Медицина: требуются социальные инновации и здоровый образ жизни

Медицина – сфера, для которой характерно весьма неоднозначное отношение к инновациям. С одной стороны, со времён Гиппократа, главной заповедью достойного врача является: «Не навреди», с другой стороны разработчики жалуются на проблематичность быстрого введения новых, высокоэффективных методов диагностики и лечения.

Необходимость продолжительных клинических испытаний для любого лечебного метода или препарата никто не отменял. И вполне объяснимо, что передовые методы и технологии в медицине существенно опережают клиническую практику.

МЕДИЦИНА: ТРЕБУЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ2011 год стал, в определённой мере, переломным для отечественной медицины. Впервые был перешагнут порог средней продолжительности жизни, достигнутый в советский период (1987 – 1988 г.г). В 2011 году он составил 70,3 года. Но достигнутая цифра всё же не позволяет сказать, что российская медицина сумела вернуться к уровню конца 80-х годов. Почему? В тот период значительно большую часть населения составляли люди, родившиеся в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в годы коллективизации; вынесшие на своих плечах все тяготы и лишения, на которые столь щедрым оказался XX век. Поэтому объективных причин для проблем со здоровьем у поколений, рождённых в тяжёлые годы нашей истории, было несравненно больше. Затем, с конца 80-х годов, ситуация стала существенно ухудшатся. Особенно быстрый рост смертности в России наблюдался с 1990 по 1994 годы (мужчины: от 836,8 до 1156,0, женщины: от 548,0 до 671,9 на 100 тысяч населения). Нельзя перекладывать всю вину на плечи здравоохранения. Действовал комплекс причин – в первую очередь, существенное снижение качества жизни. После 1994 г. началось снижение смертности от ССЗ . А с конца 90-х годов началось постепенное снижение смертности и от других, широко распространённых причин.

Теперь результат (заметное повышение продолжительности жизни) достигнут. Оценим его составляющие. На Всероссийском съезде врачей, министр здравоохранения В.И. Скворцова отметила: «С 2005 года, продолжительность жизни россиян увеличилась на 4 года, общая смертность снизилась на 16,1%, смертность от болезней системы кровообращения – на 17,1%, от инсультов – на 28,4%, от туберкулеза – на 36,9%, от внешних причин – на 36,8%, в т. ч. от острых отравлений алкоголем – на 60,1%, транспортных травм – на 26,3%». Позитивные результаты были достигнуты, во-многом, благодаря существенному увеличению финансового обеспечения здравоохранения (за 5 лет в 2,6 раза), позволившего частично обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить лечебно-профилактические учреждения. Только, оценивая позитивную статистику, следует отметить: уровень смертности от инсультов среди мужчин моложе 65 лет у нас почти в 20 раз выше, чем в Швейцарии, а для женщин – в 15 раз.

В.И. Скворцова привела общие цифры. Вместе с тем, она отметила «существенную диспропорцию в финансовом, кадровом, материально-техническом обеспечении организации медицинской помощи на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне».

Так обеспеченность врачами всех специальностей в Чукотском АО и в Санкт – Петербурге (76 и 74 на 10 тысяч жителей) почти в 3 раза превышает этот показатель в Курганской области (26 на 10 тысяч). В Тамбовской области и в Чечне даже «Скорая помощь» укомплектована врачами менее чем на 50%. В Ненецком АО за несколько лет не зарегистрировано ни единого случая заболевания туберкулёзом, а в Туве – более 230 случаев (на 100 тысяч жителей) . Результаты диспропорций очевидны.

В выступлении на съезде глава Правительства РФ Д. А. Медведев обратил внимание, что «ожидаемая продолжительность жизни в Санкт-Петербурге и в Белгородской области на семь лет выше, чем в Новгородской и Псковской областях, хотя они расположены абсолютно рядом, если говорить о Петербурге, Пскове и Новгороде».

Для преодоления глубоких различий между системами здравоохранения регионов Российской Федерации в 2011 году была начата качественная модернизация всей системы здравоохранения. По сути, стартовали разные по содержанию 83 региональные программы модернизации, ориентированные на потребности конкретного региона. Любая, самая совершенная программа забуксует, если не будут учтены интересы ключевой фигуры, в данном случае – врача. Замечательно, что программа модернизации предусматривает выплату подъёмных в размере 1 млн. рублей молодым специалистам, готовым работать на селе в течение, как минимум, 5 лет. Несколько лет назад была отменена отсрочка службы в армии для молодых сельских врачей. Было бы разумно восстановить и эту льготу.

Впрочем, дефицит специалистов – не всегда проблема глубинки. Весной этого года на заседании правительства В. И. Скворцова отметила, отрасли «не хватает 40 тысяч врачей и 270 тысяч медсестёр. В самом большом дефиците - анестезиологи, реаниматологи, наркологи, педиатры». Несмотря на стабильно высокий конкурс в большинство медвузов, и на тот факт, что большинство выпускников медвузов (до 75%) изначально остаются в профессии. Причина: многие студенты медвузов выбирают косметологию, стоматологию и некоторые другие врачебные специализации, где и условия работы полегче, и ответственность поменьше, и доход повыше. Если же завышенные ожидания не сбываются, то они через несколько лет уходят из профессии. «Ежегодно из отрасли уходят 90 тысяч медработников, причём из них только 15 тысяч на пенсию».

