Проблемы, связанные с миграционным движением, все чаще отражаются в СМИ и обсуждаются в дискуссионных аудиториях. «Огоньку» этой и без того горячей теме добавляют сообщения о том, что в Подмосковье, то здесь, то там, порой обнаруживаются целые «засекреченные» поселки «нелегалов» из средней и юго-восточной Азии.
Мы говорим , спорим, высказываем противоречивые мнения и никак не можем определиться: нужны ли нам мигранты? Хорошо ли нам с ними? И нам даже в голову не приходит вопрос: «А хорошо ли им с нами?».
А главное - сколько их? Во всей России? А в Москве? Кто может ответить на этот вопрос? Разумеется, тот, кто занимается этими чрезвычайно важными государственными вопросами, а именно - ФМС России. Заглянем в свежие архивные данные организации.
Согласно данным ведомства, число иностранцев (в основном, из государств СНГ), въехавших в 2010 году в Россию, составило более 13,6 миллионов человек. Количество оформленных разрешений на работу по сравнению с 2009 годом сократилось на 17% и составило 1,2 миллиона, а квота, установленная для регионов, была исчерпана на 76%.
Приведенные цифры говорят, что въезд иностранных работников по официальным каналам наметил тенденцию к снижению. В свете общественной напряженности последних месяцев этот факт был бы утешителен, если не брать во внимание «гастарбайтеров», прибывающих в Россию, минуя официальные каналы.
В целях упрощения въездных процедур, ФМС России с 1 июля 2010 года ввела для иностранных граждан, прибывающих в Россию для осуществления трудовой деятельности у физических лиц, принципиально новую систему патентов. Эта система не требует получения визы. Кроме того, в июле же вступили в силу изменения, дифференцирующие миграционный поток путем преференций для особой категории высококвалифицированных мигрантов, vip-специалистов, представляющих ведущие мировые компании и международные финансовые институты.
В отчетном периоде ведомство активизировало работу по соблюдению миграционного законодательства. В результате, составлено более 2,5 миллионов протоколов об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму, превышающую 7,5 миллиардов рублей, а в отношении 29 тысяч иностранцев-правонарушителей вынесены судебные решения об их выдворении за пределы Российской Федерации.
Работа службы по линии содействия интеграции мигрантов, как было отмечено на коллегии, тоже набирает обороты. Налажены контакты с национальными диаспорами, намечены возможные направления сотрудничества ФМС России с Межрелигиозным советом СНГ. Создана и уже действует Совместная комиссия по взаимодействию с Русской Православной Церковью. А на базе 25 многофункциональных центров (МФЦ) в 22 субъектах Российской Федерации организовано консультирование мигрантов по вопросам российского миграционного законодательства.
Во втором полугодии было оформлено почти 157 тысяч патентов, что принесло в бюджет более 330 миллионов рублей. Наибольшее количество патентов было оформлено в Центральном федеральном округе (38% от общего количества иностранных граждан), далее следует Сибирский (15%) и Приволжский федеральные округа (13%). Меньше всего оформлено патентов на Дальнем Востоке (6%), но и эта цифра внушает оптимизм, поскольку в течение предшествующего ряда лет миграционное движение в этом регионе было со знаком «минус», и лишь в 2009-2010 гг. миграционный приток превысил отток. Возможностью оформить патенты, в основном, воспользовались граждане Республики Узбекистан - это 45% от общего количества иностранных граждан, а также Республики Таджикистан (20%), Киргизской Республики (11%) и Северного Кавказа (2%).
Вот такие цифры. Что за ними?
В ходе отчетной коллегии, в целом, была представлена вполне позитивная картина российского миграционного поля, не дающая особого повода для беспокойства. Отчего же тогда беспокойство не покидает общественного сознания россиян вот уже несколько месяцев? Отчего тема «мигранты в России» горячо обсуждается сегодня не только в прессе и на телевизионных «круглых столах», но и за столами обычными, кухонными? Что более всего вызывает тревогу в явлении «иностранная миграция»? Её объемы? Количество? Качество? Так или иначе, процесс диффузии пошел – мы врастаем друг в друга. Обойдемся ли мы без них? Вряд ли. Обойдутся ли они без нас? Тоже сомнительно. Значит, надо искать разумный баланс между максимизацией выгоды от иностранного притока и минимизацией неизбежных социальных рисков. Давайте будем искать.
