В 2012 году отрасль электронных торгов отметила 10 лет. И ровно такой же круглый юбилей отметила компания, ступившая на новое на тот момент деловое поле электронных торгов, - В2В-Сеnter (ОАО "Центр развития экономики").
Сегодня все понимают, что электронные торговые площадки - это оперативное планирование, исчерпывающая аналитика рынка, отчетность, контроль системы закупок, высокая конкуренция, минимизация расходов и трудозатрат. И как результат – высокая эффективность предприятий, каждое из которых можно считать драйвером роста экономики страны в целом.
Мы поздравляем компанию В2В-Сеnter с Юбилеем и желаем ей дальнейшего развития и роста! Вместе с тем, хотелось бы знать, какими конкурентными преимуществами располагает площадка В2В-Сеnter? Каковы ее темпы роста и перспективы на ближайшее будущее?
Более подробно на эту тему мы беседуем с Александром Бойко, председателем совета директоров электронной торговой системы B2B-Center.
- Ваша компания отметила в этом году юбилей: B2B-Center - 10 лет. Как изменилась российская экономика за это время? Как изменился бизнес? Менталитет управленцев?
- 10 лет назад отечественная экономика была совершенно другой, другой была и модель ведения бизнеса. Управленцы зачастую мало задумывались о повышении эффективности компании, о выстраивании правильной системы закупок. Поэтому идея нашего бизнеса - проводить закупки в виртуальном пространстве в Интернете - была совершенно новой и необычной. Было сложно привлекать клиентов, приходилось доказывать, что наша площадка может помочь бизнесу. Сейчас - другие времена. Многие компании оценили преимущества электронной формы закупок.
Более того, благодаря законодательству о госзакупках и политике информационной открытости электронные торговые площадки стали частью инфраструктуры государственного заказа. Если проводить сравнение, то десять лет назад никто не знал и не понимал термин "электронные торговые площадки". Сейчас каждый деловой человек знает этот инструмент бизнеса. По сути, электронные торги - тренд, которому следуют профессиональные управленцы. К тому же электронные торги позволяют создавать информационную открытость системы закупок - это очень актуально для компаний, готовящихся к IPO.
В наши дни в компаниях много молодых управленцев с прогрессивным, западным мышлением. Фраза "высокая эффективность" для них не пустой звук, а реальная цель. Они прекрасно понимают преимущества электронной коммерции и всю важность применения высоких технологий. Это наглядно демонстрирует динамика роста подключений новых клиентов в системе B2B-Center.
- Какой станет отрасль электронных торгов, по-вашему, еще через 10 лет?
- Во многом на положение дел в отрасли окажет влияние степень регулирования государства. Последние годы его влияние положительно сказалось на отрасли.
Всего 10 лет назад идея нашего бизнеса - проводить электронные закупки - была инновационной. Когда мы начинали, работа B2B-Center выстраивалась по схеме: «Один продукт (инструмент) – один клиент. Развитие продукта в интересах одного клиента». С 2007 года мы перешли на работу по схеме: «Один продукт – много клиентов. Доработка продукта в интересах всех клиентов». Сейчас мы на стадии «Один продукт с множеством дополнительных сервисов – много клиентов. Развитие инфраструктуры рынка».
Я считаю, что через 10 лет электронные торги станут единственным способом закупок. В приличном обществе уже будет стыдно объявить, что ваше предприятие закупается не в электронном виде.
- Каковы тенденции закупочной деятельности в России в целом?
- Компании уходят от проведения непубличных закупок. Сейчас выбирают поставщиков на конкурсной основе, что повышает конкуренцию среди них и помогает экономить на закупках. Более того, приятно признавать, что многие предприятия активно используют обширный функционал электронных торгов и как инструмент закупки, и как канал сбыта. Компании устанавливают правила закупок, используют внутреннюю систему автоматизации, выстраивают систему закупок дочерних и зависимых обществ.
Российский опыт организации электронной торговли, по сути, уникален - онлайн транзакции, полный контроль процесса закупок, дополнительные сервисы по сопровождению электронных процедур.
- В чем различие между электронными торговыми площадками?
- Различия между существующими электронными торговыми площадками заключаются, в первую очередь, в спектре предлагаемых клиентам закупочных инструментов. Не будет преувеличением сказать, что линейка инструментов, предлагаемых B2B-Center, является наиболее обширной. Многие крупные предприятия выбирают и активно используют широкий функционал электронных торгов - и как инструмент закупки, и как канал сбыта. Компании устанавливают правила закупок, используют внутреннюю систему автоматизации, выстраивают систему закупок дочерних и зависимых обществ.
- Как оцениваете тенденцию крупных предприятий к созданию собственных электронных площадок? В чем отличие общих электронных торговых площадок от кэптивных?
- Корпоративные площадки, безусловно, удобны для функционирования отдельного предприятия, поскольку учитывают специфику его работы. Однако ведущие электронные торговые площадки, в том числе и B2B-Center, предлагают настолько развитую и обширную систему индивидуальных настроек режима работы клиента, что предприятие способно работать на универсальной электронной торговой площадке в соответствии со сложившимися на предприятии традициями закупочной деятельности, даже если эта площадка не является кэптивной. Функционал системы B2B-Center обеспечивает более 40 видов торгов с множеством настроек в каждом, а также целый ряд онлайн сервисов по сопровождению электронных процедур.
С точки зрения эффективности ведения закупочной деятельности, независимые электронные торговые площадки являются более предпочтительными по сравнению с кэптивными. Так, количество пользователей системы B2B-Center обеспечивает участие в каждых торгах, в среднем 5-6 участников. Более того, наряду с отраслевыми и универсальными, мы успешно развиваем корпоративные электронные торговые площадки, интегрированные в единую систему B2B-Center.
- Как оцениваете конкуренцию в отрасли? Кого считаете главными конкурентами?
- На рынке электронных торгов появилась здоровая конкуренция, чему мы очень рады, поскольку благодаря этому у нас есть возможность развиваться, искать новые решения. B2B-Center входит в число крупнейших электронных торговых площадок России, а значит, нашими конкурентами могут считаться ведущие электронные торговые площадки страны.
В целом, нам приятно осознавать, что B2B-Center сыграл немаловажную роль в становлении отрасли.
20 сентября 2012 года подведены итоги конкурса «Лидеры корпоративных закупок». Подобный конкурс проходил в России впервые. Церемония награждения прошла в отеле HILTON Leningradskaya в рамках конференции «Корпоративные закупки», которая была организована совместно компаниями MSB Events и B2B-Center. Победителями стали ОАО «Башкирэнерго», ГК «РОСВОДОКАНАЛ», холдинг «Вертолеты России», ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Группа «Мечел», ОАО «МЕТАФРАКС», АПК «Стойленская нива», ОАО АНК «Башнефть», Метинвест холдинг, ОАО «РАО Энергетические системы Востока», АО «KazTransCom».