РАЗВИТИЕ КРЫМА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА

В середине августа Правительство России представило целевую программу (ФЦП) по развитию Крымского федерального округа. Она предусматривает выделение на период до 2020 г. 654 млрд. рублей из федерального бюджета для решения приоритетных социально-экономических задач на полуострове. Ещё в середине февраля 2014 г. трудно было предположить, что через месяц произойдёт воссоединение Крыма с Россией.

Результаты референдума 16 марта показали, что крымчане критично оценивают 23 года жизни в составе независимой Украины. Для этого были серьёзные основания. В середине апреле «Ведомости» опубликовали материал, наглядно показывающий уровень социально-экономического развития Крыма и Севастополя. По общим итогам за 2013 г. Автономная Республика Крым являлась 14-м по экономическому весу регионом Украины. Роль города-героя Севастополя в экономике Украины оставалась минимальной. 0,2 % - по общей доле в ВВП, 0,1% - в украинском экспорте. Но общий экономический потенциал Севастополя несколько выше. (Работы выполненные, предприятиями ЧФ России, а также строительство жилья для моряков включаться в украинский ВВП не могли). Официальный Киев и украинские олигархи мало внимания уделяли развитию региона, финансировали крымские проекты по остаточному принципу. Причины?

Первое. Официальный Киев осознавал, Крым и Севастополь остаются территориями, население которых наименее лояльно к украинской власти. На референдуме 1 декабря 1991 г. большинство жителей Крыма и Севастополя голосовали против независимости Украины. На выборах в последующие годы Крым и Севастополь демонстрировали самую низкую явку избирателей среди регионов Украины. Власть же стремилась развивать наиболее лояльные регионы и столицу (доля Киева в ВВП Украины в 2013 г. достигла почти 19%, и сохраняет тенденцию к росту).

Второе. Власти Украины считали, в советский период курортный Крым финансировался заметно лучше, чем другие регионы. Поэтому, он имеет больший запас прочности и определённые ресурсы для развития.

Третье. Сравнительно низкий уровень жизни большинства жителей Украины не стимулировал, а скорее тормозил развитие курортного и гостиничного хозяйства в Крыму. Поэтому достаточно большое число граждан Украины спокойно отнеслись к российскому выбору Крыма. «Чёрт с ним, с этим Крымом, я бы этот Крым подарил и забыл бы про него, мне этот Крым не болит»[1]. В свою очередь, многие россияне, ранее предпочитавшие Крым, переориентировались на отдых в Турции, Египте или в Краснодарском крае. По статистическим данным в 2013 г. в Крыму отдохнули всего 1,2 млн. россиян.

Естественно, первоочередной задачей стало подтягивание уровня жизни крымчан к уровню жизни в РФ. Вопрос повышения пенсий и зарплат бюджетникам решается успешно. Проблемой остаётся повышение зарплат работающим на частных предприятиях. В начале ноября житель Бахчисарая, приехавший на заработки в Москву, сказал мне: «Найти работу с зарплатой хотя бы в 12 тысяч очень сложно». Разумеется, для повышения зарплат на предприятиях Крыма необходим рост объёмов производства, производительности труда и поиск новых рынков сбыта. (Пока трудно предсказать, насколько продолжительной окажется политика экономической блокады Крыма, проводимая руководством Украины).

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРЫМА

Многие привыкли рассматривать Крым только как курорт. В действительности, регион располагает развитой индустрией. Что важно, промышленность на полуострове имеет многоотраслевой характер. Да, большинство предприятий созданы в советский период, и серьёзно нуждается в обновлении основных фондов и техническом перевооружении. За последние 2 десятилетия созданы лишь несколько относительно крупных предприятий. Среди них – Крымский аккумуляторный завод и завод «Мегастрой-Крым». Основными отраслями крымской индустрии являются машиностроение, химическая и пищевая промышленность. В машиностроении особое место занимают судостроительные и судоремонтные предприятия. Так, значительную часть продукции Феодосийской судостроительной компании «Море» составляют противолодочные корабли на подводных крыльях (КПК) проекта «Сокол», быстроходные патрульные катера проектов «Гриф», «Кондор», и корабли на воздушной подушке (КВП) различного назначения. «Изюминка» компании - малый десантный корабль амфибийного типа «Зубр», не имеющий аналогов в мире. 13 ноября 2014 г. на совещании, посвящённом формированию судостроительного кластера в Приморье, В. В. Путин отметил потребность ведущих российских компаний в новых судах и подчеркнул, что приоритетную роль в решении этой задачи должны играть отечественные верфи. Перегонять в Чёрное море суда, спущенные на воду в Приморье не вполне логично. Поэтому у крымских корабелов есть вполне достойные перспективы.

