Реклама – двигатель прогресса. Кто из нас не слышал этого выражения? Действительно, реклама – это неотъемлемая составляющая процесса продвижения на рынке того или иного товара или услуги. И любой, даже совершенно несведущий в вопросах рекламы человек встречается с ней повсеместно. Речь идёт не только о радио– и телерекламе, без которой не обходится, практически, ни одна передача, но и о многочисленных рекламных щитах, дружно выстроенных по обочинам федеральных и региональных трасс. Это – так называемая «наружная реклама», которая, как оказалось, является не только двигателем прогресса, но и его показателем.
Вспомните, совсем недавно, когда еще никто не произнёс официально слово «кризис», когда еще только-только угадывались его туманные очертания, яркие картины на щитах рекламной наружки вдруг, почти через одну, стали хором сигналить нам цифрами телефонных номеров во весь экран: «Я свободен, занимай!». И чем чаще встречаются эти свободные щиты рекламных конструкций (а их число возрастает ежедневно), тем грустнее становится. Вот он, явный признак нашего экономического нездоровья – пустые щиты наружной рекламы.
А ведь, каждый такой щит – это целая металлоконструкция. Сооружение дорогостоящее. И если оно не используется по назначению, не работает, не приносит его хозяину прибыль, то совершенно очевидно, что становится оно для своего владельца убыточным.
И поскольку само наше сегодняшнее время внесло минорные коррективы в планы и реалии предпринимателей, занимающихся «наружкой», то впору было бы подумать о каких-либо преференциях для них, о способах вспомоществования для тех, кто выстроил для нас на свои деньги эти конструкции и старается изо всех сил крутить ручку того самого двигателя прогресса.
Но, словно по иронии судьбы, вместо вполне логичных для сегодняшнего дня преференций, владельцы рекламного бизнеса получили, как удар в лоб, обновленный Закон о рекламе, который уже смёл с рынка значительную часть предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере наружной рекламы. А для тех, кто, несмотря ни на что, старается удержать свои позиции и не сдать бизнес, настали непростые времена.
Какие же, конкретно, пункты нового Закона так усложнили жизнь предпринимателям, работающим в рекламном бизнесе? И какие поправки, на взгляд специалистов рекламной сферы, следовало бы внести в Закон о рекламе?
С этим вопросом мы обратились к специалисту компании, работающей в области наружной рекламы уже третье десятилетие. Мы беседуем с заместителем генерального директора компании «ИРИДА-СЕРВИС» из города Южно-Сахалинска Александром Геннадьевичем СПИРИНЫМ.
– Александр Геннадьевич, как Вы оцениваете поправки в Закон о рекламе, вступившие в силу к началу 2015 года?
– К сожалению, вынужден оценить поправки в Закон о рекламе (в частности, ст. 19, где идет речь о наружной рекламе) отрицательно. Данное нововведение, в отличие от предыдущей законодательной нормы, никак не способствует развитию предпринимательства в области наружной рекламы, а способствует затуханию всякой инициативы в этом бизнесе. Ведь, ни один здравомыслящий человек не будет вкладывать миллионы в дело, которым ему запретят заниматься через пять, максимум – через десять лет.
– Объясните, пожалуйста, подробнее, кто и почему может запретить предпринимателю, добросовестному налогоплательщику (например, владельцу нескольких конструкций для наружной рекламы) заниматься своим делом?
– Закон. Именно Закон в его нынешней редакции определил срок (максимально – десять лет) на который может быть установлена рекламная конструкция. По истечении указанного срока место установки выставляется на торги, и если предприниматель их не выиграет, то место придётся уступить.
– Но ведь, в данном месте уже смонтированы его капитальные конструкции, на установку которых он в своё время уже получил разрешение властных структур! Разве не справедливо было бы просто пролонгировать периодически это его право, исходя из того, что предприниматель осуществляет свою деятельность добросовестно и безо всяких нарушений?
– Раньше именно так и было. Мы ежегодно подписывали двустороннее соглашение с администрацией о нашем дальнейшем праве заниматься рекламной деятельности на землях общего пользования, обозначенных в договоре. И это было естественно и логично. Более того, инициатива установки конструкций исходила именно от их владельцев. И если на одно и то же место подавались две и более заявок на установку конструкций, то органы местного самоуправления проводили конкурс. Всё было открыто и прозрачно. Наша компания «ИРИДА-СЕРВИС» со дня своего основания, с 1992 года развивалась, увеличивала и постоянно обновляла свои рекламные конструкции, и при этом год от года мы становились всё более крупным налогоплательщиком в своём регионе. Мы охотно отзывались на все обращения в наш адрес со стороны городской администрации, всегда помогали городу в проведении различных мероприятий и уже как должное воспринимали факт ежегодной пролонгации договора между компанией «ИРИДА-СЕРВИС» и городом. Это позволяло нам строить дальнейшие планы развития, видеть перспективу.
