Накануне подведения Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) итогов работы за первое полугодие 2014 года мы решили узнать, что называется, «из первых уст» о том, что делают дорожники в свой юбилейный год для улучшения федеральных трасс, как используют инновации и повышают безопасность дорожного движения?
О достижениях ведомства и его актуальных задачах нам рассказал руководитель Росавтодора Роман Владимирович СТАРОВОЙТ.
- Роман Владимирович, начнем разговор со строительства. Появятся ли в этом году новые дороги? К каким трассам будет повышенное внимание со стороны дорожников?
- Новые маршруты и направления не появятся, просто произойдет коренное улучшение уже существующей сети федеральных автомобильных дорог. Если раньше, как любят говорить наши скептики, были только одни направления, теперь вместо 534 км этих направлений появятся современные автомобильные дороги. Это на 129,2 км больше, чем было предусмотрено в подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы).
Определены 11 приоритетных направлений развития федеральных автомобильных дорог: М-5 «Урал» Москва - Челябинск, М-9 «Балтия» Москва – на Ригу, М-29 «Кавказ» Краснодар – на Баку, М-51,53,55 «Байкал» Челябинск – Чита, М-56 «Лена» Невер - Якутск, М-60 «Уссури» Хабаровск - Владивосток, М-18 «Кола» СПб - Мурманск, М-7 «Волга» Москва - Казань, М-8 «Холмогоры» Москва - Архангельск, «Нарва» Санкт-Петербург – на Талин, Санкт-Петербург – Петрозаводск.
Представьте, например, вместо зимней автомобильной дороги на Якутск от Невера, где твёрдость покрытия обеспечивал мороз, а летом это были непроезжие направления, теперь появятся километры капитальной дороги с твёрдым покрытием, доступной для движения автомобильного транспорта, как зимой, так и летом. В начале мая мой заместитель Андрей Костюк совместно с представителями ФКУ Упрдор «Лена» проинспектировали объекты реконструкции трассы. Всего в 2014 году Федеральной адресной инвестиционной программой предусмотрено производить работы на 18 объектах реконструкции федеральной автомобильной дороги «Лена», ввести в эксплуатацию 96,3 км и 300, 69 пог. м. мостов. В результате проведенных работ трасса будет соответствовать III технической категории с шириной проезжей части 7 м, расчетной скоростью движения 100 км/час. Трасса М-5 «Урал» также подвергнется реконструкции. Вместо 2-полосной автомобильной дороги М-5 «Урал» с неудовлетворительным качеством асфальтобетонного покрытия к концу года появится 48 км современной 4-полосной трассы.
Крупными направлениями строительства и реконструкции остаются участки федеральных автомобильных дорог на территории Московского транспортного узла, Северо-Кавказского федерального округа и Дальневосточного федерального округа. Также в период с 2014-2016 годы будет осуществляться строительство и реконструкция подъезда к морскому порту «Усть-Луга» с вводом в эксплуатацию в 2014 году 28,7 км; строительство обходов городов Новосибирска, Пскова, Гудермеса в Чеченской Республике, Фатежа в Курской области, Спасска в Пензенской области, Мариинска в Кемеровской области и других. Кроме того, в 2014-2016 годах будут осуществляться работы по замене 43 искусственных сооружений. Также намечено осуществить реконструкцию 131 км федеральных дорог, из которых 27,6 км будут завершены в 2014 году.
- А какова доля федеральных трасс, полностью соответствующих современным нормативным требованиям?
- За прошлый год мы привели в нормативное состояние 8956,8 км федеральных трасс. Это больше, чем в 2012 году на 37%. Процент протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям, составил 45,9%. Доля автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки за прошлый год - 26,4%. Кроме того, у нас есть и далеко идущие планы. До 2019 года уже разработана и в настоящее время реализуется программа по приведению в нормативное состояние 83,2% сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Данный показатель составляет 100% от протяженности всей сети.
В текущем году планируем привести в соответствие с нормативными требованиями 52,63% от общей протяженности федеральных трасс. Требуется отремонтировать 9450 км действующей сети федеральных трасс, из них капитальным ремонтом – 1675 км, и 429 искусственных сооружений. В планах – в течение следующего года увеличить долю протяженности федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 61,85%.
- Применяются ли какие-нибудь инновационные решения в строительстве и реконструкции дорог?
- Полноценное развитие дорожной отрасли невозможно без инноваций, поэтому за последние 10 лет на сети автомобильных дорог опробовано более 400 инновационных технический решений. На сегодняшний день специалистами ведомства разработана Стратегия развития инновационной деятельности на период 2011 – 2015 годы, которая предполагает, в том числе, и проведение исследований. Результаты исследований и применений прогрессивных технологий отражены в специальном каталоге Росавтодора, где содержится информация о конкретных дорожных объектах, на которых применялась новая технология.
