Мы привыкли ругать наши дороги. И поделом! Бездорожье - вечная беда необъятной России. Но какими бы не были они - наши дороги, северные поселки и производственные объекты нефтяников, газовиков и изыскателей нуждаются в постоянном жизнеобеспечении, в регулярных поставках тех или иных материальных ресурсов. И эти ресурсы поставляют им опытные транспортные операторы, не один год работающие в жестких условиях Крайнего Севера и порою - в условиях полного бездорожья.
Впрочем, бывает и так, что северные дороги – «зимники» - присутствуют на картах, в планах и отчетах ведомственных структур, но далеко не всегда они существуют в реальности. Как такое возможно?
Об этих метаморфозах нам рассказала директор норильской компании ООО «Вседорожник» Алла ШЕСТАК.
- Алла Зиновьевна, Вы работаете в очень ответственном и жестком секторе – перевозка грузов на Крайнем севере. Что для Вас самое сложное в работе?
- Вероятно, я должна бы ответить, что самое сложное – это низкие температуры, холод, снег и прочие северные «сюрпризы»? Но мы привычны к этим трудностям, вернее, не считаем их за таковые. Это просто обычные условия нашей деятельности. А самое сложное в работе – это преодоление последствий бесхозяйственности, в частности – недобрых результатов провидимых в нашем регионе тендеров на строительство и содержание «зимников». В последние годы ход данных процедур шокирует нас своим негосударственным, бесхозяйственным и лишенным всякого здравого смысла подходом.
- Поясните, пожалуйста!
- Проведение тендеров. С одной стороны, это хорошо. Ведь выбирают того, кто сделает работу дешевле, стало быть, это – экономия, польза государству. Но с другой стороны, конкретно в нашем случае, необходимость сложной предварительной аккредитации в ООО «РН-Бурение" ВСФ» сводит на нет данную умозрительную пользу, поскольку пройти эту аттестацию для нашей компании не представляется возможным. Соответственно, нет и возможности участия в проводимых тендерах.
- Почему? Вам отказывают?
- Все гораздо проще. Поданные нами документы просто теряются, бесследно исчезают.
- Разве такое возможно?
- Увы, да. Наша компания – известный, надежный и проверенный «игрок» на рынке северных перевозок. На нас можно положиться, у нас хорошая материальная база, отличная техника. И практика показывает, что мы – идеальные субподрядчики, которые «вытянут» любой заказ. И недобросовестные фирмы, подряд год за годом выигрывающие заказы на строительство «зимников», постоянно прибегают к нашим услугам.
Но получить данные заказы «лично в руки» нам не дают.
- Алла Зиновьевна, то, что Вы говорите – довольно серьезно. У Вас есть основания называть фирмы, выигрывающие государственные тендеры, недобросовестными?
- Чтобы не быть голословной, приведу пример реализации выигранного в тендере заказа компанией «ТрансЛогистикГрупп» (Красноярск), не имеющей (!) в наличии ни одной единицы грузоперевозящей техники. Для участив в тендере эта компания приложила список техники, принадлежащей нам, компании ООО «Вседорожник». А это, согласитесь, уже является явным свидетельством недобросовестности данной фирмы. При этом компания «ТрансЛогистикГрупп» предложила демпинговые, необоснованно низкие расценки для перевозки буровой (21 руб. за тонно-километр при стоимости топлива на тот момент – 32 руб. за литр). И так сжатые сроки для перевозки груза постоянно переносились по причине каких-то нерешенных тендерных вопросов. И в итоге, вместо оговоренного начала перевозки (1-го февраля) работа началась только 19-го числа.
