Интенсификация развития сельского хозяйства России началась, и свидетельство тому – возводимые по всей стране новые современные производственные комплексы по выпуску продуктов питания из качественного и экологически чистого сырья. Главы агрохолдингов откровенно благодарят санкции за появившуюся возможность более широкого доступа на собственный российский рынок и торопятся как можно больше успеть и в освоении новых рынков, и в продвижении собственных брендов, и в расширении ассортимента. Ведь, само слово «санкции» означает действия временного характера. А что потом? Смогут ли российские агрохолдинги отстоять свои новые, большим и честным трудом завоёванные позиции, когда таможенные ворота страны вновь откроются для иностранной пищевой продукции? И всё ли делает наше правительство для того, чтобы помочь отечественному производителю натуральных и экологически чистых продуктов закрепиться на собственном рынке?
Эти и другие вопросы мы адресовали руководителю предприятия, чья качественная молочная продукция хорошо известна в ряде регионов страны под брендом «Муромское подворье». С нами беседует кандидат технических наук, Председатель совета директоров ЗАО «Агропром» из г. Мурома Владимирской области Александр Викторович Ларкин.
– Александр Викторович, вначале расскажите, пожалуйста, о вашем предприятии!
– Предприятие «Агропром» создано в 2005 году и производит молочную продукцию уже более 10 лет. В 2013-2014 гг. была произведена реконструкция предприятия, в результате которой существенно выросли производственные площади цеха по переработке молока и установлено новое оборудование. Всего в реконструкцию предприятия было инвестировано около 120 миллионов рублей. Это позволило нам увеличить мощность переработки сырья с 6 тонн в сутки до 50-70, объем выпускаемой продукции увеличить в 2 раза, производительность труда – в 1,8 раза. Сегодня мы производим молочные продукты более чем тридцати наименований. Они широко известны под брендом «Муромское подворье» и востребованы не только во Владимирской, но и в Нижегородской и Рязанской областях.
На протяжении всего периода реконструкции предприятия мы ощущали поддержку и всестороннюю помощь Губернатора Владимирской области Орловой Светланы Юрьевны и Главы округа Муром Рычкова Евгения Евгеньевича. Мы очень благодарны им за внимание и содействие по всем вопросам.
– А есть ли дальнейшие планы по росту объемов продукции?
– Конечно! Производственные мощности позволяют нам выпускать продукции много больше. Уже сейчас мы готовы увеличить её объем в 2-3 раза. Но тогда встанет вопрос с рынком сбыта. Наши основные потребители – это социальные учреждения: больницы, детские сады, школы, интернаты для одиноких и престарелых граждан и т.п.. Это уже многолетняя практика, и поэтому наш основной рынок сбыта – это государственные закупки в рамках Закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года.
Практика участия нашего предприятия в закупках показала, что часто закон ставит поставщиков в нереально жесткие ценовые условия. Успех участия поставщика в закупках зависит не от качественных показателей его товара, а только от стоимости. Поэтому производителям высокосортной продукции, в частности, – молочной, побеждать в торгах всё сложнее. При таком подходе поставщики качественных молочных продуктов, вырабатываемых из молока высшего сорта, не в состоянии конкурировать с теми, кто готов поставлять молочную продукцию по ценам ниже её себестоимости (если речь идёт о продукции, изготовляемой из натурального молока высокого качества). А ведь, дети, больные и престарелые граждане из социальных учреждений должны получать именно такую продукцию.
Понятно, что подобные поставщики, регулярно выигрывающие в торгах, далеки от настоящего качественного производства, поэтому и предлагают товар низкопробный, фальсифицированный, с добавлением растительных жиров и иных примесей, которые удешевляют продукцию, но наносят огромный вред её качеству. Заказчики молочной продукции для социально-значимых учреждений пытаются экономить бюджетные средства и нечётко представляют себе состояние рынка продукции, её ценообразование, особенности конкуренции. Поэтому после процедуры торгов они часто бывают не просто разочарованы в поставщиках, а обмануты ими, так как получают не то, что ожидали. Так в детские учреждения и больницы поступает низкопробная, некачественная, как минимум – не полезная, зато дешевая молочная продукция.
– Какой процент, чаще всего, составляет демпинг?
– Анализируя итоги ряда электронных аукционов, скажу, что процент снижения начальной (максимальной) цены контракта составляет, в среднем, 25 и более процентов. При этом, как правило, победители не являются производителями молочной продукции, а перекупщиками. Мы не против посредников, мы против демпинга, но практика показывает, что, как правило, поставщиком гарантированно качественных продуктов может быть только их производитель.
