С Владимиром Терентьевичем Слюсаренко мы познакомились в Москве, на церемонии награждения, куда он прибыл за очередной заслуженной наградой. Традиционное знакомство представителя прессы и лауреата предполагало моё предложение о публикации. Владимир Терентьевич воспринял его положительно. Я была рада. Еще бы! И тема красивая – сельское хозяйство! И новый потенциальный рекламодатель для издания!
На деле всё вышло много сложнее. Банальное слово «реклама» оказалось совершенно неуместным и никак не вязалось с тем, во что мне пришлось погрузиться. Малейшее «копательное» движение в интернете вынесло на поверхность столько невообразимых по своей совокупной нелепости фактов, что жанр данной статьи определить будет трудно. Это не реклама. Это воззвание о помощи. И очень надеюсь, что оно будет услышано теми, в чьих силах помочь. А силы эти известны. Это – государство. Именно оно, большое и сильное, и призвано навести порядок там, куда по тем или иным причинам, его государево око не доглядело.
Несколько лет назад в Краснодарском крае был отмечен особый «урожай» на публикации, связанные с попытками (удачными и не очень) рейдерского захвата плодородных земель. И, несмотря на то, что местные СМИ подняли уровень накала до критических величин, должного эффекта это не возымело. Все газетные страсти плавно сошли «на нет», как вдруг, как гром среди ясного неба с телеэкранов на нас обрушилась информация о трагедии в станице Кущевской. Откуда взялась столь беспрецедентная дерзость? Как могли местные жители, состоявшиеся и состоятельные, решиться на такое? Ответ прост: только уверенность в своей безнаказанности развязала преступникам руки.
Истоки дела В.Т. Слюсаренко (Уголовное дело № 1-124/2010) берут начало там же – в безнаказанности и вседозволенности тех, кто силой денег, как ниточками управляет местными чиновниками и представителями правосудия, способными подчас выносить решения, не вписывающиеся ни в какие юридические, гражданские и человеческие нормы.
В результате одного из таких решений, Слюсаренко Владимир Терентьевич - известный и авторитетнейший в крае человек, сумевший своим трудом создать сельхозпредприятия, обеспечивающие жителей поселка Забойский работой и постоянным доходом, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), в связи с чем ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет с применением дополнительных наказаний в виде штрафа в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей и на основании ст. 47 УК РФ. На основании ст. 73 УК РФ назначенное Слюсаренко В.Т. основное наказание (5 лет лишения свободы) было принято считать условным с испытательным сроком четыре года.
Как дело было
Владимиру Терентьевичу Слюсаренко 7 ноября 2012 года исполнилось шестьдесят пять лет. Он давно признан одним из лучших рисоводов Кубани и России, удостоен почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани», имеет многочисленные награды и поощрения. С нуля он создал три крепких сельскохозяйственных предприятия: КФХ «Слюсаренко», ООО «Фирма «Кара Кубань», ООО «Фирма «Приазовье», которые обрабатывали свыше 12 тысяч га сельхозугодий на территории Славянского района Краснодарского края. В комплексе хозяйства выращивали рис, пшеницу, овощи и бахчевые. (Сегодня одно из предприятий – «Кара Кубань» прекратило свою деятельность). Животноводство в хозяйствах тоже активно развивается, а не так давно В.Т. Слюсаренко приступил и к созданию комплекса по разведению рыбы и выращиванию молоди для пополнения семейства осетровых, рыбца и шемаи в Азовском море.
Одним словом, всё, что способна давать людям плодородная земля, она даёт, если это руки трудолюбивые. И так было всегда. Еще в 1975 году, задолго до создания фермерских хозяйств, из-за проливных дождей проходили уже все сроки посева риса, и Владимир Терентьевич предложил тогда сеять рис разбросным способом. Урожай вышел отменный. Руководство премировало тогда специалиста Слюсаренко премией в размере 100 рублей. А через три года на базе нового способа была выпущена разбросная сеялка СНЦ – 500. А позднее Владимир Терентьевич создал и новую технологию выращивания риса, при которой стал производиться ранний сброс воды с торфянистых чеков. В результате, корневая система обновлялась, что вызывало оздоровление растений, следовательно, и повышение урожайности на 3-4 ц/га. Это стало настоящим достоянием отрасли рисоводства.
