Окно возможностей

Почти два года прошло с момента утверждения Правительством России плана мероприятий по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. За это время в различных отраслях экономики стал формироваться и накапливаться положительный опыт, стимулирующий предпринимателей к сотрудничеству. Одними из первых ростки новой инициативы проросли в энергетике. Системный оператор Единой энергетической системы разработал и запустил проект «Контактный центр системы «одного окна», призванный увеличить приток инновационных разработок со стороны малого и среднего предпринимательства в оперативно-диспетчерское управление.

Член Правления, директор по правовым вопросам ОАО «СО ЕЭС» Алексей Михайлович СЕЛЮТИН

О важности для экономики и, вместе с тем, нелегкой доле малого и среднего бизнеса в нашей стране говорят много и постоянно. Несмотря на то, что в нем видят движущую силу развития современной экономики, проблем у небольших фирм хватает. Пожалуй, каждый представитель бизнес-сообщества сталкивался с бюрократическими, финансовыми и прочими барьерами при создании и развитии своего дела. Одна из проблем – затрудненный доступ к рынкам сбыта, причем, не только из-за высокого «порога входа» в ту или иную сферу или отрасль, но и по причине информационного вакуума.

Два года назад наметилось движение к решению этой проблемы. Отсутствие механизмов доступа таких компаний к закупкам крупнейших заказчиков продукции и услуг – естественных монополий и госкомпаний – стало предметом беспокойства государства. 

Утвержденный Правительством РФ в мае 2013 года план мероприятий («дорожная карта») по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием предусматривает существенное увеличение доли малого и среднего бизнеса в закупках естественных монополий, государственных корпораций и компаний с госучастием за счет повышения прозрачности закупочных процедур, снятия информационных барьеров, формирования устойчивых партнерских отношений. Таким образом, по задумке Правительства, компании с государственным участием, которые сейчас являются центрами решения многих актуальных задач развития экономики России, должны быть также включены и в процесс формирования базы для развития малого и среднего предпринимательства.

«Дорожная карта» содержит более 30 пунктов и, в частности, предусматривает создание систем «одного окна» для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В числе лидеров

Одной из первых компаний, приступивших к созданию такого механизма, стало ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» – компания со 100-процентным государственным участием, основу деятельности которой составляет технология централизованного оперативно-диспетчерского управления электроэнергетическим режимом ЕЭС России.

Почему именно Системный оператор задает тон в этом вопросе, вполне объяснимо. Оперативно-диспетчерское управление – одна из наиболее инновационных сфер электроэнергетики. Постоянная нацеленность на совершенствование технологий и восприимчивость к инновациям всегда были и остаются характерными чертами системы диспетчерского управления. Иначе было бы невозможно эффективно управлять сложнейшим и к тому же быстро растущим технологическим комплексом Единой энергосистемы, насчитывающим более 670 электростанций, свыше 500 тысяч километров линий электропередачи и более 12 тысяч электрических подстанций класса напряжения 110 – 750 кВ. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в Системном операторе ведутся по всем ключевым направлениям развития технологий централизованного управления электроэнергетическим режимом ЕЭС России.

Проект, реализуемый в ОАО «СО ЕЭС», получил название «Контактный центр системы «одного окна»». Это — организационный механизм, обеспечивающий предварительное рассмотрение поступающих от субъектов малого и среднего предпринимательства инновационных предложений, организацию и контроль их своевременного рассмотрения и принятия решений о внедрении. Одна из функций Контактного центра — мониторинг и анализ эффективности внедрения инновационных предложений в деятельность Системного оператора.

Если конкретнее, то с началом работы Контактного центра субъекты малого и среднего предпринимательства получат возможность направлять инновационные предложения по единому адресу, консультироваться по различным вопросам, связанным с внедрением инновационных продуктов и результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в Системном операторе. Контактный центр обеспечит их информацией о деятельности ОАО «СО ЕЭС», потребностях компании в инновационных решениях, порядке и правилах приема и рассмотрения предложений, внедрении предлагаемых инноваций, требованиях к участию в закупочных процедурах и т.д. Информационным обменом Системного оператора с поставщиками инновационной продукции займется единый call-центр, создаваемый в рамках проекта.

Контактный центр возьмет на себя также решение вопросов, связанных с организацией и проведением стартовых встреч, совещаний и переговоров, обеспечением процедур согласования конкурсной и договорной документации.

Важной частью проекта станет создание открытой базы знаний, упорядоченной по характеру обращений (информационные, тематические, претензионные) и помогающей установить более систематизированное и активное взаимодействие Системного оператора с инновационными компаниям малого и среднего предпринимательства.

Вместе с системой «одного окна» компания займется актуализацией нормативных документов ОАО «СО ЕЭС» с целью упрощения порядка, правил приема и рассмотрения инновационных предложений и увеличения количества внедренных инновационных решений.

Ворота для инноваций

Точками приложения усилий потенциальных партнеров в сфере малого и среднего предпринимательства могут быть все ключевые направления инновационного развития технологий оперативно-диспетчерского управления, считают в Системном операторе. Среди них - создание и развитие систем режимной и противоаварийной автоматики, создание и развитие системы мониторинга переходных режимов на основе технологий векторного измерения WAMS, расчеты, анализ и перспективное планирование электрических режимов. Эти и ряд других направлений нашли отражение в Программе инновационного развития ОАО «СО ЕЭС» на 2012 – 2016 годы и на перспективу до 2020 года.

Системный оператор имеет большой положительный опыт сотрудничества с разработчиками инноваций, в основном, в сфере разработки программного обеспечения и создания программно-аппаратных комплексов. За последние годы разработано программное обеспечение, связанное с конкурентным отбором мощности, разработан и затем через несколько лет модернизирован софт по выбору состава включенного генерирующего оборудования, создан программный комплекс «Заявка» по сбору оперативно-диспетчерских заявок на изменение технологического состояния оборудования, находящегося в ведении и управлении Системного оператора.

Показательным примером может служить и разработка программно-аппаратного комплекса Режимный тренажер «Финист» — основного инструмента для проведения регулярных тренировок диспетчеров по управлению энергосистемой. После выполнения заказа ОАО «СО ЕЭС» данной продукцией фирмы-разработчика заинтересовался ряд американских энергетических компаний, что позволило ей выйти на зарубежный рынок режимных тренажеров.

Среди предприятий электроэнергетической отрасли Системный оператор находится в первых рядах, что подтвердило и жюри национальной премии «Время инноваций – 2014», посчитавшее проект «Контактный центр системы «Одного окна»» безусловным подтверждением реализации компанией принципов открытости и прозрачности по отношению к рынку инновационных решений и разработок. Контактный центр победил в номинации «Лучший проект по стимулированию и развитию инновационной деятельности» и, таким образом, получил высокую оценку среди признанных экспертов в области науки, инноваций, авторитетных общественных деятелей и представителей бизнес-сообщества.


Автор: Сергей Балашов