Новосибирск не зря называют сибирской столицей России. Сегодня это самый молодой и быстрорастущий город-миллионник в нашей стране. Активная деловая жизнь города и обилие современных комфортных магазинов делает его всё более и более похожим на зарубежные мегаполисы. Стремительным развитием Новосибирск обязан, прежде всего, своим гражданам и местным предпринимателям, влюблённым в город и привносящим в его благополучие свой труд. С одним из таких предпринимателей мы сегодня и беседуем. На вопросы корреспондента «Время Инноваций» отвечает генеральный директор ООО «Конус» Александр Александрович БЕЛИК.
– Александр Александрович, как вы пришли в торговый бизнес?
– В 90-е годы, когда мне пришлось уволиться из вооруженных сил, мы, вместе с моими коллегами – бывшими военнослужащими начали совместный бизнес по оптовой реализации продуктов питания в городе Новосибирске. Затем из вооруженных сил по достижению пенсионного возраста, уволился мой брат, и он тоже пришел к нам.
Через несколько лет мы диверсифицировались, добавив еще одно направление деятельности – торговлю автомобильными маслами и автозапчастями. Таким образом, компания росла, развивалась, привлекались новые люди, расширялся ассортимент, увеличивалась клиентская база.
– Сотрудничаете напрямую с производителями? Как построена логистика, транспорт?
– Да, мы работаем напрямую с предприятиями-производителями, осуществляем доставку их продукции по торговым точкам города Новосибирска. В основном, это производители из Москвы, Нижнего Новгорода, региональные предприятия Сибири, многие новосибирские фирмы. Плюс, конечно же, присутствует импортная продукция. Склады мы арендуем, это позволяет нам, учитывая нашу тенденцию к росту, в любой момент увеличивать их площадь и оперативно реагировать за любые изменения объема, спроса и географии поставок. Транспорт используем и арендуемый, и свой собственный.
– Скажите, а помогает ли Вам в бизнесе предшествующий военный опыт? Кстати, если можно, расскажите об этом!
– Я учился в Новосибирском высшем военно-политическом училище имени 60-летия Великого Октября, и после учёбы был направлен сюда же, в Новосибирск, в 40-й отдельный дисциплинарный батальон. Откровенно говоря, хотел тогда попасть в 28-й Севастопольский мотострелковый полк, но Родина послала сюда, значит так было нужно.
И, когда я занялся бизнесом, оказалось, что принципы организации бизнес-процессов очень схожи с организационными принципами военных структур. И там, и тут – детальная прописка бизнес-процессов, четкая организация работы персонала, правильность принятия решений и их реализация. Поэтому, конечно, весь мой предыдущий бизнесу опыт пошёл ему на пользу.
– А в каком направлении Вашей сегодняшней деятельности – продуктовом или автомобильном – больше заметны кризисные явления?
– Пожалуй, их можно заметить на рынке автомобильном, хотя динамика там у нас все равно положительная. Но все-таки продовольственный бизнес у нас более динамично развивается, а автомобильный, конечно, от него отстает.
Просто сам по себе автомобильный рынок более инертный в сравнении с продуктовым. Ведь, время использования смазочных материалов, эксплуатация техники, обновление парка – это достаточно длительные процессы, и далеко не одного года. Но мы работаем в этом направлении, стараемся ускорить принятие нашими клиентами решений, и помогаем им непосредственно на местах, подбирая необходимую продукцию, чтобы она у них успешно продавалась.
Тут нужно добавить, что наше подразделение «Автотема» является официальным дистрибьютором известного производителя автомобильных масел «Motul» в сибирском федеральном округе.
В автомобильном бизнесе часто просто надо понять, что необходимо людям, потому что, вне зависимости от кризисов, парк-то не уменьшается в общем количестве эксплуатации. Просто, иногда объективные причины вынуждают людей идти на временное прекращение эксплуатации автомобиля. Но, с общим экономическим ростом всё это будет расконсервировано, востребовано и вновь будет двигаться.
А тот заметно выросший автомобильный парк, что эксплуатируется ежедневно, конечно, нуждается в хорошем содержании. Просто, люди стали в этом плане стараться экономить, стали активно искать то самое оптимальное соотношение цена-качество. Сегодня потребитель очень внимательно относится к выбору продукции, к выбору периода эксплуатации автомобиля из всего периода владения.
И поскольку у нас достаточно профессиональная компания, мы стараемся подобрать каждому потребителю именно те продукты, которые ему на сегодняшний день необходимы по своим качественным характеристикам, которые будут соответствовать финансовым возможностям потребителя и требованиям эксплуатации его техники.
К нам постоянно обращаются люди, которые стараются найти такие оптимальные решения. Потому что они знают, что у нас качественные продукты, которые реально помогают содержать технику в исправном состоянии и выхаживать гарантированные регламентные сроки её технического обслуживания.
– Александр Александрович, Вы – бизнесмен с 20-летним стажем. Какие, по Вашему мнению, сегодня нужны решения на правительственном уровне, чтобы и предпринимателям жилось легче, и стране было лучше?
– Прежде всего, хотелось бы, наверное, взаимопонимания и осознания того, что на сегодняшний день малый бизнес в России уже во многих местах состоялся, и он работает на общую экономику страны, вносит свой посильный вклад в ее развитие. Это – и рабочие места, и определенные социальные проекты. Работая сегодня на общее благосостояние страны, предприниматели поддерживают государство, практически, по всем ветвям. К тому же, эти люди, вместе со своими семьями, родственниками определенную часть социальной нагрузки, как правило, снимают с государства, а вдобавок еще и оказывают значительную благотворительную помощь социальным учреждениям, просто гражданам.
И часто ли мы подмечаем, что именно в тех местах, где проживает значительное число состоявшихся людей, предпринимателей, наиболее успешно реализуются любые проекты?
Плюс к этому, надо помнить, что малый бизнес – это те люди, которые постоянно ищут и пробуют что-то новое, стараются использовать в работе самые передовые мировые научно-технические решения. И у них, как правило, есть четкое понимание, что и как именно в этой новации работает, и насколько это соответствует заявленным потребительским свойствам.
Соответственно, и многие потребительские услуги, которые выводятся на российский рынок предпринимателями, поневоле проходят некий период тестирования (приживётся или нет?). А все риски тут предприниматель берет на себя.
Потому, конечно, очень хотелось бы, чтобы всё еще существующие факты давления на малый и средний ушли в прошлое. Это – в интересах всех россиян.
И если взять мировой опыт: всем известно, что малый бизнес во всех экономически развитых странах занимает достаточно значимую долю ВВП. У нас же эта доля ВВП пока еще не столь значительна. А если будет развиваться малый и средний бизнес, то и доля ВВП будет больше, и просто счастливых и богатых людей в стране прибавится. А у государства появятся какие-то дополнительные возможности заниматься такими высокотехнологичными вещами, как космос, авиация и т.п. Определённые социальные обязательства малый бизнес возьмёт на себя, помогая тем самым государству развиваться в нужном направлении.
– Спасибо, Александр Александрович, за содержательную беседу! Позвольте напоследок, в связи с недавним присуждением компании «Конус» почетного звания «ГАРАНТ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ» в рамках премии «Национальная Марка Качества», пожелать успехов и дальнейшего развития Вашему бизнесу!
Беседовала Светлана Шишлова