Бесспорно, что миграционные процессы, происходящие сегодня, как в России, так и во всем мире, принимают огромные масштабы. Их оптимизация требует активного межгосударственного и межведомственного взаимодействия, от результатов которого, в конечном итоге, зависят не только социальная, политическая и экономическая стабильность страны, но и судьбы людей, уровень и качество их жизни. Нерешенные проблемы миграций затрагивают интересы государства и сопряжены с угрозами национальной безопасности. Поэтому, затрагивая «больную» миграционную тему, люди хотят видеть четкую концепцию государственной миграционной политики. Пока же, к сожалению, приходится констатировать, что политика государства в этом направлении достаточно вялотекущая. Она не соответствует темпам роста проблемы и не отвечает последним мнениям общества.
Каковы же они, мнения общества? Самые противоречивые. Об аспектах сегодняшних миграционных процессов – демографических, экономических, социологических – спорят ученые, специалисты различных областей и простые граждане. Приведем их аргументы.
Зачем нам мигранты?
Нужны ли они нам? А если и необходимы, то - в таком ли количестве? Огромное количество граждан России хотели бы занять места, на которых сейчас трудятся мигранты. Ведь ни для кого не секрет, что на многих российских территориях уровень жизни чрезвычайно низок. Жители депрессивных регионов охотно работали бы в той же Москве на местах, которые сегодня занимают «гастарбайтеры». Однако существующая система регистрации вкупе с предпочтениями работодателей этому препятствуют. На чем же базируются эти предпочтения?
На том же, на чем основывается и большинство протекающих в мире процессов – на экономической выгоде. Дешевые трудовые ресурсы – это очень мощный аргумент. Рабочая сила мигрантов дешевле по сравнению с российской. Сегодня один дворник-таджик безропотно выполнит работу, с которой вчера справлялись двое. И, следует отдать должное, выполнит её хорошо.
Что плохого в том, что пришлая рабочая сила закрыла собою прорехи в обеспечении трудовыми ресурсами российских предприятий? Особо крупный вклад иностранная миграция вносит в строительство. Там, где согласно затратным нормам, может быть возведен один дом, возводится больше. Разве это плохо?
Да, это плохо, говорят оппоненты. Дешёвая работа - это некачественная работа. Использование, например, в строительстве столь низкоквалифицированных рабочих, какими являются «гастарбайтеры», чревато опасными последствиями. То, что в спешке понастроено в режиме бесконтролья и отсутствия квалификации, уже начинает рушиться. А ведь расходы на заработную плату составляют всего несколько процентов от совокупных расходов на возведение здания. Так, стоит ли рисковать? И передовые, социально ответственные предприятия уже отказываются от услуг иностранных рабочих, предпочитая российских рабочих из регионов.
Конечно, миграцию нужно рассматривать как один из важных регуляторов численности трудоспособного населения и как стимулятор здоровой конкуренции на рынке рабочей силы. Это, безусловно, так, но при условии жесткого государственного контроля над миграционными потоками и четко обозначенной концепции государства по формированию российского рынка труда. К сожалению, пока это недостижимо, и реальность расходится тем, что прописано на бумаге. Так, 24 января на сайте Минздравсоцразвития были опубликованы разъяснения к прошлогоднему постановлению правительства о разрешенной на 2011 год доле иностранных работников в розничной торговле. Эта доля, как и в предыдущие три года, составляет 0% (!). Насколько успешно, на Ваш взгляд, выполняется данное постановление? Сколько раз в неделю, в день вы видите за торговыми прилавками приезжих? Подозреваю, что это число, отличное от нуля.
Иностранные мигранты приезжают в Россию для того, чтобы обеспечивать своих родственников на родине. Эти деньги уходят из нашей страны навсегда. Россия является европейским лидером по числу иммигрантов (48% трудовых мигрантов, прибывающих на заработки в страны Европы), которые перечисляют в свои республики около 65% заработанных в России средств, что выливается приблизительно в 13 миллиардов долларов в год. Это очень ощутимая сумма, как в качестве потери для российского национального бюджета, так и в качестве допинга для экономики чужой страны. Например, Таджикистан еще в 2007 году был назван Всемирным банком государством, ВВП которого в наибольшей степени формируется за счет переводов из-за границы. Около 2 миллионов граждан Таджикистана работает сегодня в России. И при этом совершенно диссонирующим фактом звучит то, что количество безработных россиян, по данным Минздравсоцразвития, составляет 1 млн. 555 тысяч человек.
Это - одна из экономических составляющих проблемы. Но разве наша страна не есть нечто большее, чем просто экономика?
