Справка. Андрей Афанасьевич Кокошин — российский государственный деятель, учёный-политолог; депутат Государственной думы РФ 3-го, 4-го и 5-го созывов.
Доктор исторических наук, профессор, академик РАН.
Окончил факультет приборостроения Московского высшего технического училища (ныне МГТУ) им. Н. Э. Баумана по специальности «радиоэлектронные устройства».
В разные годы занимал должности: директор Института проблем международной безопасности РАН, декан факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова; вице-президента РАН по общественным наукам; академик-секретарь Отделения общественных наук РАН.
В настоящее время — председатель Совета по проблемам международной безопасности при Отделении общественных наук РАН, член Научного совета РАН по комплексной проблеме «Гидрофизика», член Научного совета Совета безопасности РФ, член наблюдательного совета госкорпорации «Роснано». Председатель РАИР.
Занимал посты:
1992—1996 — первый заместитель Министра обороны РФ, в
1996—1997 — статс-секретарь — первый заместитель Министра обороны РФ; 28 августа 1997 -- 1998 — государственный военный инспектор, секретарь Совета обороны РФ.
В 1998 году — Секретарь Совета Безопасности РФ;
С декабря 1999 — депутат Государственной Думы Российской Федерации.
С 14 января 2008 — заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе.
С 16 января 2008 — первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям.
Недавние события в Японии поставили вопросы дальнейшего развития энергетики в центр внимания мирового экономического сообщества. Как скажутся они на развитии отрасли? Претерпит ли какие-то стратегические изменения атомная энергетика? И какие меры принимаются у нас, чтобы в случае кризисной ситуации жизненно-важная инфраструктура не оказалась «обескровлена» отсутствием энергообеспечения?
На эти вопросы для журнала «Время Инноваций» любезно согласился ответить заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, академик РАН Андрей Афанасьевич КОКОШИН.
- Уважаемый Андрей Афанасьевич, как Вы считаете, будут ли, в свете последствий природных катаклизмов в Японии, скорректированы планы развития атомной энергетики?
- Трагические события в Японии на атомной электростанции в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе могут оказать немаловажное воздействие на мировую энергетику. Сейчас в связи с аварией на АЭС «Фукусима-1» специалистами обсуждаются вопросы о том, как скомпенсировать очевидное замедление темпов роста ядерной энергетики, которое сейчас многими прогнозируется в ряде стран.
В развитии мировой атомной энергетики возможны паузы, не исключены откаты назад, но полностью отказаться от развития и эксплуатации уже не получится. Сейчас это уже не масштабный технологический эксперимент, как несколько десятков лет назад, а неотъемлемый элемент глобального индустриально-технологического пейзажа, занявший свою нишу в мировой энергетической системе. Что, естественно, не исключает различной судьбы атомной энергетики в различных государствах. В каждом отдельном случае необходимо учитывать целый комплекс факторов – технических, экономических, инфраструктурных, социальных, экологических, политических и других, рассматриваемых в тесной взаимной увязке.
Что касается России, то атомная энергетика – это одно из немногих реально существующих в стране технологических направлений, которое, находясь на передовом уровне мирового развития (а в ряде случаев и опережая его), одновременно обладает и уникальным инновационным потенциалом. Таким образом, развитие атомной энергетики в России в настоящее время – реальность, не имеющая практических альтернатив.
Нам явно предстоит интенсифицировать усилия по повышению надежности, безопасности как действующих, так и перспективных ядерных реакторов. Этому в немалой мере должно способствовать полномасштабное моделирование конструирования и функционирования атомных реакторов электростанций на суперЭВМ. Такого рода исследования, в первую очередь, позволяет проводить созданный недавно в г.Сарове суперкомпьютер быстродействием 1 петафлоп.
- Планируется ли в Государственной Думе принятие решений, направленных на совершенствование законодательства в сфере энергетической безопасности страны?
- Энергетическая безопасность – одна из важнейших составляющих национальной безопасности. Важными компонентами политики государства в этой сфере должны быть вопросы по снижению риска техногенных катастроф, усиления экологичности отечественной энергетики, минимизации отрицательных последствий её развития для окружающей среды, для здоровья людей. При разработке принципов энергетической безопасности России необходимо большее внимание уделять развитию альтернативной энергетики. Актуальна постановка задачи масштабного повышения эффективности использования природного газа, нефтепродуктов, каменного угля, а также торфа.
Решение проблем энергообеспеченности, энергоэффективности и энерго- и экобезопасности – ключевая задача для создания и устойчивого развития современной конкурентоспособной экономики России. Поиск и освоение новых источников энергии - одна из глобальных проблем современности.
Важнейшим элементом политики энергетической безопасности и энергообеспечения и защиты окружающей среды является диверсификация производства энергетических ресурсов. Это и дальнейшее развитие атомной и гидроэнергетики, создание высокотехнологичных производств в традиционных областях топливно-энергетического сектора, исследования по управляемому термоядерному синтезу, развитие энергоэффективных и энергосберегающих технологий.
- Андрей Афанасьевич, сегодня все чаще звучит термин «альтернативная энергетика». Как Вы считаете, займёт ли она заметное место в энергосистеме страны?
- Ряд депутатов Государственной Думы много работают над вопросами развития так называемой альтернативной энергетики, в том числе за счет максимального использования местных энергоресурсов. Это позволит повысить устойчивость энергосистемы страны применительно к разного рода кризисным ситуациям. После прошедшего мирового финансово-экономического кризиса внимание к такому направлению развития энергетики в нашей стране несколько снизилось; между тем, значение её в перспективе огромно.