Такими повседневными крестьянскими делами, возрождая землю и заботясь о людях, и были заполнены трудовые дни Владимира Слюсаренко. Хозяйства росли и крепли на радость сельским жителям и на зависть недругам, о которых В.Т. Слюсаренко тогда и не подозревал. Поэтому, не вдаваясь в юридические тонкости, а просто по причине своей отзывчивости откликнулся он на просьбу краевых властей в лице тогдашнего вице-губернатора Николая Дьяченко помочь в возрождении заброшенных полей разорившегося сельхозпредприятия «Светлый Путь», что было в соседнем Темрюкском районе. Глава района и руководство краевого Департамента сельского хозяйства на словах тоже выразили поддержку этому решению.
Владимир Терентьевич охотно взялся за дело, не дожидаясь, пока конкурсный управляющий подпишет соответствующие бумаги. Был февраль 2007 года, а работа уже пошла: завезли технику, взяли на работу и стали платить зарплату 50-ти специалистам, оставшимся не у дел после ликвидации «Светлого Пути». Заново осваивали плоскости чеков, чистили заиленные каналы, укрепляли дороги и восстанавливали водоподающие и сбросные сети. Всего работ было выполнено почти на 5 млн. рублей. Документы, регулирующие взаимоотношения земли и тех, кто ее обрабатывал, всё не подписывались, а конкурсных управляющих по непонятным причинам за полгода сменилось трое.
Затем, в июне 2007 года договор все же подписали, но вскоре новая конкурсная управляющая Е.В. Сафронова стала чинить препятствия в уборке урожая, наняв охранную фирму и не допуская комбайны до полей с созревшим урожаем. Слюсаренко поднял тогда на ноги всех, кого смог, вплоть и Полпреда Президента в ЮФО, чтобы дали убрать выращенный урожай. Помогло. Позволили. Но как в кино, невидимый недоброжелатель уже готовил удар успешному хозяйственнику за то, что тот, сам того не ведая, разрушил его грандиозные планы на обогащение.
Как можно заработать на земле? Есть только два способа. Первый - землю можно продать, купить, сдать в аренду. И второй - землю можно с любовью обрабатывать, ежегодно получая ее благодарные «дивиденды». Слюсаренко – специалист по «второму способу». А вот для специалистов по «купле-продаже» возрождение неиспользуемых и уже подготавливаемых к торгам земель было как нож к горлу. Месть не заставила себя долго ждать.
Вдруг Владимира Терентьевича стали вызывать на допросы по факту, казалось бы, вполне обыденному и никаких каверзных последствий не обещающему - по факту получения субсидии за работы, произведенные на землях разорившегося «Светлого Пути».
Субсидия – дело для любого руководителя сельхозпредприятия – вполне заурядное. Во всем мире, даже в самых развитых государствах, сельское хозяйство субсидируется. Это норма. В нашей стране государство тоже ежегодно материально поддерживает сельхозпроизводителей. И одно дело, что есть среди них такие (что греха таить?), что только на эти государственные подачки и живут, а есть и те, кто разумным хозяйствованием сами добиваются хороших доходов и расценивают данные дотации не более как приятный сюрприз, надеясь, в основном, на себя и свою крестьянскую сметку.
Владимир Терентьевич - из таких. Суммы, которые его хозяйства тратили на развитие плодородия и создание производственной инфраструктуры не сопоставимы с суммами дотаций. На одни только благотворительные цели за 2009-2010 годы Слюсаренко, его предприятия, потратили больше тридцати (!) миллионов рублей собственных средств. Перечислять весь список – довольно долго, вот только несколько пунктов отчета:
Славянская ЦРБ (ремонт админ. корпуса и хирургического отд.) - 340 000
Российский детский фонд на лечение детей - 200 000
На восстановление Ново-Иерусалимского мужского монастыря - 3 000 000
Помощь футбольной команде - 180 000
Оплата за обучение студентов - 140 000
Строительство газопровода (по письменной просьбе жителей) - 22 000 000
Семье Супруновых на оплату операции ребенку в Мюнхене - 1 500 000
Поэтому, когда Владимиру Терентьевичу «на честном глазу» сообщили, что он вор и мошенник и незаконно получил от государства субсидию в размере 2 млн. рублей, то поначалу он просто не мог поверить в реальность происходящего.
