Туризм – важная составляющая экономики многих государств, обеспечивающая занятость местного населения, загрузку гостиниц, отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий и, в конечном итоге, – поступление валюты. Всем очевидно, что основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, взамен чего данная местность или государство должны получить доход.
В России же понятие "туризм" долго ассоциировалось со спортом и укреплением здоровья, а не с отраслью экономики, которая может приносить доход. Сторонники этого подхода рассматривают туризм не как отрасль, а как группу связанных отраслей: совокупность гостиниц, средств транспорта, заведений общественного питания, развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения и т.д .
Но данная точка зрения не является вполне обоснованной, так как туристская отрасль имеет, как и любая другая отрасль экономики, свой собственный специфический продукт – это так называемая комплексная услуга или тур. Именно поэтому сегодня во всем мире туризм считают отраслью национальной экономики.
По данным Всемирной туристской организации, Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит нашу страну на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. Ведь, одних только памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в России насчитывается 26 объектов.
Сегодня в России сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, активно реализуя утвержденную правительством федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». В результате данной работы, туристическая отрасль должна стать куда более значимым источником пополнения государственной казны и катализатором для экономического развития регионов, имеющих богатый исторический и природный потенциал.
О тенденциях развития в России внутреннего и въездного туризма мы попросили рассказать главу главного туристического ведомства страны.
На вопросы редакции «Время Инноваций» отвечает Руководитель Федерального агентства «Ростуризм» Олег Петрович САФОНОВ.
– Олег Петрович, ведение Западом санкций в отношении России многие эксперты отрасли восприняли как перспективный старт для развития внутреннего туризма. Реализуются ли данные прогнозы?
– Действительно, введение санкций против нашей страны мы восприняли как рождение благоприятных условий для развития внутреннего туризма. Уже сейчас это подтверждается действительным увеличением туристических потоков. В прошлом году их рост составил 30%, и количество людей, путешествующих по России, достигло 41,5 миллиона человек. Текущий год, хотя его итоги подводить преждевременно, еще более успешен. И это – не только моя оценка ситуации, но и мнение экспертов отрасли на местах в различных туристских дестинациях. Лучший этому пример ? Сочи, где минувший летний сезон был самым успешным за последние 15 лет.
Если говорить о новой туристской дестинации Российской Федерации, то это, разумеется, – Крымский федеральный округ. Согласно статистике, в этом году (данные на октябрь) отпуск в этом Субъекте Российской Федерации проведут около 5 миллионов человек. Для сравнения: в 2014 году эти показатели составляли 4,1 миллиона человек. Добавлю, что Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018 гг.)» предусматривает увеличение потока путешествующих по России к концу 2018 года до 40 миллионов человек. Я убежден, что мы доведем показатели до запланированных.
Еще одно подтверждение этому оптимистическому прогнозу – уменьшение выездных туристических потоков, в среднем, на 33%. Объяснения данному факту следующие: введение незаконных санкций против нашей страны; введение биометрических виз, что несколько усложняет путешествие россиян, в частности, в Шенгенскую зону; изменение курса отечественной валюты и высокая степень террористических угроз в некоторых странах мира.
Положительным фактором, влияющих на развитие внутреннего туризма в Российской Федерации, несомненно, является эффективная реализация ряда серьезных мероприятий, нацеленных на всестороннюю реорганизацию отрасли и выведение ее на конкурентноспособный уровень. Активно развивается инфраструктура; в качестве показательного примера может выступить тот же Сочи, где в процессе подготовки к Олимпийским играм была создана очень хорошая инфраструктура, по всем своим параметрам – выше среднемирового уровня. И она пользуется большой популярностью и спросом.
Также существенным фактором, положительно влияющим на развитие внутреннего туризма, стало вхождение полуострова Крым в состав Российской Федерации, после чего многие наши граждане изменили свои предпочтения и увидели новые возможности для отпуска и досуга на территории России.
– Каковы приоритетные направления работы Ростуризма в обозримом будущем?
– Приоритетными направлениями для нашей работы, безусловно, являются Крымский федеральный округ и Севастополь. В прошлом году в КФО отдохнули около 4 миллионов человек, а в Севастополе ? порядка 300 тысяч. Увеличение туристических потоков в данном направлении связано также со значительным улучшением работы транспортной составляющей. Многочасовые очереди на паром исчезли, пересекать Керченский пролив теперь можно быстро и с комфортом.
Говоря о реконструкции транспортной отрасли региона, не могу не отметить и серьезные инвестиции в развитие севастопольского аэропорта. Теперь он функционирует не только в дневное, но и в ночное время. Благодаря этому, количество рейсов, вылетающих в Севастополь, увеличилось до ста в сутки. Однако мы отдаем себе отчет в том, что сдерживающим фактором здесь пока является отсутствие моста. Стоит дождаться 2018 года, когда данное инфраструктурное ограничение будет снято.
Необходимо отметить пользующиеся неизменной популярностью у россиян и иностранных гостей туристические направления: Москва, Санкт-Петербург, «золотое кольцо» России, Черноморское побережье Кавказа. Еще одним исключительно важным руслом работы я вижу регионы Сибири, Алтайского края, Байкала, Дальнего Востока, где туризм в последние годы очень активен. В количественном выражении статистика пока не велика, но она неуклонно растет. Правда, пока у нас есть сложности в области инфраструктуры, но мы стараемся уделять максимальное внимание этому аспекту.
