Примечательное сообщение из сферы технических инноваций было обнародовано в начале сентября. «Объединенная приборостроительная корпорация» (входит в «Ростех») открыла в Рыбинске первый промышленный корпус для серийного изготовления малых и средних беспилотных летательных аппаратов (БЛА) нового поколения. Корпус возведен в рамках инвестиционного проекта, который реализуется на базе конструкторского бюро «Луч». В его возведение вложено около 120 миллиардов рублей. «В производстве реализован комплексный подход: мы делаем не только планер, но и всю „начинку“, включая системы связи, бортовые вычислительные комплексы, системы управления, различные агрегаты. Внедрены, без преувеличения, технологии мирового уровня», — отметил генеральный директор КБ «Луч» Михаил Шебакпольский. Первым беспилотным аппаратом, серийное производство которого будет организовано в ближайшее время, станет средний БЛА малой дальности «Корсар», предназначенный для мониторинга ситуации в радиусе 120 километров. Завершить формирование производственной площадки планируется в 2018 году. Будет возведён ещё один цех, оснащённый современным оборудованием для работы с композитными материалами, изготовления отдельных комплектующих и сборки беспилотников. (Ранее беспилотники в России производились в ограниченном количестве и, преимущественно, по израильской лицензии). Однако новые вызовы и угрозы потребовали увеличения выпуска беспилотников, разработанных отечественными конструкторами, и отечественной сборки.
Напомню ещё один факт, существенный для второго по значению города Ярославской области. Год назад Правительство России приняло решение о переводе производства газотурбинных двигателей для фрегатов российского ВМФ с предприятия «Зоря» – «Машпроект» (Николаев, Украина) на рыбинское НПО «Сатурн». Тогда вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что рыбинские двигатели, по основным характеристикам, будут лучше, чем николаевские. Не стоит делать скоропалительный вывод, что Россия вновь, как и в советский период, начинает уделять исключительное внимание техническим инновациям в сфере военно-промышленного комплекса. Как отметил Д. А. Медведев: «Сегодня, когда наша страна взяла твердый курс на импортозамещение, именно машиностроение может стать тем локомотивом, который потянет за собой все остальные отрасли, дать мощный толчок для открытия новых, высокотехнологичных производств, привлечения инвестиций, повышения эффективности». Оба отмеченных проекта действительно являются локомотивными, значимыми и для гражданского сектора машиностроения.
Кто-то может спросить: «А как же производство товаров для массового потребителя?» С выпуском товаров народного потребления и с производством сельскохозяйственной продукции дела в Ярославской области обстоят вполне прилично. Понятно, устойчивое развитие региона в непростые времена возможно лишь при наличии развитого и многопрофильного хозяйственного комплекса. Стоит оценить как историю развития хозяйства региона, так и его дальнейшие перспективы.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ С ВЫБОРОМ МЕСТА НЕ ОШИБСЯ
В сентябре 2015 г. Ярославль отметил 1005 летие. Молодой ростовский князь Ярослав (прозвание Мудрый он получит позднее) заложил в 1010 г. на левом берегу реки Которосль небольшую крепость. Заложена она была недалеко от места, где находится знакомый каждому россиянину памятник Ярославу Мудрому. Благодаря изображению на 1000-рублёвой купюре. Первоначально Ярославль являлся крайним северо-восточным форпостом земли Русской. Его основная функция – защита Ростова – к тому времени центра княжества и крупного центра ремесла и торговли Северо-Восточной Руси. Племена, населявшие соседние земли, серьёзно Ростову не угрожали. Однако Ростовское княжество конкурировало в освоении северо-восточных земель с новгородцами. Поэтому, крепость на месте впадения Которосли в Волгу была не лишней. Со временем значение Ярославля неуклонно возрастало. Причина: Ростов был единственным центром крупного княжества, который не располагался на судоходной реке, а реки в те времена являлись основными путями коммуникаций. С середины XVI века хозяйственное и административное значение Ярославля в регионе стало доминирующим. В XVI-XVII веках бывали периоды, когда и по своему экономическому значению, и по численности населения, Ярославль входил в первую тройку городов России. После петровских реформ, прорубания «окна в Европу», начала интенсивного хозяйственного освоения Урала и Западной Сибири, экономическое значение большинства регионов Центральной России снизилось. С одной стороны, это позволило сохраниться уникальным архитектурным ансамблям исторических городов Ярославщины (Ростов, Углич, Мышкин, Переславль-Залесский).