В 2013 году была разработана программа применения полимерных композиционных материалов в дорожной отрасли, которая предполагает дальнейшее совершенствование нормативной базы и распространение практики применения конструкций из композитных материалов. Преимущество композитов перед классическими материалами очевидное, это и более низкий вес конструкций, и стойкость к агрессивным средам. Обновлены стандарты на битумы, разработаны стандарты на каменные материалы, которые теперь соответствуют всем международным нормам.
Проектирование автомобильных дорог, благодаря современным подходам, сегодня выходит на новый уровень, а при строительстве, реконструкции и ремонте дорог все чаще используются уникальные методики и суперпрочные материалы, способные увеличить срок эксплуатации дорожных покрытий в несколько раз. Например, применяется европейская технология «НОВАЧИП», которая предполагает укладку горячего асфальтобетона на слой битумной эмульсии, в результате эмульсия вспенивается и обеспечивает надежное сцепление со старым покрытием без глубокого фрезерования старой поверхности.
В строительстве дорог сегодня все чаще используют полимерно-битумно вяжущие (ПБВ) и геосинтетические материалы, которые придают повышенную прочность верхним слоям асфальтового покрытия и всей дорожной одежде в целом. Для более эффективного использования геосинтетических материалов в дорожном строительстве, в сентябре 2013 года была создана рабочая группа из представителей Росавтодора, ГК «Автодор» и ООО «СИБУР». По итогам совместной работы будет разработана серия национальных стандартов на технические требования и методы испытания геосинтетических материалов, а также будут созданы новые стандарты на органические вяжущие, с учетом зарубежного и отечественного опыта.
- Недавно Вы обратили внимание на недостаток в развитии придорожного сервиса на многих трассах страны. Какие решения, дающие преференции придорожному бизнесу, уже приняты и какие еще планируется принять?
- Сегодня объекты дорожного сервиса вдоль федеральных трасс не в полной мере отвечают потребностям участников дорожного движения. Автозаправки, магазины, мотели и станции техобслуживания стихийно разбросаны по всей федеральной дорожной сети. В одних регионах объектов сервиса хватает, а в других, как, например, в Сибири и на Дальнем Востоке можно проехать более сотни километров и не встретить по пути ни одной АЗС. По существующим нормативам такого быть не должно. Понимая потребности автомобилистов в качественном сервисе, мы разработали Концепцию развития объектов придорожного сервиса вдоль федеральных трасс, одобренную Минтрансом России 21 ноября 2013 году.
В первую очередь, мы проанализировали текущую ситуацию с развитием ОДС в нашей стране и изучили зарубежный опыт. В целом, дорожная инфраструктура в России выглядит не хуже, чем за рубежом. Наше явное отличие в том, что сегодня на дорогах нет крупных операторов, я не имею в виду АЗС, так как на российских дорогах хорошо представлены крупные нефтяные компании, речь идет обо всем остальном, что удовлетворяет потребности пользователей автомобильных дорог в туристической или рабочей поездке.
Сегодня уже полным ходом идет реализация первого пилотного проекта на кольцевой автомобильной дороге в Санкт-Петербурге. На наш взгляд, в его основе заложена наиболее оптимальная схема создания нового объекта дорожного сервиса при использовании уже существующих дорожных примыканий. То есть инвестор уже изначально выбрал для строительства придорожного многофункционального центра уже имеющуюся площадку отдыха, абсолютно пустую, для временной остановки, такие площадки сегодня существуют на многих федеральных трассах, и еще будут строиться по всей федеральной автодорожной сети. Используя, таким образом, существующее примыкание, он организовал заезд на территорию нового объекта. Наша задача – заинтересовать частный бизнес в данном направлении работы. Однако, существуют трудности правового характера, которые мы решаем совместно с другими ведомствами. Например, сегодня мы совместно с Минкомсвязи работаем над решением проблемы размещения коммуникаций в полосе отводов федеральных дорог. Проблема здесь существует именно на правовом уровне. В ближайшем будущем мы планируем внести соответствующие изменения в законодательство.
Существует также другая проблема – выделение полосы отвода. Особенно сложно этот вопрос решается на территории, которая находится в ведении муниципалитета. Пока что мы больше работаем с руководствами субъектов, так как с муниципальными властями, в силу их большого количества, работать сложно. На наш взгляд, развитие дорожного сервиса должно идти синхронно с развитием прилегающих территорий.
В этом году, вся основная работа будет направлена на поиск болевых точек, которые с помощью законодательства мы могли бы решить. Сейчас нам важно систематизировать и проработать схемы размещения ОДС в России. К концу 2015 года планируется завершить работу над соответствующей схемой, которая будет доступна широкому кругу лиц и станет основной для системного подхода.
