Одной из характерных черт современного информационного общества является возрастание использования манипулятивных технологий. Эти технологии направлены на формирование вполне определённой позиции значительной части граждан по отношению к определённой проблеме, имеющей существенное общественное значение. Очень часто, в качестве базы для использования манипулятивной технологии используются некие «исследования», выдаваемые за научные.
При этом имеет значения марка и статус научного учреждения, где работает цитируемый «исследователь» или группа «исследователей». Рассматриваемый пример идеально вписывается в эту схему. В последнее время и в Интернете, и в печатных СМИ достаточно активно цитируется некое «исследование», посвящённое количеству бактерий на денежных купюрах ряда европейских стран. Искушения упомянуть об этом факте не избежала даже столь солидное издание, как «Российская газета»1.
Итак, некий Ян Томпсон (по совпадению – однофамилец великого лорда Кельвина), являющийся профессором Оксфордского университета, смог установить, сколько бактерий обитает на 1 денежной купюре. Были обнародованы следующие результаты.
Датская крона: 40, 2 тысячи бактерий;
Шведская крона: 39, 6 тысяч бактерий;
Российский рубль: 30 тысяч бактерий;
Польский злотый: 27 тысяч бактерий;
Британский фунт стерлингов: 18,2 тысячи бактерий;
Евро: 11,6 тысяч бактерий.
При этом Томпсон отметил, что только свежеотпечатанные купюры не являются стерильными – на них, в среднем, содержится 2,4 тысячи бактерий. (Обращаю внимание: Я. Томпсон не указал, вновь отпечатанную купюру какой страны он взял в качестве эталона). Автор также отметил, что 26 тысяч микроорганизмов (!) достаточно для развития у пользователей этих купюр (т.е. у подавляющего большинства граждан) инфекционных заболеваний.
Теперь попробую проанализировать «ценность» данного «исследования», и понять, чьим интересам могут служить обнародованные результаты. Во-первых, следует понять, каковы уязвимые стороны проведённого «исследования». Вот они: не указано, купюры каких номиналов использовались в качестве «подопытных» образцов; не указана степень износа «подопытных» образцов, которая определяется, в первую очередь, продолжительностью нахождения купюры в обращении.
Анализ денежного обращения и здравый смысл подсказывают, что во всех странах наиболее активно обращаются купюры малых номиналов. Эти купюры быстрее всего изнашиваются и заменяются вновь напечатанными купюрами (по данным Центробанка РФ, средний срок службы купюры достоинством 10 рублей составляет 8 – 9 месяцев). Купюры самых высоких номиналов не только у нас, но и в большинстве стран мира, часто используются в качестве инструментов небанковского накопления. Поэтому, не трудно сделать вывод: наибольшее число бактерий, вероятней всего, находится на купюрах средних номиналов. Они редко используются в качестве инструмента накопления, не столь интенсивно изнашиваются, и не так быстро заменяются вновь отпечатанными купюрами. Поэтому, признавать полученные результаты можно только в том случае, если в качестве «подопытных» образцов использовались купюры сопоставимой покупательной способности, находящиеся в обращении сопоставимый период времени. Однако, о соблюдении этих условий во всех информациях об «исследовании» Я. Томпсона нет ни слова.
Далее, элементарный здравый смысл показывает, наибольшее количество бактерий будет на купюрах, находящихся в обращении на территориях, наиболее благоприятных для размножения бактерий – т.е. в странах с тёплым и влажным климатом. Это – государства Тропической Африки, Южной Азии, ряд государств Латинской Америки. Но банкноты этих стран объектом изучения не становились.
Перехожу к обнародованным результатам. «Максимальная загрязнённость» датской и шведской крон вызывает несомненное удивление. И Дания, и Швеция – страны Северной Европы, пусть и с достаточно влажным климатом. Не будем забывать, что датская крона находится в обращении и в Гренландии – территории холодной и крайне неблагоприятной для развития любых микроорганизмов, включая болезнетворные. Именно постановка датской и шведской крон во главу списка «загрязнённых купюр» позволяет сделать вывод о манипулятивном характере обнародованной информации.
Цель информации: повысить ценность евро, как самой «чистой» европейской купюры и поспособствовать укреплению зоны евро.
Ситуация в зоне евро сейчас весьма не проста. В ЕС входят 27 стран. Используют евро в качестве наличной валюты 17, из них - явочным порядком Черногория. Но финансовые показатели только 3 из 17 государств зоны евро (Австрия, Люксембург и Финляндия) идеально вписываются в настоящее время в параметры, установленные при введении наличного евро2. Даже локомотив европейской экономики – Германия имеет незначительные отклонения от идеальных параметров. Зато целых 6 государств зоны евро, включая третью по весу экономику зоны – Италию имеют серьёзные финансовые проблемы и вынуждены обращаться за помощью к Европейскому Центробанку. И Дания, и Швеция входят в ЕС, однако пока не собираются присоединяться к зоне евро (равно как Великобритания и Чехия). По своим финансовым показателям обе скандинавские страны полностью вписываются в идеальные параметры «пользователя» евро. Их присоединение к зоне способно не только укрепить евро, как наднациональную валюту, но и расширить число доноров для проблемных экономик зоны евро. Датская крона: 40, 2 тысячи бактерий;
При этом Томпсон отметил, что только свежеотпечатанные купюры не являются стерильными –
Теперь попробую проанализировать «
Анализ д
Далее, элементарный здравый смысл показывает, наибольшее количество бактерий будет на купюрах, находящихся в обращении на территориях, наиболее благоприятных для размножения бактерий –
Перехожу к обнародованным результатам. «
Цель информации: повысить ценность евро, как самой «
Ситуация в зоне евро сейчас весьма не проста. В ЕС входят 27 стран. Используют евро в качестве наличной валюты 17, из них - явочным порядком Черногория. Но финансовые показатели только 3 из 17 государств зоны евро (Австрия, Люксембург и Финляндия) идеально вписываются в настоящее время в параметры, установленные при введении наличного евро