С другой стороны, сам Ярославль не остался в стороне от индустриального развития. Ещё в 1722 г. купец Иван Затрапезнов заложил на окраине города полотняное производство, впоследствии получившее известность, как Ярославская Большая Мануфактура. Ныне – это комбинат технических тканей «Красный Перекоп». Только не суждено было Ярославщине стать «текстильным краем». Причина, как не странно, именно в Большой Мануфактуре. Организовал её И. Затрапезнов по поручению Петра I, поэтому в течение почти 100 лет с момента создания она имела очень серьёзные преференции. Никто из промышленников и не пытался организовывать крупные прядильно-ткацкие производства ни в самом Ярославле, ни в его ближайших окрестностях. Сам комбинат «Красный Перекоп» получил всемирную известность благодаря Валентине Терешковой. Она работала на комбинате и занималась в Ярославском аэроклубе, вплоть до зачисления в отряд космонавтов.
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ XX ВЕК: ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ
Чем знаменателен 1916 год для массового сознания? Шла первая мировая война. Наверное, всё. Зато для индустрии современной Ярославской области 1916 стал судьбоносным. В этот год инженер В.А. Лебедев открыл в Ярославле завод по производству санитарных машин для нужд фронта. После революции завод несколько лет был авторемонтным. Производство было возобновлено в 1925 г. Продукция ЯГАЗ более чем за 30 лет работы в качестве автомобильного, – первые советские большегрузные автомобили грузоподъемностью от 3 до 7 т (Я-3, Я-4, Я-5, ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6); первые советские самосвалы (ЯС-1, ЯС-2, ЯС-3). ЯГАЗ также выпускал троллейбусы. Не только привычные нам одноэтажные, но и двухэтажные. В 1958 г. завод был перепрофилирован на производство моторов, ныне это ОАО «Автодизель».
В том же 1916 г. по высочайшему повелению в Рыбинске был заложен завод «Русский Рено», на котором намеревались собирать автомобили марки «Рено». Достройка завода началась в 1924 г., когда по решению ВСНХ он был передан в систему авиационной промышленности. В течение многих лет завод под № 36 работал в системе Минавиапрома. В активе предприятия производство моторов для самолётов всех ведущих авиационных конструкторских бюро («АН», «ИЛ», «МиГ», «ТУ»). Сейчас – это НПО «Сатурн», производит двигатели для гражданской, военной и транспортной авиации, а также промышленные и морские газовые турбины. НПО «Сатурн» является единственным в России предприятием, получившим Сертификат одобрения производственной организации от Европейского Агентства по авиации.
В годы первых пятилеток в Ярославле была реализована одна из наиболее значимых технических инноваций в советской истории. Создание собственной автомобильной промышленности являлось одной из важнейших задач индустриализации. Автомобили без шин не произвести. До середины 30-х годов шины производились только из натурального каучука. Основными поставщиками сырья для его производства – гивеи, являлись Бразилия и Малайзия. В середине 20-х годов, когда промышленность Европы превзошла довоенный уровень, цены на гивею резко возросли. СССР не имел достаточных возможностей для закупки натурального каучука в больших масштабах. Проблема производства синтетического каучука была решена на основе дивинила профессором Военно-медицинской академии С.В. Лебедевым[1] и группой его сотрудников к концу 1928 г. Летом 1931 г. в Ярославле началось строительство завода (ныне НИИ «Ярсинтез), а уже через год был получен первый в мире синтетический каучук. Была создана база для работы шинного завода, строительство которого, с помощью специалистов из США, развернулось в 1930-32 гг. В течение многих лет Ярославский завод был основным производителем шин в СССР. Именно поэтому в годы Великой Отечественной войны Ярославль подвергался наиболее ожесточённым бомбардировкам люфтваффе среди всех городов, не оказывавшихся в прифронтовой полосе. В июне 1943, в канун Курской битвы завод был практически полностью разрушен в результате массированного налёта. Но в течение нескольких месяцев завод был восстановлен. За годы войны Ярославский шинный завод произвел столько продукции, что ее хватило на 800 танковых , 3200 артиллерийских и 14 тысяч авиационных полков.