– А сколько сегодня может составлять минимальная цена на молоко высшего сорта на торгах?
– Рынок молочной продукции в средней полосе России показывает, что средняя цена на молоко сырое высшего сорта (а именно такое молоко должно присутствовать в торгах согласно ГОСТам, указанным в документации о проведении аукционов) составляет от 24 до 29 рублей за один литр. Причем, это цена без учета расходов товаропроизводителей на переработку, упаковку, транспортировку и т.д.. Добавлю, что товаропроизводители предприятия «Агропром», принимавшие участие в аукционах, частично подобные расходы брали на себя – в частности, бесплатную доставку, погрузку и выгрузку продукции. Но не упаковку! Современные технологии упаковки молочных продуктов – дело, как известно, отнюдь не дешёвое. И поэтому, если молоко, поставляемое победителем аукциона, с учетом транспортных и иных расходов, составляет 25 рублей за литр в упакованном виде, то оно никак не может быть натуральным продуктом. И каким может быть масло сливочное по цене 184,90 руб. за килограмм (по цене, предложенной победителем аукциона), если на изготовление одного килограмма масла, согласно ГОСТу, необходимо переработать 22 литра молока высшего сорта?
Вывод один: поставка молочной продукции из восстановленного или ненатурального молока проходит в торгах под видом качественной ГОСТовской продукции. И почему данный подлог становится узаконенным, учитывая его стабильно повторяющуюся периодичность?
– Какие конкретно, пункты в Законе о закупках Вы считаете целесообразным изменить?
– Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает предоставление участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность (ч.3 ст. 37). К ней относится информация из реестра контрактов об исполнении участником торгов ранее заключенных контрактов. Причем, цена одного из них должна составлять не менее чем 20 % цены, по которой в данном аукционе предлагается заключить контракт. Считаю этот пункт излишним и объясню «почему». Наша многолетняя контрактная практика поставок продукции в муниципальные учреждения (школы, детские сады) включала в себя, в основном, контракты на сумму не более 100 тыс. рублей. Вместе с тем, в суммарном выражении их денежный объём составляет несколько десятков миллионов рублей. Но, увы, даже это обстоятельство не позволяет нам участвовать в торгах с крупным, на несколько миллионов рублей, контактом.
Досадно, что по той же причине «Агропром» не вправе участвовать и в конкурсах с ограниченным участием (ст. 56 Закона), где заключаются контракты на оказание услуг общественного питания или поставку пищевых продуктов, закупаемых для образовательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, где, кроме основных требований к участникам закупок предъявляются дополнительные требования, установленные Постановлением Правительства РФ № 1089 от 28.11.2013 г. А именно: о наличии оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; об отвечающих всем санитарным нормам складских и торговых помещениях; о необходимом уровне квалификации работников. Ведь, всем данным требованиям ЗАО «Агропром» соответствует на все 100%, кроме одного – наличия опыта исполнения контракта, стоимость которого составляет не менее 20 процентов начальной цены данного контракта.
Интересно, что Постановление Правительства РФ от 04 февраля 2015 года № 99, исключило ряд дополнительных требований о наличии собственного или арендованного оборудования и материальных ресурсов, однако требование о наличии опыта исполнения контракта на поставку пищевых продуктов за последние три года, где стоимость составляла не менее 20 % начальной (максимальной) цены потенциального контракта, осталось неизменным.
Данный подход к проведению закупок расширяет возможности для перекупщиков и недобросовестных поставщиков и сужает их для добросовестных товаропроизводителей.
Не менее значимыми проблемами для производителей молочной продукции, я считаю, являются и взаимоотношения с федеральными сетевыми покупателями. Они часто вынуждают товаропроизводителя продавать им продукцию по низким ценам, делая при этом собственные наценки в 30-35 процентов. Подобное ценообразование в сетевых магазинах вызывает удивление, оно никак не соответствует прогрессивным мировым тенденциям.
Сегодняшнюю непростую экономическую ситуацию вокруг России, связанную с введением различных санкций, мы, товаропроизводители, воспринимаем как шанс для эффективного продвижения наших товаров на рынках сбыта, для совершенствования технологий и повышения качества. Но нам необходима помощь государства!
Надо в законодательном порядке, в рамках программы импортозамещения, поддержать отечественных производителей. Необходимо создать условия для поставок молочной продукции именно товаропроизводителям, а не перекупщикам. А приоритетом закупок должен быть не только ценовой фактор, но и качество.
Беседовала Светлана Шишлова