Кроме того, бумажная работа, занимает слишком большую часть рабочего времени участковых врачей. А сохраняющийся недостаток среднего и младшего медперсонала заставляет врача выполнять несвойственные функции. Сам процесс обучения врачебным специальностям нередко отстаёт от требований времени. Хотя, в процессе обучения не стоит чересчур увлекаться информационными технологиями и компьютерным моделированием. В реальной практике врач имеет дело с человеческим телом и его недугами. Вопрос обеспечения медвузов кадаврами (телами, используемыми в анатомичках медвузов) – очень плохо решается в современном медицинском образовании.

В резолюции съезда врачей есть положение о необходимости «сближения высшего медицинского образования и современных научных школ путем создания научно-образовательных кластеров на базе ведущих медицинских университетов и активного привлечения студентов к исследовательской работе». Участие в исследовательской работе повысит интерес не только к наиболее перспективным, но и к наиболее ответственным врачебным специальностям.

ЧТО ГРАЖДАНАМ ОЖИДАТЬ ОТ ГОСУДАРСТВА?

Важнейшей задачей, стоящей перед российской системой здравоохранения, является повышение доступности и качества медицинской помощи. «Следует подчеркнуть, что внедрение стандартов не означает обезличивание медицинской помощи. Развитие амбулаторного звена должно сопровождаться продуманной реорганизацией и частичным перепрофилированием коечного фонда в каждом субъекте Российской Федерации на основе тщательного анализа маршрутов движения больных, создания необходимого количества реабилитационных коек, коек по уходу и паллиативной помощи, то есть обеспечение полного цикла лечения больных – от интенсивной терапии до наиболее полного выздоровления».

Помимо программы модернизации здравоохранения на уровне регионов, важнейшими социальными инновациями в медицине являются:

  • Возвращение практики всеобщей ежегодной диспансеризации населения и повышение внимания к профилактической медицине. Профилактическая деятельность врачей первичного звена, в том числе терапевтов, педиатров, стоматологов, должна занимать не менее 30% их рабочего времени.
  • Электронная запись к врачу, которая стала внедряться в регионах в тестовом режиме с октября 2012 года. К весне этого года к системе подключено более 3 тысяч поликлиник. (Проблему дефицита специалистов электронная очередь не решает. Она уменьшает потери времени пациентов в живой очереди). Нельзя не отметить, что граждане не очень добросовестно отнеслись к нововведению, стали записываться на приём к специалисту по нескольку раз и в разные дни. В результате, с мая в Москве по электронной очереди можно записаться только один раз.
  • Внесение в правительство Стратегии лекарственного обеспечения населения, предусматривающей частичную компенсацию затрат на лекарства для детей и пенсионеров. (Это – наиболее проблемная инновация. Сейчас право на льготное обеспечение лекарствами имеют около 10% населения. И эта система даёт немало сбоев. А по новой программе число людей, имеющих право на бесплатные лекарства, возрастёт в 2,5 раза).

Названные меры не снимают с повестки дня необходимость дальнейшего повышения доли расходов на медицину в общей доле государственных расходов, и на федеральном, и на региональном уровнях. Несколько лет назад академик Евгений Иванович Чазов с горечью отмечал, что «самый высокий процент ВВП на здравоохранение был в 1964 году» . Можно сказать, что до 2020 года этот показатель перекрыт не будет.

ЧТО ЗАВИСИТ ОТ САМИХ ГРАЖДАН?

Нельзя не отметить, какие бы средства не вкладывало в медицину государство, как бы успешно не работала Вероника Скворцова и её команда, без реальных усилий самих граждан по поддержанию собственного здоровья, результаты в здравоохранении будут весьма скромными. В повестке дня - ведение здорового образа жизни, регулярное прохождение профилактических осмотров гражданами старших возрастов. К возвращению в нашу повседневную жизнь практики ежегодной диспансеризации следует относиться максимально серьёзно. Совокупное влияние только поведенческих факторов риска на развитие неинфекционных заболеваний огромно – от 61% при сосудистой патологии до 35% при новообразованиях. Уровень физической активности оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую заболеваемость.

По данным проекта MONICA, наблюдаемое в развитых странах Европы снижение смертности от ИБС примерно на 2/3 объясняется уменьшением уровня заболеваемости ИБС благодаря успешной борьбе с факторами риска (прежде всего – с курением) и только на 1/3 – улучшением выживаемости больных ИБС в связи с усовершенствованием подходов к лечению. По инсультам ситуация аналогичная.

Можно привести и конкретный российский пример, когда уровень заболеваемости зависит от поведения и конкретного выбора самих граждан. Одним из лидеров по онкозаболеваемости является Краснодарский край (2669 случаев на 100 тысяч жителей). В данном случае столь высокое число онкозаболеваний слабо связано как с состоянием медицины в регионе, так и с неблагополучной экологической ситуацией. В советский период сотрудники силовых структур и люди, работавшие в районах Крайнего Севера, при выходе на пенсию имели достаточно широкий выбор места жительства: Прибалтика, Крым и другие южные районы Украины, весь Северный Кавказ, и т. д. Теперь же наиболее привлекательный регион для военных пенсионеров и северян – Краснодарский край. Резкая смена климата в преклонном возрасте неизбежно отражается на иммунной системе организма. Результат: повышение уровня онкозаболеваний.

В заключение необходимо подчеркнуть, что система здравоохранения в каждой стране – это продукт её уникальных условий, истории, политической жизни и национального характера. И современная Россия имеет достаточно ресурсов и возможностей, чтобы выстроить такую систему здравоохранения, которой реально могли бы гордиться и специалисты, и граждане. Ведь смогли же это сделать такие государства, как Куба или Израиль.

Андрей ЛАРИН.