Помилуйте! Да мы в эти земли вложили в несколько раз больше! О какой незаконности может идти речь, если субсидия дается из краевого бюджета на финансирование мероприятий, обеспечивающих повышение плодородия почв. Именно так записано в соответствующих документах. Именно такие работы мы и провели! Именно такая уставная деятельность (организация и проведение сельскохозяйственных работ) и записала и в наших учредительных документах!
Но не тут-то было! Запущенная кем-то услужливая машина псевдоправосудия закрутилась. Итог - почти два года следствия, десятки допросов, обыски и килограммы бумаг «…которые свидетельствуют о наличии корыстной цели и прямом умысле на хищение чужого имущества путем мошенничества, при котором Слюсаренко В.Т. осознавал общественную опасность своих действий по незаконному получении субсидии, предвидел возможность наступления общественно опасных последствий и желал их наступления».
Владимиру Терентьевичу дали четыре года условно. У него, слава Богу, крепкая хорошая семья, любящая жена и любимая шестилетняя младшая дочь. Честно говоря, я думаю, именно это обстоятельство уберегло его тогда и бережет сегодня его силы для работы, для созидания. Именно это поддерживает его удивительную способность не только самому радоваться жизни, но и дарить это другим людям.
Недавно по краевому телевидению показали бездомную семью с четырьмя детьми, где недавно погиб отец. На семейном совете Слюсаренко тут же решили взять эту семью к себе в село. Так и сделали. Привезли, купили им за счет хозяйства квартиру, оплатили за обучение старшей дочки в техникуме. И живут теперь по соседству.
И в этом – вся суть Владимира Терентьевича. Доброта видна в нём невооруженным взглядом. Она льется наружу. Он с равной любовью рассказывает о том, как прорастает рис, как дружно разводятся рыбные мальки будущих осетров, как весело вторит ему его шестилетняя дочка.
«А я утром, - рассказывает Владимир Терентьевич, - за завтраком говорю – мне пять кусочком мяса! А дочка: «Папа, а мне – шесть!».
«Как? Вы за завтраком едите мясо?» - не удержалась я от вопроса.
«А как же! Вы что! Вы знаете, сколько километров мы за день наматываем! И на завтрак, и на обед - обязательно мясо! Иначе просто упадешь в поле и не встанешь. А на ужин – только чай с мёдом и яблоки».
Перечислить ущерб от такого «правосудия» непросто. Речь идет не только о шоке всего местного делового сообщества, всего сельского предпринимательства, и не только о реальном страхе крестьян потерять доход, работу. Ведь, в результате судебных разбирательств из трех отлично функционирующих сельхозпредприятий, учрежденных Слюсаренко, осталось только два. Фирму «Кара Кубань» вынужденно довели до банкротства.
А работа для сельского жителя – это всё. Где еще они найдут такого руководителя, который и зарплату вовремя даст, и продуктами свежими задёшево обеспечит: рыбой, мясом и овощами. Боятся люди за Владимира Терентьевича, потому что их благополучие напрямую связано с тем, что он вот есть, и все на нём держится.
Несколько тысяч подписались два года назад под обращением к Президенту РФ (на тот момент) Дмитрию Медведеву. Письмо было опубликовано в журнале «Наша Власть», на интернет-ресурсах. Тщетно. Судебная машина заведена, и остановить её некому. Владимир Терентьевич вот уже два года регулярно отмечается, как условно осужденный, и испрашивает разрешенья на каждую поездку за пределы места проживания. И это вам не шутки. Однажды его для проведения допроса группа бравых ребят в форме сняла в Белгороде с поезда, когда он ехал из Москвы в Севастополь (с письменного разрешения судьи, заметим!), и в «черном воронке» доставила на допрос. Владимир Терентьевич о том случае рассказывает так: «Я думал, что я умру. У меня же диабет, я инвалид второй группы. Ноги распухли. Ничего, обошлось».
