РЕАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА

Важнейшее событие 2015 года – вступление в силу с 1 января Договора о создании Евразийского Союза (ЕАЭС). С 1 января 2015 г. полноправным участником ЕАЭС стала Армения. К 9 мая 2015 г. должен завершиться процесс вхождения Киргизии в состав ЕАЭС.

Договор был подписан 29 мая 2014 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана и России, включает в себя 118 статей и 32 приложения. Договор излагает цели и задачи евразийской интеграции и закрепляет статус ЕАЭС как полноформатной международной организации. Согласно договору, «установлены критерии макроэкономической стабильности, которым надо следовать: уровень долга к ВВП не более 50 процентов, дефицит бюджета к ВВП не более 3 процентов и уровень инфляции, когда отклонение не больше 5 процентов от самого низкого показателя по Союзу».[1] Несомненно, требования соответствия являются достаточно жёсткими. Это не трудно объяснить. Евразийский Союз строится с учётом опыта формирования ЕС, как положительного, так и отрицательного. Хорошо известно, что долговые проблемы Греции являются серьёзным дестабилизирующим фактором не только для «зоны евро», но и для всего Европейского Союза.

Путь к формированию ЕАЭС был долгим и весьма не простым. Впервые, на официальном уровне, идею его создания высказал Н.А. Назарбаев 29 марта 1994 г. В тот день Президент Казахстана выступал перед студентами и преподавателями МГУ. Как видим, от идеи до её воплощения прошло 20 лет. Этот срок был необходим, чтобы все потенциальные участники ЕАЭС не просто осознали значимость глубокой и всесторонней интеграции. Необходимы были серьёзные шаги для стабилизации и развития национальных экономик. 1994 был очень сложным годом для всех государств на пространстве СНГ. Распад СССР негативно отразился на всех постсоветских государствах. Повсеместно продолжалось падение производства, снижался уровень жизни населения. Более всего от распада СССР пострадали Армения и Грузия (ВВП в середине 90-х годов не превышал 1/3 от ВВП 1990 г.[2]). Относительно благополучно ситуация складывалась только в Республике Узбекистан, где максимальный уровень снижения ВВП не превысил 15%. Реальные шаги на пути интеграции стали возможны позже. Когда национальные экономики достигли нижней точки падения, когда начался восстановительный рост, когда появились реальные стимулы для укрепления взаимовыгодного экономического сотрудничества. Выгоды интеграции на пространстве СНГ наглядно демонстрирует сравнение экономических показателей. С одной стороны государств ЕАЭС, с другой стороны Украины и Молдавии, которые постоянно находились на периферии интеграционного процесса. Украина и Молдавия за 20 с лишним лет так и не смогли достигнуть уровня производства 1990 года.

Евразийский Союз стал приемником Таможенного Союза. К моменту создания Таможенного Союза, на долю стран-участниц ТС, приходилось 33% экспорта и 58,8% импорта Республики Беларусь, 8,3% экспорта и 32,6% импорта Республики Казахстан. Для России доля партнёров по ТС была значительно более скромной. Однако создание ТС сразу же привела к существенному росту объёмов взаимной торговли. В 2011 году рост объёмов взаимной торговли между странами-участницами ТС составил 133,9% по сравнению с 2010 г. И в 2011 г., и в последующие годы опережающими темпами рос объём взаимной торговли между Республикой Беларусь и Казахстаном.

Миссия ЕАЭС: совместить два значимые тенденции. Расширение интеграции и углубление интеграции. Разумеется, на постсоветском пространстве. Но, возможно, и за его пределами. Вероятность подобного развития событий, т.е. переход ЕАЭС от клуба, объединяющего постсоветские государства, к более широкой международной организации, обозначилась уже 14 января 2015 г. В этот день посол Туниса в России заявил, его страна намерена в перспективе стать полноправным членом ЕАЭС. Действительно, Тунис в течение нескольких десятилетий имеет договор об ассоциации с Европейским Союзом. Однако существенных и несомненных выгод этот договор Тунису не приносит. Сейчас, при сохранении режима санкций в отношении России, Тунис рассчитывает стать значимым экономическим и торговым партнёром для России и других стран ЕАЭС и располагает для этого достаточно серьёзными ресурсами. Так он имеет возможность занять на российском рынке продовольствия нишу, которую ранее занимали страны Южной Европы. Нельзя не подчеркнуть, пример Туниса достаточно показателен для Грузии и Молдавии, которые подписали договор об ассоциации с ЕС только осенью 2013 г. Украина в нынешней ситуации – это особый и трагический случай.

ПРОБЛЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА

Скорость процесса снятия мер нетарифного регулирования (протекционистских барьеров) в рамках ТС оставляла желать лучшего. Так, на Гайдаровском форуме 2015 г., в ходе панельной дискуссии, посвящённой проблемам ЕАЭС, была оглашена следующая цифра. К моменту создания ТС в странах-участницах действовало около 400 мер нетарифного регулирования по отношению товаров, произведённых за пределами национальных границ. За время существования ТС было согласовано снятие чуть более 60 из них (т.е. около 15%). При этом остаются возможности для введения новых мер нетарифного урегулирования. Так фитосанитарный контроль качества продуктов питания оставлен на национальном уровне, а не передан на уровень ЕАЭС. Россия периодически этим пользуется, когда ограничивает поставку тех или иных видов сельскохозяйственной продукции из Белоруссии. Так, в ноябре-декабре 2014 г. Госсанэпиднадзор РФ наложил запрет на поставку в Россию продукции нескольких ведущих мясокомбинатов Белоруссии.

Определённой проблемой остаётся и разница в отношении стран ЕАЭС к ВТО. Россия, Армения и Киргизия являются членами ВТО. Казахстан активно ведёт переговоры о присоединении к этой международной организации. А перспективы скорого присоединения Белоруссии к ВТО остаются неопределёнными.

Значимым риском для ЕАЭС является ожидаемое снижение ВВП России в этом году. Во время работы Гайдаровского форума – 2015 приводились экспертные оценки снижения ВВП в результате падения цен на нефть, курса рубля и западных санкций. Возможное снижение ВВП России в 2015 г., по различным оценкам, составит от 3 до 10%. ВВП России составляет 85-87% от совокупного ВВП ЕАЭС. Поэтому, в результате «эффекта переливания» неизбежно снизятся ВВП почти всех стран ЕАЭС. Незначительный рост ВВП (в пределах 1-2%) в 2015-2016 гг. возможен, при благоприятных условиях, только в Казахстане.

ЗНАЧЕНИЕ ЕАЭС ДЛЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ

В ходе панельной дискуссии, посвящённой перспективам ЕАЭС на Гайдаровском форуме 2015, были оглашены цифры, исследования, проведённого по заданию Евразийской комиссии. Ожидается, что снижение ВВП РФ продлится не более 2-х лет, и к 2017 г. сменится устойчивым ростом. Ожидается, что к 2020 г. участие в ЕАЭС даст Республике Беларусь и Казахстану до 15% прироста ВВП по сравнению с 2014 г. По мнению Н.А. Назарбаева, только участие в ЕАЭС даст прирост ВВП Казахстана не менее 25% к 2030 г.

Экономический рост в Армении и Киргизии будет, вероятно, ещё более существенным.

ЗНАЧЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ РОССИИ

Рост экономики России будет более скромным – участие в ЕАЭС даст прирост ВВП за период 2017-2020 гг. ориентировочно от 2 до 3%. Но участие в ЕАЭС даёт не только преимущества, определяемые цифрами и процентами.

Во-первых, вступление в силу Договора об ЕАЭС с 1 января 2015 г. наглядно демонстрирует: несмотря на санкции Запада и ожидаемое снижение ВВП России, интеграционные процессы на постсоветском пространстве продолжаются. Россия сохраняет свою привлекательность, как надёжный и предсказуемый экономический партнёр.

Во-вторых, согласованные документы Евразийского Союза облегчат условия работы российского бизнеса. Особенно среднего и малого бизнеса. Пока по уровню комфорта ведения бизнеса Россия (92 место в мировом рейтинге) уступает всем партнёрам по ЕАЭС. Армения занимает 37 место, Казахстан находится на 50-м. Белоруссия и Киргизия, соответственно, на 63-м и 68-м.[3]

В-третьих, создание ЕАЭС приведёт к усилению позиций России в рамках БРИКС. Евразийский Союз имеет для России ещё более серьёзное значение, чем имеет объединение МЕРКУСОР для Бразилии.


Автор: Андрей ЛАРИН, социолог


[1] «Поработали на пятёрку» – «Союз» (приложение к «Российской газете» и газете «Советская Белоруссия» № 1// 2015 г.)

[2] Во всём мире хуже ситуация была только в охваченной братоубийственной войной Боснии и Герцеговине, где ВВП 1994 составлял около 20% от ВВП 1990 г. – Прим. автора.

[3] Рейтинг Всемирного Банка за 2013 г.