С вхождением в нашу страну Крыма, в России появились дополнительно два субъекта: автономная Республика Крым и Севастополь (84-й и 85-й субъекты). В настоящее время одними из приоритетных задач Российской Федерации являются завершение работы с законодательством, направленной на полноценное вхождение в правовое поле РФ и реализация мер, способствующих опережающему экономическому развитию этих регионов.
Необходимо отметить, украинский кризис поставил перед Россией крайне важные и весьма затратные задачи гуманитарного характера. Это – всемерное оказание помощи беженцам с Донбасса и содействие в восстановлении промышленности и коммунального хозяйства, разрушенных в Донецкой и Луганской областях. Время и ресурсы, направленные на решение этих задач, откладывают на достаточно продолжительный срок даже неизбежное воссоединение Северной Осетии с Южной Осетией.
Но, помимо этих, свершившихся и, возможно, грядущих изменений, в прессе всё чаще обсуждается идея о создании еще одного российского региона. Вернее, вопрос стоит о целесообразности частичного воссоздания одного из субъектов Российской Федерации, с момента ликвидации которого, минуло более 70 лет. Наша задача: понять насколько актуальна и реализуема идея частичного воссоздания автономии немцев Поволжья. Если быть точным, этот субъект (Автономная Республика немцев Поволжья) был упразднён 73 года назад.
Немцы Поволжья были реабилитированы последними из репрессированных народов СССР. Это случилось только 29 августа 1964 г. В одной из августовских передач «Радио России» напомнило об этом событии. Чуть позже довелось узнать и мнение представителей деловых кругов, работающих на территории. Оказывается, идея восстановления автономии немцев Поволжья не окончательно снята с повестки дня, как это могло показаться лет 15 назад. Хорошо известно, в первой половине 90-х годов большинство советских немцев (проживавших, преимущественно, в России и Казахстане) переехали на ПМЖ. Заметное большинство на историческую Родину, небольшая часть – в Австрию. Несколько тысяч немцев, преимущественно из республик Центральной Азии переехали на Украину (Как ни удивительно это звучит сейчас, но в 1992-1993 гг. Украина имела многотысячный миграционный приток почти со всех государств СНГ). В последующие годы незначительная часть переселенцев, по очень разным причинам, вернулась обратно. При этом если быть точным, за период с 1990 г. на ПМЖ из республик, входивших в состав СССР, в Германию переехали свыше 3-х миллионов человек. Немцы составили менее половины от общего числа переехавших граждан.
Сегодня, с приходом в Россию германский инвестиций (в частности – в виде создания и развития заводов «БОШ» в г. Энегельс Саратовской области), наметилась новая тенденция – возвращение в Россию немцев, ранее работающих и проживающих в этом регионе.
ПОЧЕМУ СВОЕВРЕМЕННО НЕ СРАБОТАЛ ЗАКОН «О РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ»?
Хорошо известно, почти все национальные автономии, упразднённые в годы войны, были воссозданы в 1957 г., после решений ХХ съезда. За 2 исключениями. Не была восстановлена Автономная республика немцев Поволжья, а бывшая крымская автономия осталась Крымской областью. Причины, естественно, были различными. Не стану касаться Крыма. Отказ от восстановления немецкой автономии имел 2 основные причины. Во-первых, какие-либо проблемы немецкой автономии в СССР могла порой становиться причиной определённых разногласий между руководством Союза и руководством ГДР. Во-вторых, вспомним 1957 г. Приоритетной задачей нашей страны являлось освоение целинных и залежных земель. Подавляющее большинство советских немцев проживало на севере Казахстана, в Алтайском крае и Омской областях – т.е. именно там, где была основная часть целинных земель. Воссоздание немецкой автономии неизбежно привело бы к отъезду с Целины значительной части дисциплинированных и крайне востребованных работников. Поэтому вопрос о воссоздании немецкой автономии был снят тогда с повестки дня [1]. Хотя, многие советские немцы регулярно обращались с просьбой о восстановлении автономии во все союзные инстанции.
Автономная Республика Крым была воссоздана в 1990 г., после принятия ВС СССР «Закона о реабилитации репрессированных народов». Сейчас, по прошествии более 2-х десятилетий, можно сказать, закон содержал много патетики и мало что реально добавлял к решениям 1957 г. Но правовые основания для воссоздания немецкой автономии в Поволжье он предоставлял. Что же помешало реализации идеи на исходе перестройки? Эксперты называли несколько причин. Перечислю наиболее весомые из них.
- Опасения, что интенсивные контакты между восстановленной автономией и Германией нанесут ущерб обороноспособности России. (Большинство самолётов семейства «Як» собиралось на Саратовском авиазаводе, ныне ликвидированном. А в Энгельсе, бывшем центре немецкой автономии, располагались тогда ведущее командное училище ПВО и ведущее подразделение стратегических бомбардировщиков.);
- Ошибочные (как выяснилось) представления ряда российских политиков о том, что «все немцы всё равно уедут»;
- Часть экспертов всерьёз опасались, что сильная, объединённая Германия, после восстановления автономии, может поднять вопрос и о статусе Калининградской области;
- Нежелание региональной «элиты» того периода делиться властью и ресурсами. Один из руководителей Саратовской области попросту воскликнул: «Я не могу себе представить, чтобы Саратовская область была меньше Пензенской». (Современная площадь Пензенской области составляет 43,2 тыс. кв. км., площадь Саратовской составляет 100, 2 тыс. кв. км.). По прошествии более 20 лет можно сказать, значение большинства названных причин преувеличивалось.