- На примере Японии мы увидели, как природные катаклизмы вмиг сделали беспомощными и крупневшие индустриальные гиганты, и объекты инфраструктуры. А несколько готовы мы к подобным чрезвычайным ситуациям?
- Необходимо гарантировать надёжное энергообеспечение страны в любых условиях, даже при угрозе чрезвычайных ситуаций. Для этого нужно создать стратегические резервы топлива и оборудования, мощностей генерации электорэнергии, которые понадобятся в случае крупных аварий. Большое значение имеет модернизация энергетического комплекса с использованием новейших высоких технологий в энергетике, с учетом системного подхода в обеспечении энергетической безопасности и координации деятельности соответствующих министерств и ведомств и учитывая положения Стратегии национальной безопасности до 2020 года и Энергетической стратегии России до 2030 года. Среди других задач – модернизация нефтегазоперерабатывающих комплексов, своевременность геологоразведки, подготовки и освоения новых месторождений, рост энергетического потенциала.
По этим вопросам фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе уже внесла ряд законодательных инициатив и продолжает активно заниматься проблемами энергетической безопасности совместно с профильными министерствами и ведомствами, что естественно приведет к новым законопроектам.
Государство и общество должны четко осознавать, что через 50 лет глобальная энергетика будет другой не только количественно, но и самое главное качественно. Учитывая, насколько важен для России данный сектор, нужна планомерная долгосрочная работа, направленная на решение приоритетных задач. В этой сфере требуется долгосрочное стратегическое планирование.
- Для решения всех этих задач потребуются мощные интеллектуальные и научные силы. А какие законодательные акты готовятся в части создания благоприятного налогового и инвестиционного климата для российских учёных?
- Работа по обеспечению и созданию благоприятных условий инновационной деятельности имеет для Государственной Думы приоритетный порядок. Справедливо, что в этой работе не забыты научные организации. Согласно оценкам экспертов Государственной Думы, стабильное функционирование инновационной экономики потребует изменения порядка ста федеральных законов, а также принятия дополнительно порядка десяти новых законов. Это позволит создать правовые условия для развития прикладного научного бизнеса, который есть во всех развитых странах.
На рассмотрении Государственной Думы сейчас находится ряд законопроектов, направленных на обеспечение инновационной деятельности научных организаций и вузов. Отдельный законопроект направлен на уточнение правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Ряд законопроектов вносят изменения, устанавливающие различного рода льготы в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Налоговый Кодекс.
Рядом депутатов фракции «Единая Россия» во взаимодействии с правительственными ведомствами сейчас ведется работа по законодательному обеспечению должного режима госзакупок для стимулирования отечественных производителей. Во многих развитых странах действуют реальные преференциальные механизмы для национальных производителей, особенно тех, кто производит наукоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Еще одним направлением, на которое обратила внимание «Единая Россия» это развитие инжиниринга – необходимую стадию после завершения исследований и разработок. В развитии современной инновационной экономики большую роль играет наличие современной инфраструктуры. Этот очень важный сегмент для внедрения наукоемких технологий у нас пока практически полностью отсутствует. Инжиниринг является наиболее затратной и трудоемкой частью пути между научным результатом и его воплощением в виде конкретных изделий массового производства – того пути, что во многих странах называют «долиной смерти». На сегодняшний день, рыночная потребность в профессиональном инжиниринге в России очень велика. Профессиональное выполнение инжинирингового цикла значительно ускоряет существующие сегодня в России сроки внедрения новых технологий в промышленность. Считаю важным обратить особое внимание на стимулирование развития целой сети инжиниринговых компаний, инжиниринговых центров в РФ. И эта тема найдет свое отражение в законодательных инициативах нашего Парламента.
- Развитие энергетики, а также и развитие других отраслей экономики сопряжено с параллельным решением задач по сохранению экологической чистоты наших территорий. Расскажите, пожалуйста, какая законодательная работа ведется Комитетом в части укрепления экологической безопасности и охраны здоровья граждан нашей страны.
- Одна из важнейших задач стратегии модернизации России – создание экологически чистых производств, в том числе экологически чистой энергетики. Такие предприятия представляют особую ценность для создания современной экономики России, для обеспечения здоровья нации и должны быть предметом заботы и поддержки со стороны государства. Нет никаких сомнений в том, что нам нужно стремиться вводить такие экологические стандарты, которые соответствовали бы нормам самых развитых стран мира, в том числе Евросоюза. Промышленность, ориентированная на решение экологических проблем, должна быть одним из важнейших сегментов российской экономики, занимать видное место. Большая работа ведется по обсуждению технических регламентов, напрямую влияющих на экологическую безопасность.
Разработан законопроект, вносящий существенные улучшения в систему государственного экологического мониторинга. Суть законопроекта заключается в том, что вместо разрозненных, нескоординированных ведомственных мониторингов будет создана единая интегрированная система государственного экологического мониторинга. Плюсы создания такой единой системы очевидны. Это и единая система сбора данных из различных источников, новые возможности анализа и оценки ситуации, и в конечном итоге объективные прогнозы, в первую очередь для органов власти различного уровня принимающих решения.
В целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думой проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот законопроект для сферы здравоохранения является таким же базовым как законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» для инновационного развития, поскольку он должен стать основным правовым регулятором отношений в медицине и сфере охраны здоровья граждан нашей страны. В законопроекте расширены принципы охраны здоровья граждан и раскрыто их содержание. На первое место поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение государственных гарантий. Определены четкие критерии доступности медицинской помощи.
- Уважаемый Андрей Афанасьевич, от души благодарю Вас за беседу! Журнал «Время Инноваций» желает Вам успехов в Вашей депутатской и законотворческой деятельности!