РОССИЙСКИЕ САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ: ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Одной из наиболее обсуждаемых тем декабря 2015 г. стало введение Российской Федерацией комплекса экономических санкций в отношении Турции. Понятно, сбитый бомбардировщик Су-24 требовал возмездия. И реальный ответ российской стороны на возмутительные действия Турции, в современных условиях, мог последовать только в экономической сфере. Очевидно, что экономические санкции в отношении Турции вводятся «всерьёз и надолго». Как отметил на ежегодной большой пресс-конференции В.В. Путин, договариваться с действующим политическим руководством Турции не получится. Вместе с тем, российские санкции не могли быть чересчур жёсткими, поскольку, по словам Президента России, народ Турции рассматривается в нашей стране в качестве «дружественного». Избыточно жёсткие санкции в отношении Турции могли бы бумерангом ударить и по российской экономике, и по российскому потребителю. Турция является одним из ведущих торгово-экономических партнёров России. По данным Федеральной Таможенной Службы, в 2014 году товарооборот России и Турции составил $31,1 млрд. (на 4,9% ниже, чем годом ранее). Российский экспорт составил $25,5 млрд., импорт — $6,7 млрд. В январе - июле 2015 года товарооборот был равен $14,4 млрд. (снижение на 21,6% к аналогичному периоду прошлого года). По итогам 2014 года Турция заняла шестое место среди внешнеторговых партнеров России, поднявшись на две строчки с 2013-го[1]. Необходимо отметить, снижения физического объёма внешнеторговых операций не произошло. Снижение товарооборота произошло в результате падения мировых цен на газ. Турция занимает второе место (после Германии) среди покупателей российского газа. Серьёзного снижения физических объёмов товарооборота, скорее всего, не произойдёт и после введения российского санкционного списка. Сохранится и положительный баланс товарооборота в пользу России.

КАК ТУРЦИЯ ОКАЗАЛАСЬ В ЧИСЛЕ НАШИХ ВЕДУЩИХ ПАРТНЁРОВ?

Турция вошла в число стран, торгово-экономическое партнёрство с которыми имеет существенное значение для российской экономики, сравнительно недавно – в течение последних 25 лет. В советский период, по объёму внешнеторговых операций СССР, Турция находилась в третьем десятке стран. На неё приходилось 2-3 десятых процента от объёмов нашей внешней торговли. Масштабных экономических проектов (подобно Асуанской плотины в Египте, или металлургических комбинатов Бхалаи и Бокаро в Индии), реализуемых на двусторонней основе, не было вообще. Крайне низкий уровень торгово-экономических связей объяснялся двумя причинами:

  • Структурой турецкой экономики;
  • Многолетней политикой турецкого руководства, с чёткой ориентацией на США и НАТО.

Каждый из перечисленных пунктов требует более подробного раскрытия. Начнём со структуры турецкой экономики. В течение нескольких десятилетий, почти до конца 70-х, Турция оставалась аграрно-индустриальной страной. Относительно развитыми отраслями промышленности в Турции были только лёгкая и пищевая. Не удивительно, что турецкие продукты или турецкие изделия почти не появлялись на прилавках советских магазинов. За турецкую продукцию надо было платить валютой. А валюту на импорт товаров широкого потребления выделяли очень не охотно. Для СССР безусловным экономическим приоритетом являлся Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Торговля в рамках СЭВ происходила за условную единицу (переводный рубль). Основными поставщиками с/х продукции в СССР являлись Болгария и Венгрия. (Цитрусовые в этих странах не растут, поэтому их основным поставщиком являлось Марокко). Продукция лёгкой промышленности покупалась или у стран СЭВ, или у наиболее дружественных западных стран (Финляндия, Италия).

Во-вторых, экономическому сотрудничеству препятствовали идеологические разногласия. При жизни создателя и первого президента Турции М.К. Ататюрка в двусторонних отношениях преобладал прагматический подход. В 1934 г. СССР даже представил Турции достаточно крупный валютный кредит. Созданная Ататюрком Народно-республиканская партия (РНП) не стремилась к ухудшению отношений. До 1946 г. РНП являлась единственной легальной партией в стране. Но, в 1950 г. на первых многопартийных выборах победила Демократическая партия. Она отметилась двумя «достижениями». В том же 1950 г. был принят закон, согласно которому максимальным наказанием за членство в Коммунистической партии Турции была установлена смертная казнь. А в 1952 г. турецкие демократы привели свою страну в НАТО. После этого Турция могла забыть о широкомасштабном экономическом сотрудничестве с СССР. Советский Союз просто не мог себе тесно сотрудничать со страной – членом НАТО, готовой казнить коммунистов.

Ситуация качественно изменилась после 20 мая 1991 г. К тому времени СЭВ был распущен, переводной рубль канул в лету. Принятие Закона, позволяющего гражданам Советского Союза свободно получать загранпаспорта и выезжать за границу, значительно изменила структуру выездного туризма. Не секрет, в 90-ые годы основной причиной выездного туризма были «шоп-туры». Наиболее привлекательны для «шоп-туров» жителей Европейской части РФ стали Польша и Турция. Следует отметить, «шоп-туры» дали серьёзный импульс развитию лёгкой промышленности Турции. (Однако массовый завоз турецких изделий тормозил восстановление отечественной промышленности). «Челночная торговля» практически не отражалась в официальной внешнеторговой статистике. Товары поставлялись в основном по системе «карго» (с оплатой за вес). Во второй половине 90-х почти 80% турецкой продукции поступало в Россию таким образом. По оценкам экспертов, «челноки» ежегодно оставляли в Турции не менее 5 млрд. $.