Ряд машиностроительных предприятий Крыма удачно вписывается в структуру российской экономики. В их числе: производственное объединение «Фиолент», свыше 60% продукции которого и ранее отгружалось в Россию, основанный в 1951 г. Феодосийский механический завод, специализирующийся на производстве оборудования для нефтегазовой отрасли. Сложнее придётся небольшим предприятиям, ориентированным преимущественно на украинский рынок.

Ведущее предприятие химической промышленности – «Крымский титан», основной производитель диоксида титана в Восточной Европе. Несмотря на санкции, предприятие имеет хорошие экспортные возможности.

ЭНЕРГЕТИКА и ТРАНСПОРТ.

Исторически сложилось, большая часть электроэнергии поступает в Крым с Украины. Деньги за неё стабильно и в срок поступают украинским энергетикам. Неприятные сюрпризы, тем не менее, возможны. Веерные отключения электроэнергии в большинстве городов Крыма в сентябре 2014 г. подтвердили: полуострову нужна независимая от Украины система энергообеспечения. В сфере энергетики необходима реализация инновационных проектов. Крым перспективен для развития энергетики, использующей возобновляемые источники энергии. Это важно для региона с большим числом курортов. Солнечных дней здесь больше, чем на Северном Кавказе. Более 15 лет ТПК "АФРОС" (г. Севастополь) производит солнечные коллекторы, комплектует и монтирует гелиосистемы любой сложности. Пока компания больше ориентирована на спрос индивидуальных заказчиков. Однако реально перевести на энергоснабжение от солнечных батарей и ряд небольших предприятий, особенно в степных районах Крыма. Достаточно перспективным является и развитие ветроэнергетики.

Принципиальное значение имеет создание устойчивого, независимого от политической конъюнктуры и погодных условий, транспортного коридора между полуостровом и остальной территорией РФ. Традиционно «основные потоки грузов и пассажиров шли на полуостров через украинскую территорию»[2]. По понятным причинам, рассчитывать на бесперебойный украинский транзит не стоит. Сначала был поддержан проект возведения по косе Тузла моста с 4 автодорожными полосами и 2 ж/д путями. Но, стали поступать обоснованные предложения строить не мост, а тоннель. Так, «тоннель в створе переправы предлагал проложить Геннадий Тимченко, причём за 40 млрд. руб. и не более чем за три года. «Стройтрансгаз» может стать субподрядчиком на проекте»[3]. Нормализация обстановки на Украине и российско-украинских отношений снизит значение моста (или тоннеля). Однако рассчитывать на оптимальное развитие событий проблематично. Далее, транспортные потоки между полуостровом и регионами Северного Кавказа неизбежно будут возрастать. Возможности паромной переправы Тамань – Керчь ограничены, что ещё раз показало лето 2014 г. И всепогодной переправа не является. При густом тумане, сопровождаемым сильным ветром, переправа замирает. Вопрос о всепогодной переправе с повестки дня снят не будет. Движение по мосту, при густом тумане или сильном гололёде, неизбежно будет ограничиваться. С точки зрения национальной безопасности, тоннель предпочтительнее моста.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО и КУРОРТЫ КРЫМА.

В советский период на курортах Крыма лечились и отдыхали люди со всех концов Союза. Поэтому, колхозы и совхозы южных областей Украины специализировались на поставках мяса, молока и плодоовощной продукции в Крым. Специализация сохранилась и в постсоветский период. Но, с 22 октября 2014 г. ввоз плодоовощной продукции с Украины в Россию был приостановлен. Перейти к лету 2015 г. на самообеспечение овощами и фруктами Крым не сможет. Одна из причин – перекрытие Украиной Северо-Крымского канала. Для поддержания поливного земледелия требуется тщательное исследование водоносных горизонтов на севере Крыма. Такое исследование соответствует специализации ВСЕГИНГЕО[4]. Однако ежегодно повышать сбор овощей и фруктов в крымских хозяйствах реально. Здесь может быть актуален опыт Израиля (тоже не богат запасами пресной воды, но не только смог обеспечить себя, но и экспортирует часть выращенной продукции). Пока объём украинских поставок может быть возмещён поставками из Краснодарского края и Абхазии. Виноградарство и виноделие - один из приоритетов сельского хозяйства Крыма, ещё со второй половины XIX века. Марочные массандровские вина давно пользуются спросом во многих странах мира. До лета 1985 г. на Крым приходилось немалая часть выпуска не только марочных, но и ординарных вин. Затем была «борьба с пьянством и алкоголизмом», и вырубка значительной части виноградников. Особенно тех, чей урожай шёл на производство дешёвых, низкосортных вин. Возобновлять их выпуск не стоит. Но добиться восстановления площадей и сбора винограда на уровне 1984 г. вполне можно.