Демографический взгляд
Каковы, например, демографические стороны этого столь объемного явления – трудовая иммиграция? Известно, что демографическая ситуация в нашей стране вызывает тревогу. Не станет ли миграционное нашествие катализатором в процессе исчезания российских этносов? Ведь 120 языков в России находятся в опасности, а 15, по данным, опубликованном на сайте ЮНЕСКО, уже признаны мертвыми.
Не будет ли происходить плавное замещение культуры убывающего российского народа другой культурой? Способны ли миграционные процессы предупредить депопуляцию российского населения? И не станет ли пресловутая «свежая кровь» отравой для российского государственного организма?
Вот мнение на этот счет крупнейшего демографа, директора Института демографии Государственного университета – Высшая школа экономики, доктора экономических наук Анатолия Вишневского.
«…Сегодня в Европе нет стран, где не пойдут процессы депопуляции. Несколько лучше ситуация во Франции, хуже во многих других странах. Любой процесс чем-то завершается. Каким может быть завершение в данном случае? Хотим мы этого или не хотим, но нам по разным причинам нужны мигранты. И Россия нужна многим: люди из перенаселенного Юга стремятся на Север. На миграцию нужно смотреть открытыми глазами и понимать, что от этого никуда не деться. Нет никакого другого пути, чтобы преодолеть депопуляцию в России.
Мне, допустим, совершенно не кажется невозможным прием большого количества мигрантов и их поглощение русской культурой. Конечно, культура впитывает черты всех влияний, но все-таки сверху остаются элементы более сильной культуры. Культура просто так никуда не девается, если народы объединяются, допустим, за счет миграции. Тем более, если миграция идет не из одной страны, как, скажем, это происходит в России. Например, если в Россию приедет 100 миллионов китайцев, тогда Россия станет Китаем, особенно, если учитывать их близкое соседство. Но если это будет другая миграция, – и она будет дифференцирована и диверсифицирована, – тогда мигранты привнесут какие-то элементы своей культуры, но они лягут на канву русской культуры. И русская культура тоже обогатится какими-то элементами этих культур. В принципе, русская культура обладает очень высоким потенциалом. А как будет протекать этот процесс, в очень сильной степени зависит и от политики, и от политиков».
Пассионарных – ограничить!
Миграционное движение приносит с собою массу проблем, создающих почву для общественной напряженности. Это очевидно. Как может себя чувствовать человек, которого выживают с его места, из собственного дома? Как минимум, он испытывает постоянный стресс. Именно так, чаще всего, интерпретируются настроения общества в прессе. А относительное бездействие государства эти напряжения усугубляет.
Беспокойство высказывают не только журналисты, политики, но и ученые, которые предупреждают, что этносы с высокой, генетически заложенной долей пассионарности отличаются особо активным миграционным поведением. Они вряд ли могут быть подвергнуты эффекту «плавильной печи», где представители различных народов переплавляются в российских граждан. К сожалению, сегодня в русских городах и регионах появляются компактные национальные анклавы. Люди в таких «гетто» даже и не пытаются приспособиться к местным нравам, изучать русский язык и воспринимать русские обычаи. Специалисты считают, что ситуация обостряется, когда процент мигрантов на узком пространстве превышает 30%. При таком соотношении приезжие считают себя национальной крепостью. Назревает конфликт. Следовательно, в целях упреждения будущих проблем, следует учитывать и прогнозировать не только количественные параметры миграционных потоков, но и качественные.
Что делать?
Какой сложной ни казалась бы сегодняшняя ситуация, общими усилиями государства и общества она может и должна быть упрощена. Есть надежда, что нужные механизмы регулирования непременно будут найдены. Так, одним из решений, по мнению специалистов, должно стать создание условий для обязательной адаптации приезжающих и требование о минимальном знании иностранными трудящимися русского языка. Внести определенный порядок обещает и пока разрабатываемая законотворческая инициатива о персонификации разрешений на привлечения иностранных рабочих для фирм-заявителей. Запуск системы отбора иностранных рабочих работодателем через международные кадровые агентства тоже внёс бы свою лепту в решение вопроса - благо, подобные системы уже существуют, и современные технические средства связи позволяют ими пользоваться.
Так или иначе, Россия уже продемонстрировала странам, относительно которых она провозгласила преферентный политический интерес, что мигрантов здесь ждут, и что Россия готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Будем надеяться, что такая открытая позиция нашего государства по отношению к мигрантам будет способствовать не только преодолению трудового дефицита и росту экономики страны, но и повышению уровня жизни её граждан.
Светлана Шишлова
/p