В ближайшей перспективе также предполагается разработать единые требования к размещению ОДС и их типов. Одна из главных задач нашей работы – это создание условий для комфортного автотуризма. На сайте Росавтодора проводится опорос, где каждый может указать, что именно хотел бы видеть в составе ОДС. Нам важно мнение пользователей наших дорог и в дальнейшем для удобства будет разработано отдельное приложение для мобильных устройств, где будет собрана вся информация об объектах дорожного сервиса в России, а также будет функция приема жалоб и предложений.
- Какие шаги предпринимает Росавтодор для повышения безопасности дорожного движения?
- Мы прекрасно понимаем, что этот вопрос является одним из приоритетных направлений работы федеральных дорожников. Сегодня Росавтодором реализуется Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», согласно который мы выполняем соответствующий комплекс мер. Среди них, например, оборудование искусственным освещением мест концентрации ДТП, а также установка светодиодных индикаторов на участках федеральных магистралей, проходящих в черте населенных пунктов. Помимо этого, на нерегулируемых пешеходных переходах в одном уровне для привлечения внимания водителей транспортных средств применяется активный дорожный знак «Пешеходный переход», который обеспечивает четкое и контрастное отображение информации в любое время суток. Дорожный знак работает от автономного источника питания, от солнечной батареи. Как видите, нам важно обеспечить безопасность не только пользователей автомобильных дорог, но и пешеходов, которые также являются активными участниками дорожного движения.
Что касается автомобилистов, то для предотвращения выезда на встречную полосу устанавливаются тросовые удерживающие ограждения, способные значительно снизить тяжесть последствий в случае ДТП. Эти барьерные ограждения были применены на ряде участков федеральных дорог с четырехполосным движением, в частности, в Подмосковье на Дмитровском направлении. В результате аварийность там значительно снизилась. В 2013 году тросовые ограждения появились на различных участках федеральных трасс общей протяженностью 17 километров.
Эффективность такого вида ограждений уже доказана. Приведу два примера. Установка осевого тросового ограждения на федеральной дороге проходящей п г. Нальчику позволила добиться снижения аварийности за период с декабря 2013 по апрель 2014 года, в сравнении с аналогичным периодом, на 82%. До установки - 11 ДТП, погибло 2 человека, получили ранения 11 человек, после установки – 2 ДТП, погибших – нет (-200%), получили ранения 2 человека (- 82%.).
На участках, где устанавливается пешеходное ограждение, удается добиться снижения аварийности на 80% с участием пешеходов (пример - автомобильная дорога А-104 Москва – Дубна км 59 – км 60).
Широко используются дорожниками возможности Фото- и видеофиксация для осуществления контроля за нарушениями правил дорожного движения со стороны водителей. На самом деле, уже не раз отмечали в различных регионах, что такой вид контроля за нарушениями, действительно, дисциплинирует водителей, число ДТП в некоторых регионах после установки фото и видео- фиксирующих систем действительно снизилось.
Помимо вышеперечисленного, важным считаю оперативно проинформировать автомобилистов о ситуации на федеральной трассе. В этом дорожникам помогают на табло переменной информации. Например, такие табло уже есть в Тамбовской, Воронежской, Волгоградской областях и, с недавнего времени, в Рязанской области. Они всегда устанавливаются в непосредственной близости от стационарных постов ДПС и весового контроля. Табло информирует водителя о дорожных и климатических условиях, о временных ограничениях движения на определенных участках дорог.
Все эти средства позволяют дорожникам не только повысить уровень безопасности дорожного движения, но и в целом снизить финансовые затраты и повысить эффективность использования технических средств регулирования.
С этой же целью увеличена и разрешённая скорость на некоторых участках федеральных трасс. Анализ показателей аварийности, проведенный Росавтодором на 5 участках федеральных трасс, где в прошлом году в пилотном режиме скоростной режим был увеличен до 110 км/ч, позволит сохранить эту скорость на различных участках автодорог М-5 «Урал», М-8 «Холмогоры», Р-217 «Кавказ». Кроме этого, максимальную скорость 110 км/ч Росавтодор планирует разрешить еще на 11 участках федеральных трасс.
Практика показала, что на данных 5 участках федеральных трасс показатели аварийности снизились более чем в 2 раза. Этот позитивный показатель напрямую связан с увеличением скоростного режима и проведением дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности движения. Так, в период пилотного изменения скоростного режима до 110 км/ч, в сумме по нижеуказанным участкам дорог произошло 10 ДТП, а за аналогичные прошлые периоды (до увеличения скоростного режима) было 23 ДТП). В дальнейшем увеличение скоростного режима до 110 км/ч планируется и на других участках.
- Большое спасибо Роман Владимирович, за обстоятельный рассказ! Позвольте поздравить Вас и всех Ваших коллег с 10-летним юбилеем ФДА «Росавтодор»!
Беседовала Светлана Шишлова