Уже после объявления первого пакета западных санкций в отношении ряда российских политиков и юридических лиц, ряд аналитиков предрекал тяжёлые, если не критические последствия для российской экономики. Расширение санкций, снижение цен на нефть и резкое падение курса рубля в декабре 2014 г. заметно усилили тревожные ожидания, доводя их порой до апокалиптических.
На самом деле ситуация в российской экономике сложна, проблемна, но далеко не критична. Об этом свидетельствует «Оперативный мониторинг экономической ситуации в России». Мониторинг был проведён группой экспертов РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли. Он посвящён основным тенденциям социально-экономического развития России с учётом всех вызовов, сложившихся после воссоединения Крыма с Россией. Особенно интересно сравнить результаты мониторинга с ожиданиями руководителей предприятий годичной давности.
ОЖИДАНИЯ КОМАНДИРОВ ПРОИЗВОДСТВА: МАРТ 2014
Тогда Институт Гайдара провел два экспресс-опроса руководителей предприятий: после того как Совет Федерации разрешил президенту Владимиру Путину использовать российские войска на Украине (3-5 марта) и после принятия Крыма и Севастополя в состав РФ. Тогда сама реакция руководителей на опросы позволила сделать конкретные выводы. Во-первых, в кратчайшие сроки было получено необычно много ответов, что говорило о предельной напряженности в обществе. Во-вторых, формулировка «негативный вариант развития военно-политических событий вокруг Украины» не вызвала ни одного возражения или уточнения. В-третьих, ответы на простой вопрос с привычным набором ответов очень часто сопровождались дополнительными комментариями. В-четвертых, ответы были в абсолютном большинстве случаев определенны, без оговорок. То есть руководители предприятий представляли возможные последствия украинских событий для российской экономики. Первые (начала марта) оценки поделились почти поровну между двумя вариантами: «особого влияния не будет» (50%) и «выпуск снизится» (46%). Снижения выпуска из-за украинского кризиса ожидали, полагая, что потребители российской продукции на Украине могут сократить закупки из-за внутриэкономических проблем. Во-вторых, обострение отношений могло привести к закрытию границ, возрастанию политических рисков для российских поставщиков и их отказу отгружать продукцию. В ходе первого опроса наши промышленники в основном говорили о прямых последствиях сокращения спроса со стороны Украины при негативном развитии событий. Косвенные потери производства из-за торможения деловой активности в российской экономике тогда ещё не поддавались объективной оценке.
По мере развития событий руководители стали более оптимистично оценивать их воздействие на российское производство. Во второй декаде марта стало меньше (37% вместо 46%) негативных прогнозов влияния кризиса на объемы производства, а положительных прогнозов – больше (7% вместо 4%). Больше всего ожидали негативных изменений в российской черной металлургии, химпроме и машиностроении. Ожидали спада производства и на 30% предприятий легкой промышленности и на многих предприятиях госсектора. В целом, оценки производственников, особенно в ходе второго опроса, оказались соответствующими ситуации, сложившейся к марту 2015 г.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: СИТУАЦИЯ В ОТРАСЛЯХ
Итоги 2014 г. и первых месяцев 2015 г. позволяют сделать вывод: в целом, по добывающей промышленности, положение по сравнению с 2013 г. принципиально не изменилось. Суточная добыча нефти незначительно возросла. Некоторое падение добычи одних видов полезных ископаемых, в целом, компенсировалось небольшим ростом добычи других.
Ситуация в различных отраслях обрабатывающей промышленности может характеризоваться, как разнонаправленная. В целом, объём производства обрабатывающей промышленности вырос в 2014 г. на 2,5%. Рост производства зафиксирован в 5 отраслях:
- Пищевая промышленность (в значительной мере благодаря антисанкциям, введённым с 7 августа);
- Производство нефтепродуктов и кокса;
- Производство неметаллических минеральных продуктов;
- Производство резины и пластмасс;
- Транспортное машиностроение (за исключением автомобилей).
- Металлургия;
- Химическая промышленность [1];
- Целлюлозно-бумажная промышленность;
- Производство электрооборудования.
Наибольшее снижение объёмов производства зафиксировано в большинстве отраслей лёгкой промышленности и в машиностроении (по отдельным позициям до «- 20%»). Что показывает: в этих отраслях эффект импортозамещения пока не заработал.
В 2015 г. на объёмы производства в обрабатывающей промышленности будут влиять факторы, реально обозначившиеся во второй половине 2014 г. Это: снижение валового накопления капитала, замедление конечного потребления и сокращение запасов оборотных материальных средств. Вместе с тем, результаты начала 2015 г. свидетельствуют: большинство отраслей не почувствовало кризисного спада спроса.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Динамика промышленного производства в регионах, как и в отраслях, в течение года носила разнонаправленный характер. Число регионов с умеренным ростом производства (от +3% до +7%) заметно превысило число регионов с заметным спадом (от -7% и более). Разница между максимальным ростом и наибольшим снижением производства в регионах достигла уникальной цифры: 44% пунктов. Самый тревожный показатель года: почти 10% снижение производства в Санкт-Петербурге. Наибольший рост производства в обрабатывающей промышленности (107%) отмечен в Ненецком АО, а самый низкий уровень, по сравнению с 2013 г., – в Архангельской области (-37%). Такого существенного падения промпроизводства ни в одном регионе России не было с 1994 г.
Ненецкий АО – самый маленький субъект РФ, кроме того – он часть Архангельской области. Возможны два объяснения наблюдаемого феномена. Первое: ощущая проблемы области и оценивая их последствия для себя, отдельные региональные производители перерегистрировались в округе. Второе: округ начал реально создавать благоприятные условия для открытия новых производств.