Автономия воссоздана не была. Это, без сомнения, способствовало более интенсивному отъезду советских немцев на Запад. Российское руководство ограничилось созданием Немецкого национального района в Омской области (доля немецкого населения в области является наиболее высокой в России и превышает 5%).
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ САРАТОВСКОГО РЕГИОНА
100 лет назад, в канун Первой мировой войны, губернский (с 1797 г.) центр Саратов, без сомнения, и по объёмам производства, и по торговому обороту, входил в первую тройку наиболее значимых городов Поволжья. Он, безусловно, уступал Нижнему Новгороду, но, по большинству показателей, был вполне сопоставим с Самарой. В 2014 г. ситуация выглядит несколько иначе. Если оценивать реальную ситуацию, сложно сказать: входит ли Саратов, по своему экономическому потенциалу в первую пятёрку городов Поволжья или находится всё же на 6-7 местах.
Саратовская область не входит в число инновационных регионов. Хотя, попытки качественно улучшить имидж региона неоднократно принимались. Например, в 1997 г. по инициативе губернатора (1996-2005) Д. Аяцкова в области был принят первый региональный «Закон о земле», вводящий рыночные отношения в земельной сфере. Чуть позже, была попытка провести первый в РФ земельный аукцион. Все выставляемые на аукцион земельные участки были расположены на территории бывшей немецкой автономии. Цены выставлялись очень умеренные. Но ни одной заявки на участие в аукционе не поступило.
По уровню и качеству жизни Саратов всё больше отстаёт от наиболее благоустроенных городов Поволжья. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что десятки тысяч жителей Саратова и области работают в Москве и Подмосковье. Грузчиками, охранниками, и.т.д.
Внешний импульс и приход серьёзных инвесторов могли бы серьёзно улучшить ситуацию во всей Саратовской области. И такие тенденции уже явно намечаются. И прежде всего, – на территории бывшей немецкой автономии, где ввод уже нескольких заводов «BOSCH» сказывается несомненным плюсом для экономики региона.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ НЕМЕЦКОГО БИЗНЕСА
В первом полугодии ВВП Германии, впервые после 2009 г., снизился на 0,2%. Это ставит под сомнение роль немецкой экономики, как ведущего локомотива объединённой Европы. Германия остаётся ведущим торгово-экономическим партнёром России, заинтересована в укреплении своих позиций и на российском рынке, и на рынке стран Таможенного Союза. (В день, когда я пишу эти строки, Австралия ввела новые санкции против нашей страны. С учётом объёмов российско-австралийских торгово-экономических связей, эта страна может вводить против нас абсолютно любые санкции, может даже перестать изображать Россию на своих географических картах). Совсем иное дело – Германия – мотор Евросоюза. Как справедливо отметил мэр Риги Нил Ушаков, «отношения между Россией и странами ЕС далеки от идеальных. Я же не вижу полноценного развития Евросоюза без хороших отношений с Россией, но, на мой взгляд, и развитие России без отношений с Европейским Союзом тоже крайне затруднительно».[2]
Как мы знаем, в течение всего кризиса на Украине, подавляющее большинство лидеров немецкого бизнеса занимали достаточно взвешенную и прагматичную позицию в отношении России, старались минимизировать последствия санкций для экономик и Германии, и России. Пока трудно оценить, насколько продолжительным окажется обоюдный обмен санкциями между РФ и ЕС. Но режим санкций, разумеется, не распространяется на предприятия иностранных компаний, расположенных на территории России.
Частичное восстановление немецкой автономии в Поволжье, как и воссоединение Крыма, вполне логично. И может рассматриваться, не только как запоздалое восстановление исторической справедливости, но и как превентивный шаг России навстречу нашим традиционным и стратегическим партнёрам в Европе.
КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ВОССТАНОВЛЕННАЯ АВТОНОМИЯ?
Реальное восстановление Автономной Республики немцев Поволжья в границах, в которых она была создана в 1922 г. не представляется возможным. Во-первых, численность титульного, для автономии, населения на этой территории достаточно низка. Российская Конституция предусматривает ещё две правовые формы автономии. В принципе, Саратовская область может вновь именоваться Нижневолжским краем (как в 1928-1934 гг.) либо называться более привычным для слуха Саратовским краем. А в составе края вполне может быть Автономная область немцев Поволжья, включающая в свой состав 3-4 муниципальных района.
Автор: Андрей ЛАРИН
[1] Оставляю в стороне проект решения ЦК и Совмина СССР (1979 г.) о создании немецкой автономии в Казахстане на части территории Карагандинской области с центром в г. Темиртау.
[2] «МК» от 08.09. 2014 г.