до заключения договора сегодня рискованно даже под банковские гарантии. В итоге страдают все. Поэтому следует повышать эффективность взаимодействия в этой сфере.

В первую же очередь, конечно, руководитель должен думать о своем предприятии и своем коллективе: как получить контракты на выполнение работ, как сохранить и увеличить выручку, повысить рентабельность и прибыль, обеспечить всем сотрудникам работу и хорошую зарплату.

– Какова сегодня география вашей деятельности?

– Прежде всего, мы работаем у себя в городе Салават на объектах нашей головной организации, градообразующего предприятия «Газпром нефтехим Салават». И все работники «РемЭнергоМонтажа» – жители данного города. Сейчас в рамках проекта модернизации предприятия мы завершаем здесь пуск установки изомеризации, акриловой кислоты. На пусковом режиме также находятся установки соле-щелочных и сульфидно-щелочных стоков. Объемы большие, и все они будут успешно завершены.

В планах на 2017 год – установки каталитического крекинга водорода. Все это уже сейчас находится в процессе строительства: ведутся общестроительные и механо-монтажные работы. Однако в целом 2017 год, думаю, будет не такой «живой» в плане заказов, как 2016-й, потому что идет общее сокращение объема инвестиций со стороны ПАО «Газпром», и оно напрямую нас затрагивает. Поэтому, чтобы не снижать объем работ, мы планируем активнее выходить на «внешний рынок», в другие города и регионы, работая по тендерам. С этой целью ООО «РемЭнергоМонтаж» постоянно присутствует на электронной площадке, анализируя заказы, которые там выставляются. Решение об участии в тендерах всегда принимается на коллегиальной основе. Пока наша главная задача – это выполнение работ для «Газпром нефтехим Салавата» и города Салават.

– Что для Вас сегодня является главной задачей?

– Главное – обеспечить стабильную работу предприятия, следовательно, и благополучие его трудящихся. Я уверен, что добросовестное выполнение своих обязанностей каждым работником предприятия на своем рабочем месте позволит и в будущем наращивать темпы и объемы производства, претворять в жизнь новые проекты и совершенствовать условия труда.

– Сергей Викторович, у вас два сына. Расскажите о них.

– Старший сын закончил ФИНЭК в Санкт-Петербурге, получил степень бакалавра и продолжает учиться на магистратуре. А примерно в 20-х числах ноября он уходит в армию, берет академический отпуск на год. Мы так решили на семейном совете. Точнее, решение принял сын сам, а мы уже обсуждали частности.

Ни я, ни сын не считаем, что он потеряет год. Наоборот, он обеспечивает себе хорошее, честное и чистое будущее. Я категорически не согласен с теми, кто говорит, что армия – это зазорно, и что она портит людей. Нет, армия – это полезно для мужчины, это самостоятельность, воспитание мужских и человеческих качеств, формирование дисциплины, общего поведения, привычек. Я сам служил, и я знаю, о чем говорю. Оттуда приходишь полноценным мужчиной. У нас в семье никогда не было такого, чтобы кто-то из мужчин не служил в армии.

Младший сын сейчас тоже заканчивает ФИНЭК, учится на четвертом курсе, а летом 2017 года у него будет защита бакалавра. На его факультете есть военная кафедра, этим летом они прошли трехмесячные сборы, и сын получил военный билет. Получается, что, когда старший вернется из армии, они вместе будут заканчивать магистратуру.

– Где ваши сыновья планируют работать после завершения учебы?

– Решение – за ними. Они сейчас рассматривают разные варианты, и в Санкт-Петербурге, и в других городах. Я в этом процессе выбора выступаю только как советник – это их будущее, и выбирать его они должны сами.


Беседовала Светлана Шишлова