Назвавшаяся перевозчиком организация не побеспокоилась даже о собственных работниках (нам пришлось завозить их в кабинах грузовых автомобилей, что категорически запрещается), ни о крановой технике (она сломалась после пяти загруженных автомобилей). И опять нам, уже в который раз, пришлось применять свою сноровку, чтобы выручить незадачливого тендерного «победителя». Заместитель директора ООО «Вседорожник» лично выехал вместе с караваном машин, чтобы принять участие в работах по ремонту крана, иначе нам грозил простой на неопределенное время остальных пятнадцати автомашин. Кстати, предоставленная в «Спецификации» информация о перевозимом грузе, тоже значительно отличалась от фактической. Например, вместо заявленных к перевозке 15 тонн фактически оказывалось до 32 тонн, а это было чревато не только потерей груза, поломкой автомобиля, но и могло стать причиной гибели водителя. Мы ведь возим грузы по снежно-ледовым дорогам, а это - удаленность от людских поселений, заправочных станций. Да и географически это довольно сложная местность со множеством крутых подъемов и спусков, многочисленными водными преградами, самая крупная из которых - «батюшка» Енисей.
Вот так и трудились мы в ту зиму, стараясь перевезти груз в назначенное место. Героически сражались с погодными катаклизмами и непониманием тех, кто, назвавшись перевозчиком, вместо разумных диалогов, направленных на позитивное взаимодействие, только палки в колеса вставлял.
Дальше было еще хуже: неожиданный спуск воды на ГЭС и аномальное потепление в марте 2011 года (в это время года у нас обычно стоят морозы за 30) максимально затруднили перевозку. Вода поднялась надо льдом почти на полтора метра. При этом опять - поломки крана, непродуктивные диалоги и неоплачиваемые простои техники. В конце апреля, когда уже стало очевидно, что груз вовремя доставить не представляется возможным по причинам форс-мажорным: из-за аномально теплой погоды, и, как следствие – из-за разрушения снежно-ледовых дорог и таяния льда на реках, мы приняли единственно верное в сложившихся обстоятельствах решение: собрать и сохранить весь недовезённый груз в Дудинке на охраняемой территории. В благодарность за предпринятые меры по сохранности груза, нам предъявили штрафные санкции и ожидание почти в течение всего года оплаты.
- Да, впечатляюще. Но, возможно, это единичный случай? И не стоит так акцентировать на нем внимание?
- Все много сложнее. Так, в процессе этой перевозки к нам обратилась другая фирма, выигравшая тендер на строительства «зимника» в направлении на Байкаловск - компания «СибСтройКомплекс» (Красноярск) с просьбой выделить бульдозерную технику. Мы отказали, так как прекрасно понимали, что дорогу они, не имеющие ни опыта, ни техники, построить не смогут, а только создадут видимость строительства, а нам придется ездить по «построенному зимнику» и ломать свои автомобили.
- А разве может выиграть тендер на строительство дороги фирма, не имеющая дорожно-строительной техники?
- В том-то и дело, что и может, и выигрывает! И в чём же тогда, скажите, суть проводимых конкурсов? Какой в них смысл? Напрашивается только один нелицеприятный вывод, озвучивать который мне не хотелось бы. Он очевиден. Продолжу рассказ. В последующем, под предлогом сопровождения автоколонны ООО «Интегра-Бурение» от г. Дудинка до п. базы Байкаловск это предприятие («СибСтройКомплекс») все же воспользовалось нашей бульдозерной техникой. И, что интересно, как выяснилось позже, оба предприятия: и ООО «ТрансЛогистикГрупп», и ООО «СибСтройКомплекс» - детища одного учредителя с одинаковым подходом к ведению бизнеса, при котором отсутствие профессионализма и материально-тахнической базы легко компенсируется наличием нужных связей.
И в сезон 2012 года это же предприятие, ООО «СибСтройКомплекс», каким-то волшебным образом вновь выиграло тендер по строительству зимней дороги, но теперь в направлении от р-на Талнах на Самоедовский ЛУ (лицензионный участок) Скв.1 Кыстыхстакская на расстояние 230 км. И, поскольку реальных исполнителей, кроме нас, найти сложно, мы опять согласились выступить партнерами.
