В предыдущем номере мы начали серию публикаций статей известного автокритика Ярослава Левашова. Мы продолжаем это благое дело, поскольку совет профессионала в таких важных делах, как покупка автомобиля, мотоцикла или квадроцикла, всегда будет кстати.
В настоящее время рынок подержанных квадроциклов и снегоходов проходит стадию активного формирования. Подобная ситуация наблюдалась на рынке подержанных иномарок в начале 90-ых – тогда покупателю можно было продать любой блестящий хлам, да и сами владельцы не знали толком, как обслуживать незнакомую технику, убивая тем самым еще вполне приличные экземпляры. Сегодня же многие покупают квадроциклы как средства для экстремального отдыха, совершенно не соразмеряя прочность квадроцикла с его реальными возможностями. Даже 1-2 летний экземпляр, еще "новый" по сравнению с автомобильным возрастом, может быть убит до такой степени, что не нужен даром, не то, что за деньги. Поэтому, именно сейчас, краткий обзор по покупке подержанных квадроциклов и снегоходов, призван помочь Вам избежать дорогостоящих проблем после покупки.
1. Сопровождающие документы на технику, процедура оформления?
2. Как покупать технику?
3. Как продавать технику?
4. Как предварительно оценить техническое состояние техники?
1. Мотовездеходы (квадроциклы) и снегоходы относятся к категории внедорожных транспортных средств (самоходных машин, далее СМ), регистрируются в органах Гостехнадзора (далее ГТН). Зарегистрированное по установленным правилам СМ имеет следующие документы:
ПСМ – Паспорт самоходной машины (аналог ПТС у автомобиля)
Выдается Таможенными органами на СМ иностранного производства или производителем, если техника произведена в РФ. ПСМ может быть также выдан органами ГТН, если предыдущий утрачен или требовал замены.
СО - Свидетельство о регистрации самоходной машины. Свидетельство о регистрации (напоминает автомобильное) выдается при регистрации СМ. При снятии с учета СО выдается на руки разрезанным вдоль, с отметкой о снятии с учета.
Талон технического осмотра.
Один регистрационный знак квадратной формы.
Как оформляется покупка подержанной техники?
В случае, когда все из вышеперечисленных документов имеются у продавца, остается заверить продавца СМ в серьезности Ваших намерений задатком в размере 3-5 тысяч рублей. Далее продавец снимает СМ с учета, признаком снятия с учета являются отметки в ПСМ и СО, а также наличие транзитных номеров.
Оформление договора купли-продажи или справки-счет, лучше доверить специализированным на работе с подобной техникой магазинам.
В комплекте документов подтверждающих переход права собственности обязательно должны быть:
Копия лицензии/сертификата на право осуществления данного вида деятельности.
Договор купли-продажи или справка счет установленной формы (Самоходная техника, отличается от автомобильной!)
Отметка в ПСМ о внесении нового владельца.
С таким набором документов органы ГТН обязаны поставить вашу СМ на учет.
На практике встречаются случаи когда интересующая Вас техника, не была должным образом оформлена в ГТН
Как выбрать подходящий вариант?
Безусловным лидером по количеству частных и коммерческих предложений мототехники является портал AUTO.RU . Зайдите в интересующий Вас раздел (квадроциклы, снегоходы) и начинайте изучение объявлений.
Не стоит надеяться на откровенную «халяву». Внедорожная техника – недешевое удовольствие, даже самые пожилые и бюджетные модели. Если вы заметили откровенно дешевое предложение, скорее всего, здесь Вас ожидают какие-то подводные камни. Гораздо логичнее подобрать среднее по цене предложение и поторговаться с продавцом.
Сразу, уже по фотографии, можно заметить многие нюансы. Если продавец разместил в объявлении эффектное фото своего квадроцикла, буксующего по ручки в болоте или снегохода в полете с трамплина, задумайтесь о том, в каких режимах эксплуатировалась эта техника. Тоже самое, говорит и количество «наворотов» - лебедка, грязевая резина, защита и тому подобное на квадроцикле, говорят о том, что хозяин был непрочь поштурмовать сложные участки на своем транспорте. А, например, тюнинг на снегоходе, обычно появляется только в результате неудовлетворенности владельца после эксплуатации в экстремальных режимах. Все это работает отнюдь не в пользу сохранности техники.
Выбрав интересное предложение, созвонитесь с продавцом техники.
Из представленной информации Вы сможете узнать «вилку» торга, дополнительную информацию и как правило, несколько фотографий - это уже неплохая характеристика для продавца и объекта продажи.
Допустим, цена и представление о внешнем виде Вас устроили, самое время вступить в контакт с продавцом, сформулируйте для себе некий опросник, это позволит более ясно и четко излагать свои мысли и не позволит продавцу увести Вас в процессе разговора в другую сторону:
1. Где и как покупалась техника (официальный дилер или «серый» ввоз).
2. Сколько хозяев (в реальной жизни и по ПСМ). Кто реальный хозяин техники? Если по телефону отвечает «представитель» (брат, сват, сестра), постарайтесь выйти на контакт с непосредственным владельцем. В противном случае, реальная информация о предыдущей эксплуатации будет покрыта мраком.
3. Пробег, условия эксплуатации.