В первой тройке Рязанская область (106,9%) и Чеченская Республика (106,4%). Рост в Рязанской области, в основном, определён пищевой промышленностью, ориентированной на объёмный столичный рынок. Ситуацию в промышленности Чечни стоит отметить отдельно. (После кризиса 2008-2009 гг.) восстановление производства в ЧР шло самыми медленными темпами среди всех регионов России. Значит инвестиции в предприятия ЧР, сделанные в 2009-2014 гг., оказались истрачены с пользой.
Среди инновационных регионов лучший результат у Томской области (106%). Впервые за последние годы в числе лидеров по приросту промышленной продукции не оказалось Калужской области. Это – результат «проседания» продаж легковых автомобилей российской сборки. Поскольку концерн Volkswagen, чьи российские производственные мощности находятся в Калужской области, готовится к «трудным временам», следует, как минимум, ожидать стагнации производства в регионе и в 2015 г.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ: ОСТАТОЧНЫЙ РОСТ
Усугубилась наметившаяся ещё в 2013 г. тенденция на сокращение объёмов строительства (-5,2%). К сожалению, в «Мониторинге» ситуация в строительстве обозначена весьма поверхностно. Поэтому для анализа ситуации потребовалось привлечь дополнительные источники. Сокращение объёмов затронуло, в первую очередь, сферу промышленного строительства, а также строительство объектов культуры и спорта. По объёмам ввода нового жилья ситуация выглядит весьма положительно: 114,9% по отношению к 2013 г. Здесь необходимо отметить: заметный рост был вызван несколькими причинами:
- Завершение многих проектов, начатых в 2012-2013 гг.;
- Реализация программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. 6 мая 2014 г. был утверждён новый Комплекс мер по ликвидации аварийного фонда;
- Активная работа с жилыми долгостроями в ряде регионов;
Достаточно позитивной оставалось и положение со строительством детских садов и школ. В 2015 г. ситуация в сфере строительства будет менее благоприятной. По прогнозам Минстроя, строительство жилья в большинстве регионов России снизится примерно на 15%. Сооружение ряда объектов, несомненно, будет приостановлено. Возможно, строительные компании смогут сохранить объёмы за счёт более интенсивного капитального ремонта. Тем более с июля с.г. в квитанциях собственников жилья во всех регионах появится графа «капитальный ремонт».
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Рост производства сельхозпродукции в 2014 г. составил в постоянных ценах всего 1,3%. Это понятно: никто из аграриев в начале года не предполагал возможности отказа от закупок продовольствия у стран Запада. Стоит отметить, оптовые цены на ряд видов продовольствия в России заметно превышают среднемировые. Так, на свинину почти в 2 раза. Причина в том, что при наших природно-климатических условиях себестоимость продукции выше. Конечно, крупным торговым сетям было интереснее работать с импортом. Возможности достаточно быстрого увеличения производства есть у большинства отраслей с/х.[2] Для аграриев интересен вопрос, насколько продолжительным окажется эмбарго на импорт.
Ажиотажа на продовольственном рынке избежать не удалось. В декабре 2014 г. рост потребительских цен достиг максимума за последние 5 лет: 3,3%. Средняя цена на сахар поднялась почти на 69%. Встал вопрос о госрегулировании цен на основные продукты. Поэтому, решение крупных торговых сетей о замораживании цен на основные продукты более чем обосновано. По данным исследования, доля сферы обращения, т.е. торговли, в розничной цене ряда основных продуктов близка к 50% или, даже, превышает её. К таким продуктам относятся: муки, макароны, растительное масло, мороженая рыба. Увеличение запасов торговли при сокращении импорта свидетельствует об определённом снижении покупательной способности населения. А торговым сетям выгоднее продавать товары, а не списывать их.
Ещё один показатель тревожности: спрос на иностранную валюту. В декабре 2014 г. население потратило на скупку валюты почти в 4 раза больше рублей, чем в декабре 2013 г.
Вместе с тем, первый этап исследования Института социологии «Российское общество в контексте новых реалий», охвативший свыше 4 тысяч граждан показал: ситуация оценивается более оптимистично, чем в 1998 или в 2008 гг. «Перемены к лучшему» в 2014 г. отметили 45% опрошенных, а перемены «к худшему» – 43%.
ПЕРСПЕКТИВЫ 2015
Да, в течение нескольких последних месяцев 2 из 3 международных рейтинговых агентств снизили кредитный рейтинг РФ до «спекулятивного». Конечно, факт неприятный. По мнению аналитиков, напрямую утеря инвестиционного рейтинга России не повлечёт за собой массовой распродажи российских активов. Уже в марте с.г. агентство Bloomberg отметило, что российская экономика постепенно выправляется и сохраняет интерес для иностранных инвесторов. Проблема в другом. В случае сохранения рейтингов, ниже инвестиционного уровня, в течение достаточно продолжительного периода, потери для финансовой системы и бизнеса будут возрастать. Вопрос в том, что есть резервы, есть и возможности «затягивания поясов». Сокращение непроизводительных госрасходов – один из путей решения проблемы. 10% снижение заработных плат значительной части работников управленческого аппарата – это не трагедия. Инвестиции в развитие инфраструктуры и транспорта, в восстановление ряда отраслей промышленности дадут кумулятивный эффект и позволят преодолеть кризисные явления в достаточно короткий срок.
Автор: Андрей Ларин, социолог
[1] Как видим, тревожные ожидания марта 2014 г. в этих 2 отраслях оказались завышенными – Прим. автора.
[2] Разумеется, кроме выращивания крупного рогатого скота и молочного животноводства, где реальный результат достижим за 2-3 года. – Прим. автора.