Принцип работы был тот же – сплошное очковтирательство: из 230 км видимость строительства дороги была создана на участке примерно в 30-40 км при помощи двух единиц бульдозерной техники, причем сознательно был выбран отрезок пути, который не подвержен снежным заносам в силу своего географического расположения. При этом «строители» рапортовали о построенном «зимнике» на всем участке дороги, делали снимки с вертолета, демонстрируя, что по ней катаются джипы. А после этого «отчета» наше предприятие, собрав караван автомобилей, отправило его на Скв.1 «Кыстыхстакская». По пути следования выяснилось, что никакого зимника не существует вовсе, дорога даже не отвешкована, и ориентироваться приходится только на отдельные едва заметные приметы местности. В итоге путь в 230 км пришлось преодолевать в течение двух недель, буквально пробивая дорогу своими автомобилями (есть видеосъемка, снятая автомобильными видеорегистраторами), затрачивая огромное количество дорогого дизельного топлива, рискуя не только потерей груза, но и человеческими жизнями.
Тундра не прощает, наплевательского к себе отношения. Мы сигнализировали об этом вопиющем случае. Но стучались, как оказалось, в закрытые двери основного Заказчика перевозки этой буровой – ВСФ «РН-Бурение». Нас вежливо выслушивали, обещали разобраться, изменить ситуацию, но как в той басне «а воз и ныне там…». Вопрос с дорогой не решался, а мы, прикладывая героические усилия, буквально рвали свою технику и везли буровую.
К такого рода перевозкам нужно готовиться заблаговременно, а не заниматься «игрой в тендеры», в результате которых на подряд заходят организации, которые, не имея в наличии ни необходимой техники, ни опыта в строительстве зимних дорог, ни обученных для этого специалистов. В конечном итоге таких «игр» страдают, и Заказчики и непосредственные Исполнители. В выигрыше оказываются только посредники. Благодаря деятельности подобных посредников срываются многомиллионные проекты, разбазариваются огромные деньги, не доходя в должной мере до непосредственных исполнителей, до которых, в лучшем случае, доходит только малая часть выделенных средств.
Для сокращения затрат на перевозки, необходимо строить хорошие «зимники», например, такие как на Ванкорском месторождении. У нас же и условия для перевозки грузов, и климатически гораздо сложнее, но дороги при этом вовсе не строятся, а выделяемые на их строительство сотни миллионов рублей оседают в карманах таких мифических строителей.
- Будем надеяться, что подобные примеры бесхозяйственности в скором времени станут единичными, а затем исчезнут.
- Хотелось бы в это верить, Но пока примеров бесхозяйственности отдельных предприятий, зашедших для работы в нашем регионе, можно приводить множество. Так, например, ООО «Интегра-Бурение», что ведет строительство буровых на Пеляткинском ГКМ (мы с ними тоже сотрудничаем), не сумело организовать своевременный завоз материалов и оборудования в период летней навигации в пос. Тухард и затем доставку по зимним автодорогам на ПГКМ. И теперь до открытия «зимника» они завозят материалы и буровое оборудование вертолетами, что стоит совсем недешево – в среднем, один вертолетный рейс (МИ-26) с 14 тоннами груза обходится примерно в один млн. руб. (!). Для сравнения, автомобильный рейс с 14 тоннами груза составляет 50 тыс. руб. Цифры несопоставимы! И при этом «Заказчик», находя денежные средства на такие дорогостоящие авиаперевозки, с нами, автоперевозчиками, честно выполнившими свои обязательства, не может рассчитаться за работу вот уже целый год. И такие случаи - не единственные. Увы, нередко приходится взыскивать заработанное через Арбитражные суды Красноярска, Тюмени, Москвы.
Почему так происходит в наше стремительно развивающееся время? Почему в наше время повсеместных инноваций мы работаем по старинке, надеясь на «авось»? Почему предприятия, занимающихся реализацией грандиозных государственных проектов, детально и основательно не изучают местность, возможные условия оказания услуг для проекта? Почему не проверяют достоверность предоставляемых участниками тендеров сведений? Вопросов очень много.
- Алла Зиновьевна, будем надеяться, что Ваши вопросы будут услышаны. Успехов Вам и всему коллективу «Вседорожника»!
Беседовала Светлана Шишлова
ООО «Вседорожник»
Адрес: Красноярский край, Норильск,
ул. Комсомольская д. 3 кв. 108
Телефон (3919) 461697, тел./факс 462476