Интенсивные бомбардировки нанесли огромный ущерб Ярославской области. Часть заводов к концу 1945 года так и не была восстановлена. До предела было изношено промышленное оборудование, так как в годы войны оно не модернизировалось и капитально не ремонтировалось. В результате в 1945 г. объёмы промышленного производства в промышленности составили лишь 72% от довоенного уровня. Ценой огромных усилий довоенный уровень производства был достигнут в 1948 г. Среди крупных предприятий, построенных в послевоенные годы, необходимо отметить Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод (ныне ОАО «Славнефть – ЯНОС»), введённый в эксплуатацию в 1961 г. Приоритетные позиции в экономике области сохраняли различные отрасли машиностроения, химия и нефтехимия.
Промышленность требовала большого количества электроэнергии. В 1935 г. началось строительство Угличской и Рыбинской ГЭС. Строительство Угличской ГЭС (2 гидроагрегата, среднегодовое производство 240 млн. квт) было завершено перед войной. Строительство Рыбинской ГЭС (6 гидроагрегатов, среднегодовое производство 935 млн. квт) в конце 1950 г. Необходимо отметить, что заполнение Рыбинского водохранилища потребовало переселить более 120 тысяч человек и привело к затоплению более 180 тыс. га сельскохозяйственных земель. (Поэтому, начиная с середины 80-х годов, неоднократно высказывалась идея демонтировать Рыбинскую ГЭС, после выработки гидроагрегатами установленных сроков эксплуатации). Реконструкция ГЭС, начатая в сентябре 1998 г., сняла этот вопрос с повестки дня. Несмотря на работу 2 ГЭС, в последние годы Ярославская область стала энергодефицитным регионом. Но, по большому счёту, это не проблема. На территории соседней Костромской области электроэнергии вырабатывается в 4 раза больше, чем требуется хозяйству и населению области.
В заключение вернёмся к потерям. В середине 20-х годов была заблокирована возможность развития Ярославля, как одного из ведущих научных центров СССР. Дело в том, что в 1918 г. по декрету, подписанному В.И. Лениным, Демидовский лицей был преобразован в Ярославский университет[2]. Но, в 1924 г. университет стал обычным педагогическим институтом. Вероятно, в Наркомпросе[3] решили: в стране начинается ликвидация неграмотности, нужны сотни тысяч учителей, университеты пока подождут. Возрождён Ярославский университет был в 1970 г.
УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА, КАК ПРИОРИТЕТ.
Согласно рейтингу Агентства стратегических инициатив, Ярославская область входит в третью (из 5)[4] групп регионов РФ по состоянию инвестиционного климата. Более того, Ярославская область является первой в этой группе регионов. Важно отметить, АСИ не определяет количественное наполнение каждой из групп. Количественное наполнение зависит от реального положения дел в регионах. Попаданию во 2 группу препятствует чересчур продолжительный срок выдачи разрешений на строительство и подключения к электросетям. По всем остальным показателям, рассматриваемым АСИ, Ярославская область реально находится во 2 группе. Снижение сроков выдачи разрешений актуально для развития экономики области. 2015 год объявлен в Ярославской области Годом промышленности. Переход в более высокую группу по состоянию инвестиционного климата мог бы стать одним из позитивных итогов Года промышленности.
Андрей ЛАРИН.
[1] С.В. Лебедев (1874 – 1934). В 1931 г. стал вторым (после И.В. Мичурина) советским учёным, удостоенным Ордена Ленина. В 1932 г. избран академиком АН СССР.
[2] Сколь важную роль играл в те годы университет в жизни среднего областного центра показывает пример Томска.
[3] Народный комиссариат просвещения.
[4] Очевидно, нахождение в 1 группе свидетельствует, инвестиционный климат в регионе оценивается на «отлично». Нахождение во 2 группе – оценивается на «хорошо», и т. д. – Прим. автора.