Беда не приходит одна
Одновременно со всеми вышесказанными событиями, Владимиру Терентьевичу пришлось пережить и еще одно судебное разбирательство, больно ударившее по казне крестьянского фермерского хозяйства «Слюсаренко». Дело было так.
29 ноября 2010 года Владимиру Терентьевичу зачитали приговор и дали ему 4 года условно по нелепому обвинению, описанному выше. А чуть раньше, в августе того же года КФХ «Слюсаренко» заключило злосчастный договор с некой фирмой, именуемой «Рисенок-В» о купле-продаже риса-сырца, согласно которого «Слюсаренко» обязуется продать, а «Рисенок-В» принять и оплатить две с половиной тысячи тонн риса по цене 9 000 рублей. Общая стоимость договора составляла 22 500 000 рублей.
И ничто не предвещало осложнений, поскольку хозяйство для того рис и выращивает, чтобы его продавать.
Закавыка была только в несколько коротком сроке исполнения договора и в том, что в графе «Назначение платежа» ООО «Рисенок-В» указал следующее: «Оплата за рис-сырец по договору в качестве задатка», перечислив при этом полностью всю сумму, то есть сделал 100%-ую предоплату.
В чем различие понятий «задаток», «аванс» и «предоплата»? Юристы лучше меня ответят на этот вопрос. Обозначу лишь главное отличие. В случае неисполнения договорённостей, задаток, в отличие от аванса и предоплаты, возвращается в двойном размере. Таков закон. (И именно на этом нюансе уже построено и существует в юридической практике несколько дел, где предприимчивые дельцы легко удваивают свои денежные активы).
Именно на этом нюансе сыграл и «Рисенок», который приобретать рис, судя по всему, и не думал. Он ни разу не напомнил о заключенных договоренностях. А когда представители КФХ пытались передать ему товар, «Рисенок-В» уклонился, а затем, по истечению срока Договора, обратился в суд с требованием вернуть ему задаток в двойном размере.
Судебная тяжба была тяжела, долга и для крестьянского хозяйства безуспешна. КФХ «Слюсаренко» потерял десятки миллионов. А профессионализм и объективность суда опять была поставлена под вопрос.
Где записано, что задатком может быть 100%-ая предоплата? Само понятие «задаток» предполагает только часть от суммы Договора. Разве не так? Именно так трактует это и закон: «ЗАДАТОК - денежная сумма, которую одна из сторон передает другой в счет причитающихся по договору платежей, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения».
И почему, в таком случае, задаток не послужил в обеспечение договора и не понудил «Рисенка-В» принять рис и после обозначенной договором даты? Да потому что, судя по всему, не рис, а двойная нажива была целью данного «сотрудничества».
Тяжелое испытание выпало на заслуженного человека. Груз несправедливых обвинений не снят и сегодня. Владимир Терентьевич уже два года ходит отмечаться, как условно-осужденный. Впереди – еще два таких же года.
И главное, что беспокоит его сегодня – это стыд перед дочкой. Вырастет, и как ей объяснить, что неправда всё это. Что клеймо это – незаслуженное.
Как ни старались злопыхатели (иных уж нет, а те – далече), грязь к Владимиру Терентьевичу не пристаёт. Но сердце не железное. Давит груз и незаслуженных обвинений, и потери с таким трудом заработанных денег. Ведь это не его личные деньги, а средства предприятия. И сколько доброго можно было бы сделать на них!
Будем надеяться, что так и будет – нелепые, порочащие само понятие «Правосудие» дела будут пересмотрены, и справедливость восстановлена. Очень много людей на это надеются.
Светлана Шишлова
Краснодарский край,
Славянский район,
п. Забойский
КХФ «Слюсаренко»