Развитие электронной коммерции в корпоративном секторе неразрывно связано с постоянным совершенствованием средств коммуникации и стремлением бизнеса использовать эти средства в работе. История развития электронной торговли в России началась в конце 90-х гг., когда в интернете появились «предвестники» современных площадок для электронной торговли, представляющие на тот момент простые доски объявлений. Они связывали потребителя и поставщика для последующей сделки offline.
Качественный скачок в развитии электронной коммерции в сегменте b2b в России произошел в 2001–2002 годах. В исследовании Boston Consulting Group, опубликованном в начале 2001 года, констатировалось наличие более пятидесяти российских электронных торговых площадок (ЭТП), большая часть которых была создана в металлургии и отраслях ТЭК. А уже к концу 2001 года число В2В-проектов в различных отраслях российской экономики удвоилось и перевалило за сотню.
Сдерживающими факторами в развитии систем электронной коммерции в России, в той или иной степени, являются следующие причины:
- Географическая удаленность партнеров и сложность процесса взаимодействия из-за большого количества часовых поясов.
- Относительно низкий (в сравнении с ЕС и США) уровень компьютерной грамотности населения и распространения сети Интернет (население России, вовлеченное в пользование Интернетом, в 2011 г. составило 57 млн. чел., или около 30% населения страны).
- Высокий уровень коррупции, с одной стороны, вызывающий стремления государства и многих частных компаний к повышению прозрачности закупочной деятельности (и стимулирующий развитие электронной торговли), а с другой - приводящий к многочисленным злоупотреблениям и неэффективности закупок.
- Недоверие руководителей многих российских компаний к торговле в режиме онлайн и приверженность проверенным контрагентам. Особенно заметный для сегмента B2B фактор, приводящий к тому, что многие крупные компании до сих пор проводят закупки напрямую и/или в бумажной форме.
- Стремление крупных частных компаний к созданию собственных ЭТП.
Но, несмотря на это, в настоящее время наблюдаются неуклонные тенденции развития отрасли электронной торговли, как в b2b, так и в b2g сегментах. Драйверы роста сегментов b2b и b2g отличаются по своему составу. Если в сегменте b2b преобладают закупки машин и оборудования, электроприборов, строительства и т.д., то в секторе государственных закупок - закупки медикаментов и продуктов питания.
В настоящий момент рынок электронной торговли в России характеризуется следующим.
Неэффективность существующего законодательства в области электронных закупок (94-ФЗ и отдельные положения 223-ФЗ) приводят к снижению эффективности ЭТП, работающих с подпадающими под действие данных законов компаниями, и недоверию к электронным торгам в целом. Вместе с тем, неудовлетворённость государства результативностью госзакупок приводит к дальнейшему совершенствованию законодательства в этой области. В частности, закон о создании Федеральной Контрактной Системе (ФКС), который в настоящий момент находится в стадии разработки и может вступить в силу с 2014 года, может и открыть новые возможности для ЭТП, работающих с гозакупками, и создать новые сложности.
Наряду с этим, меры по внедрению электронных средств в различных сторонах деятельности государства (создание «электронного правительства», «дорожные карты» Агентства Стратегических Инициатив по внедрению электронного документооборота и т. д.) благотворно сказываются на рынке электронной коммерции. Решение правительства о проведении продаж государственного и муниципального имущества в электронной форме также может открыть для рынка электронной коммерции новый сегмент с огромным объёмом торгов.
Необходимо отметить и то, что большинство игроков рынка электронных торгов в настоящий момент сосредоточились на подключении компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ. Тем не менее, неготовность данных компаний к переходу на электронные закупки пагубно сказывается на ЭТП, рассчитывающих работать с ними.
Отчетливо просматривается тенденция к отраслевому расширению основных ЭТП и превращение их в «торговые системы», объединяющие несколько площадок: запуск специализированной торговой системы «Фабрикант рейл», открытие торговой площадки ЕЭТП для торгов госкорпорации «Росатом», открытие «Тендер.Про» доступа к системе электронных закупок «TecLot.com» и т. д. И низка вероятность появления новых сильных игроков на рынке электронных торгов из-за квадратичной зависимости роста объемов выручки ЭТП от числа клиентов (что даёт большие преимущества для успешно действующих ЭТП по сравнению с новыми конкурентами, позднее вышедшими на рынок).
Вступление России в ВТО может открыть новые перспективы для электронной торговли за счёт притока на российский рынок иностранных поставщиков и стремления российских компаний-производителей повысить свою конкурентоспособность (в т.ч. путём снижения издержек, что возможно благодаря внедрению практики электронных закупок). Переход Украины на госзакупки в электронной форме в сочетании с отсутствием местных ЭТП также даёт значительные возможности для экспансии со стороны российских ЭТП.
Показатели деятельности отрасли с 01.09.2011 по 01.09.2012
По информации от аналитического центра «B2B-Center»
|
b2b |
b2g |
Объем торгов, трлн руб. |
2,5 |
5 |
Количество торговых процедур, тыс. |
400 |
2 100 |
Количество участников, тыс. |
450 |
1 100 |
Средняя стоимость торговой процедуры, млн руб. |
6,25 |
2,38 |
Преимущественный вид торговых процедур |
Запрос цен / запрос предложений |
Аукцион |
Вот как комментирует итоги десятилетия и перспективы отрасли председатель совета директоров ОАО «Центр развития экономики» (B2B-Center) Александр БОЙКО: «Объемы торгов и количество торговых процедур в течение ближайших лет будут расти на 25-30% в год, а значит, рост рынка электронной торговли продолжится еще в течение 7-8 лет.
Перспективным направлением развития является экспансия российской модели электронной коммерции за рубеж, в частности, на территорию СНГ (в Украину, с 1 января 2013 года переходящую на электронную форму госзакупок), также в другие страны развивающиеся страны с высокими показателями динамики ВВП.
Во многом на положение дел в отрасли окажет влияние степень регулирования государства. Последние годы его влияние положительно сказалось на отрасли: во многом именно государство способствовало популяризации электронных торгов в России. Крайне важно сохранить возможность развития за счет рыночных механизмов и открытой конкуренции. Всего 10 лет назад идея нашего бизнеса - проводить закупки в виртуальном пространстве в Интернете - была совершенно новой и необычной. Было сложно привлекать клиентов, объяснять, как наша площадка может помочь бизнесу.
За 10 лет все изменилось. Когда мы начинали, работа B2B-Center выстраивалась по схеме: «Один продукт (инструмент) – один клиент. Развитие продукта в интересах одного клиента». С 2007 года мы перешли на работу по схеме: «Один продукт – много клиентов. Доработка продукта в интересах всех клиентов». Сейчас мы на стадии «Один продукт с множеством дополнительных сервисов – много клиентов. Развитие инфраструктуры рынка».
Я считаю, что через 10 лет электронный способ станет единственным способом закупок. В приличном обществе уже будет стыдно объявить, что ваше предприятие закупается не в электронном виде».