Хочется ещё сказать о Дальнем Востоке: это очень перспективный регион и для российских туристов, и с точки зрения развития въездного туризма. Ведь, расположен он в непосредственной близости от Азиатско-Тихоокеанского региона, где сконцентрированы мировые туристические потоки: Южная Корея, Китай, Япония.
Президент и Правительство поставили задачу обеспечить всестороннее развитие Дальнего Востока. Нам важно привлечь не только зарубежных туристов, но и заинтересовать россиян особенностями этого красивого, богатого, исторически и культурно значимого региона. В рамках подготовки к САММИТу АТЭС-2012 во Владивостоке инфраструктура региона подверглась масштабной реорганизации; возведены мосты, проложены дороги, открыты различные точки питания с прекрасной кухней. Благодаря обилию объектов культурно-исторического наследия туристические маршруты Дальнего Востока весьма разнообразны, а ряд из них можно назвать экзотическими.
Тут важно отметить развитие круизного туризма на реке Амур, который является сегодня одним из наиболее перспективных видов туристской деятельности в регионе Дальний Восток Российской Федерации — Северо-Восток КНР. Это обуславливается высоким туристско-рекреационным потенциалом приамурских территорий с обеих сторон российско-китайской границы, включая их природные, рекреационные и историко-культурные ресурсы, а также наличием стабильного потребительского спроса, формирующегося, в основном, за счет быстроразвивающегося китайского туристического рынка.
– В этом году Ростуризм проводит конкурс «Туристский бренд России». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой инициативе.
– Действительно, в феврале текущего года мы заявили о том, что стартует конкурс «Туристский бренд Российской Федерации». Любая страна, которая активно развивает туризм, исходит из того, что у нее априори должен быть логотип и туристский слоган. Они есть, практически, у всех ведущих туристических государств.
В Российской Федерации, к сожалению, такого «бренда» пока нет. Как оказалось, это – архисложная задача, потому что в небольшом графическом изображении нужно сконцентрировать все представление о нашей необъятной Родине, с ее невероятным разнообразием и природных ландшафтов, и культурных особенностей, и национальной специфики. Плюс логотип должен обладать неким стимулирующим содержанием! Реализация проекта не предполагала коммерческой базы, оплачивать присылаемые идеи возможности не было, тем не менее, мы получили свыше тысячи работ, за которые на нашем сайте проголосовало порядка десяти тысяч человек. Выполненные как любителями, так и профессионалами, эти эскизы показали, насколько граждане заинтересованы в развитии туризма в нашей стране. Разумеется, на следующем этапе конкурса к работе подключатся профессионалы, однако уже сейчас есть победители. Награждены они были «по-туристски»: получили путевки в Крым, Сочи и Санкт-Петербург.
– Как известно, с 1 октября 2015 г. стартует программа «Время отдыхать в России». Скажите, пожалуйста, для включения в программу было достаточно желания регионов или их заявки проходили специальный отбор?
– На данном этапе в программу включено 12 регионов. Они отбирались по принципу желания и заявки, потому как Ростуризму было принципиально важно осознание регионом своего туристического потенциала. Программа как нельзя более современна, она подчинена задаче стимулировать внутренние туристические потоки в различных регионах России. И потенциал для развития здесь – огромен.
– В последние годы, особенно среди молодежи мегаполисов, стали модны экстремальные и экспедиционные туры. Какова работа в данном направлении?
– Активные виды туризма развиваются быстрыми темпами. Впрочем, отмечу, что априори хороши все виды туризма, если они способствуют развитию регионов, созданию рабочих мест, представляют интерес для людей и являются безопасными. Относительно экстремальных видов туризма стоит помнить о том, что путешественники должны быть подготовлены, а сопровождающие их являться не менее чем профессионалами. В рамках проведения минувшим летом в Крыму президиума Госсовета мы обратились к Президенту с инициативой о внесении специальных требований к работе гидов, переводчиков, проводников. Она была поддержана и теперь выступает как необходимая регуляция в развитии многочисленных активных видов туризма.
– С 1 января вступил в силу договор об образовании Евразийского экономического союза. Насколько успешно складывается сотрудничество с ведомствами, курирующими сферы туризма в странах-участницах ЕврАзЭс?
– Ростуризм эффективно взаимодействует с регуляторами туризма в странах Евразийского экономического союза. Кроме общих экономических и исторических корней, этому способствует и понимание сферы как одной из ведущих интеграционных. Мы всегда открыты для обсуждения и внедрения различных предложений и инноваций. На сегодня работа со странами ЕврАзЭс – одна из ключевых. Наблюдаются серьезные туристические потоки между нашей страной и Казахстаном, Белоруссией, Арменией, Киргизстаном. Мы уделяем должное внимание тому, чтобы взаимодействие между нашими странами не ограничивалось туристическими поездками, а затрагивало бы более глубинные сферы – культуру, искусство, языки, науку и при этом давало бы России ощутимый экономический эффект.
Туризм – синергетическая отрасль, связанная с 53 сферами, и они тесно сотрудничают между собой.
– В ряде государств туризм является одним из основных источников для пополнения государственной казны. Какие, в этой связи, Вы видите перспективы у российской туристической отрасли?
– Туризм – это один из важнейших аспектов развития экономики нашей страны. Нам важно, чтобы через туризм не только осуществлялось взаимодействие между государствами – культурное, языковое, интеллектуальное – но и развивалось предпринимательство, совершенствовалась инфраструктура, создавались новые рабочие места и платились налоги. Туризм – это наш большой экономический потенциал.
Беседовала Светлана Шишлова