С ростом благосостояния россиян, объёмы «челночной» торговли стали постепенно снижаться. Зато начал стремительно расти официальный товарооборот между странами. За период с 2002 по 2014 г. он возрос в 7,5 раз. «Челночные» поездки сменились массовым отдыхом на курортах Турции. В Анталье, которая для наших граждан стала самым посещаемым курортным центром, были построены гостиницы специально для российских туристов. Например, в 2003 г. открылся отель «Кремлин Палас» – архитектурная копия комплекса Красной Площади. В итоге, численность населения Антальи, за последние 10 лет увеличилась с 538 тыс. до 1,5 млн. чел. В этом городе постоянно проживает не менее 40 тысяч россиян.

Значимой сферой двустороннего сотрудничества стало капитальное строительство. По оценкам экспертов, с конца 1980-х годов турецкие компании построили в России почти 2 тыс. объектов стоимостью около 62 млрд. долларов. Сначала объёмы были весьма скромными. «Звёздный час» на российском рынке наступил для турецких компаний после осени 1993 г. Тогда турецкая компания Enka получила подряд на восстановление Белого Дома в Москве. По данным Турецкой ассоциации строительных подрядчиков, на конец 2013 года портфель проектов турецких компаний (их число достигало 150) в России составлял $5,7 млрд. Наибольший объём заказов имели Enka и Renaissance Construction.

Развитие турецкой промышленности потребовало увеличения импорта энергоносителей. Решить проблему позволил газопровод «Голубой поток». Его морской участок через акваторию Черного моря был проложен итальянской компанией Eni в период с сентября 2001 г. по май 2002 г. Это самый глубоководный трубопровод в мире: он проложен на глубинах до 2150 м на протяжении 396 км.

Необходимо отметить, прямые российские инвестиции в экономику Турции существенно превосходили инвестиции турецких компаний в нашу экономику. Вот несколько наиболее ярких примеров:

  • ЛУКОЙЛ владеет в Турции более 5% АЗС, топливо для которых поставляется с Сицилии;
  • Магнитогорский металлургический комбинат в 2011 г. закончил строительство металлургического комплекса АНГЦ MMK-Atakas на двух площадках с мощностью 450 тыс. тонн оцинкованного проката ежегодно;
  • В июне 2012 г. Сбербанк приобрёл 99,85% акций крупнейшего турецкого DenizBank, позволив увеличить его доходность[2];
  • ГАЗ построил завод по производству грузовиков «ГАЗели-Некст», что позволило туркам освоить рынки не только юго-восточной Азии и Африки, но и выйти со своими предложениями в Европу[3].

Намечались другие интересные проекты. Самым масштабный из них – строительство на юге Турции АЭС «Аккую», мощностью 4,8 млн. кВт. Ввод в эксплуатацию этой станции позволил бы повысить энергетическую независимость Турции и создать тысячи рабочих мест. Количество и значение совместных проектов позволял говорить о том, что к октябрю 2015 г. отношения России и Турции находились на уровне стратегического партнёрства.

САНКЦИИ: СТРУКТУРА И ПОСЛЕДСТВИЯ

Основная функция санкций – побудить правительство страны, против которой они введены, выполнять определённые международные обязательства. Задача российских санкций в отношении Турции: не создавать, в последующем, никаких препятствий операции российских ВКС в Сирии. Приоритетная задача санкций: нанести ущерб интересам групп населения, которые являются социальной базой нынешней турецкой власти. Правящая Партия справедливости и развития отражает интересы наиболее консервативных слоёв страны и является, по факту, партией «турецкой провинции». Поэтому, запрет на импорт большинства видов сельхозпродукции вполне обоснован[4]. Ещё одна задача санкций: показать передовым слоям турецкого общества бесперспективность антироссийских действий правящих кругов. Поэтому оправдан перенос на неопределённый срок и срок начала строительства АЭС «Аккую». Такие серьёзные проекты целесообразно реализовывать только в тех государствах, которые являются надёжными и предсказуемыми стратегическими партнёрами.. Соответственно, пока теряет смысл и подготовка в российских вузах турецких специалистов в сфере атомной энергетики.

Вместе с тем, российские санкции не должны провоцировать всплеск антироссийских настроений в турецком обществе. Поэтому достаточно спорным представляется предложение Минпромторга о запрете на импорт из Турции 70-80% товаров лёгкой промышленности. Во-первых, рост безработицы в этом секторе турецкой экономике действительно спровоцирует антироссийские настроения. Во-вторых, рассчитывать на быстрое и успешное импортозамещение в этом секторе весьма проблематично.

 

Автор: Андрей ЛАРИН, социолог и политолог


[1] http://www.kommersant.ru/doc/2861811

[2] Необходимо отметить, это приобретение стоимостью в 3,5 млрд. $, было крайне неоднозначно воспринято деловыми кругами в России. – Прим. автора.

[3] http://rassvet-info.ru/events/rossiya/ekonomicheskie-proekty-rossii-i-turtsii.html#ixzz3uZQKTW2T

[4] (В санкционный список не вошли лимоны. Доля лимонов, выращенных в Турции составляет в Европейской части РФ почти 90%.) – Прим. автора.