Но теперь пункты действующего Закона о рекламе не позволяют продлять такие договоры по согласию сторон, а требуют организации торгов, результаты которых, разумеется, совершенно непредсказуемы. Кроме того, у организаторов торгов одна задача – продать рекламное место как можно дороже в целях пополнения бюджета. И победителем торгов может оказаться компания, которая не имеет ни одной рекламной конструкции. А собственники уже установленных в данном месте рекламных сооружений будут лишены права использовать их дальше как средство своего производства. Что им останется делать в такой ситуации? Продать за копейки победителю торгов или просто разобрать и отвезти на помойку? Выбор невелик.
– Но мне не совсем понятна суть таких торгов. Я понимаю, если бы сами конструкции являлись государственной собственностью, то было бы вполне логично регулярно устраивать торги на право их временного использования. Но что в данном случае будет являться предметом торга? Что, конкретно, выставляется на торги?
– На торги выставляется право на заключение договора на установку рекламной конструкции, проще говоря, земли общего пользования, на которых разрешается временно, до следующих торгов устанавливать рекламные сооружения.
– А как же, действительно, быть владельцу уже установленных рабочих конструкций, если он не победит на торгах? Ведь, он вложил деньги…
– Я уже ответил на этот вопрос. Других вариантов Закон не предоставляет.
– Но, ведь, это может погубить бизнес любого предпринимателя. А сколько их может быть в рамках всей страны!
– Вы совершенно правы. Данное нововведение может нанести огромный вред предпринимательству, а значит, и регионам, и стране. Почти каждый, кто начинает свой бизнес, мечтает передать его по наследству. Каждый предприниматель хочет видеть свой бизнес в долгосрочной перспективе. Да и если, вдруг, собственник рекламных конструкций захочет их продать, легко ли в реалиях нового Закона ему будет найти покупателя?
Кто захочет приобретать объекты предпринимательской инфраструктуры без чёткого понимания перспективы их использования?
– Александр Геннадьевич, я стараюсь найти хоть какие-то оправдания для данного нововведения... Быть может, наши законодатели таким образом стараются минимизировать риски возникновения монополизма в этой сфере и стимулировать конкуренцию?
– Что касается монополизма, то ранее действовавшая редакция Закона ограничивала владельца рекламных конструкций долей в тридцать пять процентов рынка на территории района, городского округа и городов Москвы и Санкт-Петербурга. Однако, Федеральный Закон от 21.07.2014 N 264-ФЗ все ограничения снял. Делайте выводы.
А что касается стимулирования конкуренции…. Конкуренция в данном сегменте рынка рекламы ограничена. Нельзя на территории одного муниципального образования поставить конструкций больше, чем допускается действующим ГоСТом. Хотя, и он повсеместно нарушается. Торги сегодня стимулируют только одно. Хочешь сохранить свои конструкции – дай больше. Сколько? Никто не знает.
Вопрос сегодня в другом. Давно прошли времена, когда слова «личная собственность» считались ругательными. Сегодня мы воспитываем своих детей в духе уважении к чужой собственности и знаем, что именно она – основа и прямой путь к процветанию – людей, бизнеса, общества, государства. Так, откуда же такое «совковое» пренебрежение к собственности предпринимателя? Я говорю о предпринимателях, имеющих в своем производственном арсенале уже смонтированные и установленные сооружения для наружной рекламы. Ведь, стоимость изготовления и установки только одной самой простой конструкции – более трёхсот тысяч рублей. И первые годы предприниматель только «отбивает» вложенные средства, а уже потом можно говорить о его прибылях. А взять и остановить его бизнес только потому, что кто-то придумал не самую умную поправку в Закон – это ли не вредительство, не имеющее ничего общего с истинной заботой о предпринимательстве, так много и часто декларируемой повсеместно.
Мы уже обращались к депутатам Государственной Думы РФ и сегодня считаем необходимым инициировать вопрос о внесении на рассмотрение Государственной Думой новых поправок в Закон о рекламе в части предоставления возможности пролонгации действующих договоров на установку рекламной конструкции и очень надеемся, что наша инициатива будет воспринята должным образом.
Беседовала Светлана Шишлова