РЕЗОЛЮЦИЯ

заседания Комиссии по информационной поддержке инновационной деятельности и по совершенствованию законодательства, направленного на привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики Рабочей группы при Председателе ГД ФС РФ по законодательным инициативам в сфере инновационной политики

(далее – Комиссия)

г. Москва, 23 декабря 2015 г.

Члены Комиссии, депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств, представители средств массовой информации, руководители центров дополнительного образования, экспертное сообщество, рассмотрев и обсудив проект концепции Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», отмечают его значимость и актуальность.

Отмечена необходимость внесения дополнений в существующую концепцию в части положений, способствующих поддержке детского научно-технического творчества в Российской Федерации и поддержке научных, научно-популярных и технических средств массовой информации.

Для создания и регулирования цивилизованных отношений в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые заложены в данном проекте закона, участники заседания считают возможным:

  1. Поддержать инициативу Комиссии о внесении изменений в концепцию законопроекта.
  2. Обобщить все предложения и замечания для внесения в концепцию законопроекта с учетом состоявшего обсуждения и направить в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации и других профильных министерств и ведомств.
  3. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением провести ряд мероприятий, направленных на всеобщее экспертное обсуждение инициативы по поддержке детского научно-технического творчества в Российской Федерации и поддержке научных, научно-популярных и технических средств массовой информации.
  4. Поддержать инициативу по созданию «Союза научно-популярных и технических средств массовой информации».

Приложение

Предложения в концепцию проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»

Федеральным законом «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» представляется целесообразным внести следующие изменения в законодательство:

1. В части обеспечения безопасности и международного паритета Российской Федерации в научной и научно-технической сфере

1) Предусмотреть статью «Государственная политика в целях обеспечения безопасности и международного паритета Российской Федерации в научной и научно-технической сфере», в которой, в том числе, предусмотреть правовые нормы, устанавливающие:

  • полномочия Президента Российской Федерации, который:

утверждает приоритетные направления развития науки, технологий и техники и перечень критических технологий Российской Федерации;

  • полномочия Правительства Российской Федерации, которое:

осуществляет меры государственной поддержки научного и научно-технического комплекса Российской Федерации на уровне, достаточном для обеспечения безопасности и международного паритета Российской Федерации в научной и научно-технической сфере;

утверждает Стратегию развития науки, технологий и техники на ближайшую и (или) среднесрочную перспективу, разрабатываемую с учетом оценки динамики накопления научного и научно-технического потенциала  ведущих стран мира (доля в показателе ВВП от коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности).

2) Предусмотреть статью «Управление знаниями в Российской Федерации», в которой, в том числе, предусмотреть правовые нормы, устанавливающие, что:

управление знаниями

создание организационных, технологических и коммуникационных условий, при которых знания и информация будут способствовать решению стратегических и тактических задач социального и экономического развития Российской Федерации, обеспечению её обороны и безопасности.

2. В части регулирования и государственной поддержки наукоградов и научной деятельности регионов

1) Предусмотреть статью «Государственная поддержка муниципальных образований с высокой концентрацией научного и научно-технического потенциала», в которой, в том числе, предусмотреть правовые нормы, устанавливающие:

  • полномочия Правительства Российской Федерации, которое:

осуществляет меры государственной поддержки муниципальных образований с высокой концентрацией научного и научно-технического потенциала;

утверждает показатели (критерии) оценки муниципальных образований с высокой концентрацией научного и научно-технического потенциала в целях их государственной поддержки за счет государственных ресурсов, в том числе средств бюджетной системы Российской Федерации.

Тезисы: Уточнить полномочия в соответствии со ст.73 Конституции РФ, разграничить определения: наукоград, муниципалитеты и субъекты, занятые научной деятельностью.

Выделить отдельным пунктом научную деятельность регионов. Ввести блок понятий полномочий субъектов и муниципалитетов.

3. В части поддержки научного и (или) технического творчества детей

1. В главе «Общие положения» необходимо:

1) дать правовые определения таким терминам, как:

детское научное творчество

деятельность в сфере наук, в том числе технических, осуществляемая гражданами Российской Федерации в возрасте до 16 лет

детское техническое творчество

деятельность в сфере технологий и техники, осуществляемая гражданами Российской Федерации в возрасте до 16 лет

центр детского научного и (или) технического творчества, осуществляющий образовательную деятельность

Самостоятельная образовательная организация, созданная в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных действующим законодательством РФ, в которой осуществляется детское научное и (или) техническое творчество

Тезисы: разделить на 2 определения, учесть центры, которые предоставляют материально-техническую базу (например, сдавая в аренду помещение и оборудование) для осуществления в них образовательной деятельности

Предусмотреть образовательную деятельность индивидуальных предпринимателей.