4. Реальный год выпуска и модельный год(Позволит Вам более точно понимать рыночную стоимость). Учтите, продавцы нередко склонны завышать год выпуска, называя год приобретения, который может отличаться на несколько лет от года выпуска!
5. Какое дополнительное оборудование установлено. Остерегайтесь техники, принимавшей участие в спортивных мероприятиях, в том числе любительских! Нередко, продавцы специально демонтируют тюнинг, но следы всегда заметны – дырки и прорези от тумблеров, обвеса, лебедки, недавно снятые наклейки мероприятий и т.п.
6. Какие повреждения (аварии) были в жизни аппарата
7. Где и кем проводилось обслуживание. С осторожностью относитесь к обслуживанию собственными силами, либо «знакомого мастера» - нередко именно такие способы экономии доводят технику до плачевного технического состояния или серьезных поломок.
8. Возможные масштабы торга
9. Причина продажи
10. Уточните возможность диагностики экспертом или на сервисной станции перед покупкой. Даже если Вы не собираетесь этого делать, ответ и настрой продавца может подсказать Вам реальное положение дел с состоянием техники.
Итак, предварительные переговоры закончены и настало время приступать к встрече к продавцом и самое волнительное, объектом продажи.
Осмотр подержанного квадроцикла.
Внешний предварительный осмотр. Обойдите квадроцикл, внимательно осматривая пластиковые детали, их сопряжения, металлические багажники, состояние покрышек, дисков, бамперов, оптики. Зазоры между рамой и пластиковыми деталями должны быть ровными и пропорциональными.
Детали из пластика, должны быть одинакового цвета и одинакового износа. Если какая-то из деталей кажется Вам более новой или вообще не от этого квадроцикла, сразу же задавайте вопрос, почему и для чего это сделано.
Колесные диски, должны быть внешне ровные, если диски имеют повреждения, заломы, вмятины, это сигнализирует о достаточно жесткой и неаккуратной эксплуатации, что повлечет в дальнейшем замену шин и дисков и скорее всего серьезного вмешательства в ходовую часть.
Шины, износ шин должен быть равномерным, сильно изношенная центральная часть покрышки свидетельствует о эксплуатации с избыточным давлением, что также может послужить причиной для скорого ремонта подвески и ходовой части.
Боковые порезы и пробоины, не являются критичным показателем, это скорее нормальная практика, в свою очередь предмет для замены или торга.
Световая техника - проверьте работоспособность внешних световых приборов, при корректной работе вопросов у Вас не возникнет. Замутненные изнутри фары свидетельствуют о том что квадроцикл знаком с серьезными водными преградами, само по себе это не страшно, но повод для более детального осмотра.
Следующий этап, ходовые испытания:
Запуск двигателя, должен произойти быстро, не более 10 секунд вращения стартером. Прогреваемый двигатель должен ровно работать на повышенных оборотах, по мере прогрева и понижения оборотов шум двигателя плавно затихает, на режиме холостого хода двигатель квадроцикла также должен работать ровно, без посторонних шумов.
Проверяем включение/выключение передач, на холостом ходу любая из передач должна четко включаться и выключаться(не забывайте нажать рабочий тормоз или не снимайте стояночный).
Момент трогания с места должен произойти плавно, без резких ударов и звуков из трансмиссии.
Движение квадроцикла должно выполнятся по заданной траектории или прямой, произвольный увод с траектории(прямой), это дополнительный повод для более детального осмотра или отказа от покупки. Прислушивайтесь к квадроциклу при движении, свист, гул, вой все должно быть в пределах разумного, если есть сомнения лучше обратиться к специалистам или отказаться от покупки.
Торможение. Первое торможение произведите плавно, чтобы исключить неприятные сюрпризы, связанные с высокой чуткостью тормозов или их отсутствием. Последующие торможения производите с разной степенью интенсивности, резко, плавно, потестируйте в различных режимах. Замедление при торможении должно происходить эффективно, без скрипа рывков и самое главное уводов в сторону.
После проведенных испытаний и с предварительным положительном впечатлении, не дайте эмоциям захлестнуть здравый смыл. Если у Вас возникли сомнения в правильной работе в каком-то из режимов, задумайтесь о помощи технически грамотного специалиста, стоимость подобных услуг варьируется от 1000 до 3000 рублей.
Не забывайте, что снегоходы и квадроциклы в нашей стране, в преобладающем своем количестве, дорогая и экстремальная игрушка, нежели предмет повседневной и аккуратной эксплуатации. И когда у владельцев доходят руки до того, чтобы завести свой аппарат и выехать на нем, нередко, выжимают из него все, что можно. Поэтому даже пробег в несколько сотен километров или возраст в несколько лет, с историей «просто стоял в гараже» на подобной технике могут вылиться в требующую серьезного и дорогостоящего ремонта, покупку, которая не принесет ожидаемой радости. Кстати, не забывайте, пробег на квадроциклах и снегоходах «сматывают» так же, как и на машинах. В том числе и электронные одометры! Нам известны десятки случаев, когда практически новая внешне техника требовала вложений в несколько тысяч долларов. Особенно это касается снегоходов, которые в силу эксплуатации в снежной среде, обычно, очень хорошо выглядят внешне (даже с очень большим пробегом), но имеют ряд потенциальных «засад», которые могут вылезти после покупки.