В советский период Крым называли «всесоюзной здравницей». Большинство ведущих здравниц принадлежали союзным министерствам. После Беловежских соглашений почти санатории и пансионаты перешли в ведение Украины. После воссоединения с Россией, по распоряжению Совета министров Крыма, они были национализированы. «В списке национализированных курортных объектов, принадлежавших министерствам и ведомствам Украины, - около 200 здравниц»[5]. Проблема в том, что состояние большинства здравниц хуже, чем 20 лет назад. Реконструкция здравниц – в числе приоритетов федеральной программы. Только на нужды жемчужины Крыма – молодёжного лагеря «Артек», и только в 2014 г. выделено почти 895 млн. рублей.

Приходится констатировать, в 2014 г. поток отдыхающих в Крым существенно снизился. За 10 месяцев в Крыму отдохнули 2,8 млн. человек (за 2013 г. – 5,6 млн.). Два миллиона из них – граждане России (на 800 тысяч больше, чем в 2013 г.). Основная причина снижения: граждане Украины[6], из-за позиции официального Киева, опасаются посещать Крым. Возможности увеличения потока отдыхающих есть. Не только за счёт более активного приглашения россиян. Напомню, Крым заслуженно считался «всесоюзной здравницей». Так, в разгар сезона, в 80-ые годы из Минска в Симферополь (как и в Адлер) ходили поезда из 24 вагонов. Вполне рационально передать часть крымских здравниц в аренду ближайшим партнёрам России по ЕАЭС.

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЕТА.

ФЦП по развитию Крымского федерального округа была обнародована в середине августа. Программа нацелена на комплексное развитие полуострова, постепенное снятие накопившихся проблем. Так, создание индустриального парка «Бахчисарай» приведёт к росту занятости в районе компактного проживания крымских татар, где безработица наиболее высока. Наибольший объём финансирования госпрограммы предусмотрен на 2016-2017 годы, когда Крым будет получать порядка 135 миллиардов рублей ежегодно. Но составлялась госпрограмма до введения странами Запада пакета секторальных антироссийских санкций.

Сейчас внешние вызовы потребуют определённых корректировок крымской госпрограммы. На октябрьском заседании Госсовета, губернатор Белгородской области Е.С. Савченко отметил: «Необходимо запустить новую модель экономического роста основанную, во-первых, на продуманном импортозамещении и, во–вторых, на активном стимулировании внутреннего спроса и потребления». Поэтому, целесообразно рассмотреть вопрос о выпуске на предприятиях Крыма ряда видов продукции, ранее закупаемых на Украине. В сложившейся ситуации роль основного торгово-экономического партнёра России в Черноморском бассейне переходит к Турции. Крым – оптимальная площадка для реализации совместных проектов.

Летом с.г. был принят закон о создании игорной зоны в Крыму. Её перспективы активно обсуждались в СМИ. Пока эту тему стоит отложить. Первое, для одновременного обустройства игорных зон в Крыму и в Сочи просто не найдётся инвесторов. Второе, подавляющее большинство гостей Крыма приезжают не для игры в рулетку.

Для полноценной реализации потенциала региона будут востребованы оригинальные инновационные проекты. Тогда Крым действительно сможет к 2020 стать регионом - донором.

Андрей ЛАРИН



[1] «Новая газета» // 22.09.2014 г.

[2] М. Лютова «Подводная связь с Крымом» - «Ведомости»// 31.10.2014 г.

[3] М. Лютова «Подводная связь с Крымом» - «Ведомости»// 31.10.2014 г.

[4] Всероссийский институт гидрогеологии и инженерной геологии (Московская обл., Ногинский р-н., п. Зелёный).

[5] РБК daily // 23.07.2014 г.

[6] В последние годы граждане Украины составляли 60 – 65% отдыхающих в Крыму.