2) установить, что при определении статуса центра детского научного и (или) технического творчества (федеральные, региональные, муниципальные, внебюджетные) основным критерием такого статуса является статус его учредителя.

Также предлагается рассмотреть такую систему центров детского научного и (или) технического творчества, при которой федеральным центрам детского научного и (или) технического творчества  будет отводиться ведущая роль в государственной поддержке этого вида творчества детей.

  1. В этой же главе представляется необходимым закрепить понятие «образовательная программа центра детского научного и (или) технического творчества, осуществляющего образовательную деятельность» как содержащий набор педагогических инструментов и принятый в установленном порядке план мероприятий, реализуемых в Центре детского научного и (или) технического творчества, и финансируемых за счет средств учредителя данного Центра детского научного и (или) технического творчества либо самим Центром.

3. В главе «Детское научное и (или) техническое творчество» представляется целесообразным:

1) Предусмотреть статью «Государственная политика в целях поддержки научного и (или) технического творчества детей», в которой, в том числе, предусмотреть правовые нормы, устанавливающие:

  • полномочия Президента Российской Федерации:

учреждает почетное звание Российской Федерации «Юный ученый»; «Юный техник», «Юный изобретатель»;

  • полномочия Правительства Российской Федерации:

создает межведомственный координационный орган при Правительстве Российской Федерации Совет по поддержке детско-юношеского научного и технического творчества при Правительстве Российской Федерации;

устанавливает порядок присвоения почетного звания Российской Федерации «Юный ученый», «Юный техник», «Юный изобретатель»;

  • полномочия федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере образования и науки. Данный орган исполнительной власти, в этом случае:

устанавливает порядок ведения на федеральном уровне реестра юных ученых, техников и изобретателей (в целях их адресной индивидуальной поддержки),

устанавливает порядок учета результатов детского научного и (или) технического творчества при поступлении их авторов в государственные учебные заведения высшего профессионального образования (в целях обеспечения льгот при поступлении юных ученых и техников в государственные  образовательные учреждения высшего и среднего специального образования),

включает сведения о состоянии детского научного и (или) технического творчества в ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по вопросам развития образования детей.

2) Предусмотреть статью «Государственная поддержка научного и (или) технического творчества детей», где включить правовые нормы, направленные на имущественную (финансовую) и организационную поддержку научного и (или) технического творчества, а том числе изобретательства и рационализаторства детей, предусмотрев, в частности:

выплату стипендии гражданам в возрасте до 16 лет включительно, осуществляющим научную и (или) техническую деятельность в центрах детского научного и (или) технического творчества, осуществляющих образовательную деятельность,

принятие государственной программы (подпрограммы) мер государственной поддержки детей и школьников, занимающихся научным и (или) техническим творчеством,

создание Фонда поддержки творчества юных техников и изобретателей (стипендиаты, отличительные значки).

4. В части регулирования деятельности и государственной поддержки научных и технических средств массовой информации

4. В главе «Общие положения» необходимо дать правовые определения таким терминам, как:

научное, научно-популярное, научно-методическое и техническое средство массовой информации

Это средство массовой информации, не менее 60 процентов информационной площади (времени вещания) которого занято (задействовано) в передаче и популяризации научных и (или) технических знаний.

5. В главе «Инфраструктура научной, научно – технической и инновационной деятельности» представляется целесообразным:

1)      Предусмотреть законодательное закрепление создания и деятельности общественного объединения «Союз научно-популярных и технических средств массовой информации», как профессиональной саморегулируемой организации научных, научно-популярных, научно-методических и технических средств массовой информации.

2) в данной статье также предусмотреть императивные правовые нормы, устанавливающие:

  • полномочия Правительства Российской Федерации:

по введению ограничения торговой наценки на продукцию научных, научно-популярных, научно-методических и технических средств массовой информации, реализуемую через розничные и иные торговые сети, в размере не более 100% от отпускной цены издательства;

  • полномочия федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере торговли:

по обязательному требованию выделения в торговых сетях, занимающихся реализацией печатной продукции, квот на продукцию научных, научно-популярных, научно-методических и технических средств массовой информации в размере не менее 20% от общего количества представленных печатных изданий в указанных торговых организациях.