Как восстановить баланс расселения в России?

Одной из ключевых проблем современной России является неравномерность заселения территории. И с точки зрения перспектив сбалансированного развития России, и с точки зрения национальной безопасности, это – очень серьёзный вопрос. Его решение, с учётом возрастающих геополитических рисков и угроз, не следует откладывать в «долгий ящик».

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

Из 153 тысяч населённых пунктов, имевшихся на карте РФ к началу XXI века, около 20 тысяч полностью обезлюдели. (Немало случаев, когда деревня не перестала существовать. Просто наследники постоянных жителей стали дачниками). Справедливости ради стоит отметить: появилось несколько десятков новых поселений на Тюменском Севере, вернулось постоянное население в ряд аулов на Северном Кавказе. Общее соотношение: 2-3 новых или восстановленных на 1000 утраченных, позволяет говорить о необходимости интенсивных мер для сохранения большего числа поселений в местах, где природно-климатические условия позволяют осуществлять плодотворную хозяйственную деятельность.

Несмотря на принятые меры по улучшению демографической ситуации, в большинстве регионов смертность и миграционный отток пока ещё превышают рождаемость и миграционный приток. В Европейской части России естественный прирост налицо только в республиках Северного Кавказа, Москве, Белгородской области и Краснодарском крае.

Продолжается отток населения из Восточной Сибири и Дальнего Востока. Невиданный за весь период наблюдений подъём уровня Амура и вызванное им наводнение 2013 г. усугубило проблему. Сыграла свою роль в росте миграции дальневосточников и авария на японской АЭС «Фукусима». Скорее, не сама авария, а провалы в информационной политике - дефицит оперативных и достоверных сведений о радиационной ситуации в регионе. В наибольшей степени провалы в информполитике были в Сахалинской области. В ситуации, когда постоянное население на большей части Дальнего Востока неуклонно сокращалось, росли аппетиты коммерческих структур, работающих по принципу: «После нас хоть потоп». «На нашем Дальнем Востоке воруется и вывозится за рубеж практически всё, что растёт, лежит в земле, бегает в лесах и плавает в водоёмах этой части страны»[1]. Причина объяснима: если ресурс избыточен или не востребован местным населением, он вывозится туда, где на него есть спрос.

Государственные программы по развитию Транссиба, по реконструкции БАМа и планы «Русгидро» по строительству ряда ГЭС на притоках Амура позволяют рассчитывать на прекращение миграционного оттока и стабилизации численности населения на юге Дальнего Востока.

К сожалению, проблема запустения ранее заселённых территорий актуальна и для Центральной России. Один, не очень известный факт. В Тверской области сейчас проживает почти на полмиллиона человек меньше, чем на 1 января 1941 г. Ещё в нескольких областях жителей также меньше, чем в канун Великой Отечественной войны. Своя роль в этом явлении – не только в отдалённых демографических последствиях войны, но и в интенсивной урбанизации 60 – 70-х годов.

Стоит заметить, в течение последних двадцати лет доли городского и сельского населения в России практически не изменились. Это явление объясняется двумя основными причинами. Первая из них - замедление процессов урбанизации. Вторая – более высокий прирост населения на селе. В городах на 100 женщин детородного возраста приходится 154 ребёнка, а в сельской местности – 220. Прирост населения в крупнейших городах происходит, в первую очередь, за счёт переезда в них жителей малых и средних городов. Достаточно большое число жителей малых городов годами живут вахтовым методом. Основная причина: дефицит рабочих мест в малых городах или крайне низкие зарплаты.

Казалось бы, высокие цены на энергоносители и многолетний профицит федерального бюджета могли бы способствовать если не полному решению, то минимизации социальных проблем села и малых городов. Но, на практике, в большинстве регионов в «тучные нулевые» социальные проблемы только усугублялись. Одна из ключевых – закрытие сельских школ и больниц, в рамках пресловутой оптимизации финансовых потоков. Как отмечал член Совета Федерации, председатель Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов, Владимир Плотников, начиная с 2000 года, было закрыто свыше 12, 4 тысяч сельских школ – т.е. более четверти от имевшихся. Закрытие школы – не всегда, но слишком часто приводит к последующему исчезновению населённого пункта. Это достаточно известно.

КАК ПРИСТУПИТЬ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ?

Давно стало привычным утверждение, что в нашей экономике слишком велика роль нефтегазового сектора. Другие имеющиеся ресурсы используются недостаточно. При условии эффективного использования сельскохозяйственных земель России, произведённой продукции хватит, согласно расчётам экспертов ФАО, чтобы прокормить около 1 миллиарда 300 миллионов человек. Депутат ГД РФ Айрат Хайруллин обратил внимание на очень примечательный факт. В последние несколько лет Россия является экспортёром зерна, и с каждым годом играет всё более активную роль на мировом зерновом рынке. Но если пересчитать зерно на продукцию животноводства, то Россия остаётся импортёром продовольствия.

Вместе с тем, как отметил недавно министр сельского хозяйства Николай Фёдоров, «наращивание производства продукции по итогам 2013 г. способствовало дальнейшему повышению продовольственной независимости страны по целому ряду видов продукции»[2]. Курс на обеспечение продовольственной безопасности требует вовлечения в хозяйственный оборот ранее использовавшихся земель. А такие земли есть не только на периферии. Так 20 лет назад в Каширском районе Московской области было 8 аграрных предприятий, сохранилось лишь одно.

Достижение продовольственной независимости не требует повторения целинной эпопеи, ставшей свершением всего советского народа. Достаточно реализации нескольких точечных проектов, особенно на расстоянии в 100 – 200 километров от крупнейших городов. Потенциал есть. По данным исследования, проведённого в 2012 – 2013 г. группой социологов, под руководством профессора ВШЭ Светланой Барсуковой, 10% горожан думают о возможности переезда в село с трудоустройством. При создании инфраструктурных условий и компенсации расходов, доля горожан, готовых на переезд заметно возрастает.

Весьма интересным стало и февральское предложение представителя Президента в Дальневосточном Федеральном округе Юрия Трутнева о переводе части органов федеральной власти на Дальний Восток. С учётом перспектив продолжительного охлаждения отношений с Евросоюзом и необходимости укрепить позиции России в Азиатско-Тихокеанском регионе, это весьма перспективный шаг. И с точки зрения повышения внимания к развитию региона, и с целью более активного привлечения инвестиций, и для создания социальных лифтов выпускникам местных вузов. Тем более, не является большим секретом: молодые москвичи и жители Подмосковья не очень охотно идут на стартовые позиции в федеральные органы власти. Тем более, современные средства коммуникации уже не требуют концентрации всех управленческих структур в одной точке страны.

Андрей ЛАРИН.

  1. М. Легуенко, А. Миловзоров «Что и как воруют у России» - РБК № 11// 2011 г.
  2. «Новая газета» 02//04 2014 г.