Миллионы людей по всему миру ежедневно покупают и продают автомобили. Для кого-то продажа автомобиля - это бизнес. Но еще больше автолюбителей, которые продают свой автомобиль. И не просто автомобиль, а любимую игрушку, предмет самоутверждения и просто ежедневное средство передвижения. И продать всегда хочется подороже, а купить - подешевле, но при этом еще и избежать проблем.
Данная статья предназначена для того, чтобы уберечь рядового автомобилиста от основных ошибок при покупке или продаже автомобиля. Я надеюсь, что мои наблюдения будут полезны всем, кто настроен на честную сделку и значительно помешает мошенникам, жуликам, да и просто нечестным перекупщикам.
Выбираем машину для осмотра
Объявлений – сотни, тысячи! По всем не наездишься. Как выбрать достойный вариант, чтобы тратить время на поездку и его осмотр?
Прежде всего, определитесь с маркой и моделью потенциальной покупки. Безусловно, душевный порыв под девизом «нравится!» значит в приобретении очень многое. Но все-таки лучше определиться с маркой и моделью заранее. Еще лучше, если вы до просмотра вариантов уделите внимание изучению специфических слабых мест, плюсов и минусов выбранной модели (ведь у всех они разные).
Предположим, какую машину вы хотите, уже понятно. Теперь давайте определимся с бюджетом. Не стоит тратить на подержанный автомобиль все деньги, что отложены у Вас на покупку. Ведь любой автомобиль потребует после покупки планового обслуживания и устранения недостатков, а возможны и другие внеплановые траты. Конечно, в этой статье я очень постараюсь уберечь Вас от приобретения «денежного пылесоса», но незапланированные поломки случаются даже на идеальных и надежных автомобилях. Поэтому лучше сразу отнимите от имеющейся суммы как минимум 10 процентов%, а еще лучше – 15%.
Теперь я добавлю немного оптимизма: знайте, что цена машины, указанная владельцем в объявлении – это повод для торга, и порой - очень значительного. Именно поэтому, отбирая понравившиеся объявления для звонка, не стоит выбирать самые дешевые варианты. Уверяю вас, все приличные, дешево и срочно продающиеся автомобили, уже давно купили перекупщики. Соревноваться с профессиональными перекупщиками бесполезно. Практически по каждой марке и модели «работают» определенные группы людей, которые получают информацию о появлении интересных им объявлений … через несколько секунд, после их публикации в интернете. Для этого у них настроены специально созданные программы, которые постоянно отслеживают публичную базу данных и сразу после появления интересного по цене объявления, оповещают об этом перекупщиков через SMS. Поэтому самые дешевые варианты, которые Вы найдете на специализированных сайтах, представляют собой битые и неисправные автомобили.
Покупка битой машины
Нередко, в поисках автомобиля, будущий покупатель натыкается на объявления о продаже битых автомобилей. Порой кажется, что ремонт предстоит копеечный, а экономия очень существенная. Это тоже заблуждение. Покупка, восстановление и продажа битых автомобилей - это тоже серьезный бизнес. И битые машины, на которых действительно можно заработать, тоже перекупают очень быстро. В реальной продаже остаются только неадекватно оцененные битые машины, которые и продаются месяцами. Второй вариант – битые машины из США. Таких объявлений тоже полно. Как правило, продавцы обещают золотые горы и нередко - даже помощь в их восстановлении. Надо только сразу, очень быстро заплатить, так как машина еще не выкуплена на аукционе. Скажу честно, мне неизвестен ни один случай удачной покупки таким способом. Так или иначе, клиент на чём-то «обжигался» и хорошо, если после долгих мытарств с ожиданием и ремонтами оставался «при своих». Кроме того, такая машина потом навсегда имеет в своей истории «клеймо» - аварийное прошлое в истории на известных сайтах CARFAX.COM и AUTOCHECK.COM (как ими пользоваться, будет рассказано дальше). Это снижает ее ликвидность и последующую стоимость.
«Потемкинские деревни» и машины-фантомы
Объявления о продаже подержанных машин из этой серии ничем не отличимы от «настоящих», кроме того, что идут самыми первыми в списке целых автомобилей. Фотографии, описание, все как обычно. В контактных данных указаны самые обычные телефоны, городские, мобильные. Только вот дозвониться по ним не удастся: либо номер будет заблокирован, либо ответит факс и т.д. Впрочем, «хозяин» может и подойти, вот только машину посмотреть никак нельзя («перезвоните через неделю, я сейчас в отъезде и т.п.»). Это телефонные номера специально для «липовых» объявлений. Зачем нужны такие объявления? Всё очень просто. Жулики-перекупщики таким образом пытаются «развести» либо конкретного клиента, либо просто немного «подломить рынок» интересующей их модели. Наплодив фальшивых объявлений с заниженными ценами, мошенники затем используют их как аргументы для торга. Или выжидают простаков, которые приценившись на CARS.AUTO.RU перед продажей своего автомобиля, с тяжелым вздохом: «Эх, подешевела моя машина, а что делать, надо срочно продать!» размещают своё объявление с коррекцией на низкие цены. Дальше Вы уже можете догадаться - перекупщику приходит SMS cо свежей информацией и практически «халявный» вариант моментально выкупается «пауками» автоперекупа. Администрация сервера, кстати, как правило, тщательно следит за подобными случаями и удаляет «фантомы». Но в силу огромного объема информации, это далеко не всегда удается заметить сразу. Будьте бдительны!
Как «отбраковать» машины на стадии объявления
Итак, наконец-то Вами отобраны все интересные варианты. Советую распечатать их на принтере и во время звонка кратко конспектировать на каждой распечатке полученную от продавца по телефону информацию. Это поможет вам не запутаться в звонках и не задавать одни и те же вопросы продавцу (в том числе, при возможном просмотре машины). Иногда, кстати, это может выявить недобросовестного продавца. Например, продавец по телефону сказал, что машина зарегистрирована на него, а на месте, в документах, оказывается что «на друга».
Пока отбираете и распечатываете объявления, не стесняйтесь «захватить» и те автомобили, цены на которые немного превышают Ваш бюджет, но Вас заинтересовали. Практика показывает, что хорошие автомобили как раз и стоят немного дороже средней цены. Но зато и звонков таким продавцам гораздо меньше. Поэтому приглядитесь к дате публикации объявления. Объявлению, с ценой чуть выше других, всего день-два? Шансов на успех меньше. Продавец еще пребывает в самоуверенном настроении и не готов к хорошему торгу. Объявление дано неделю-две назад? Этого должно хватить, чтобы продавец стал посговорчивее. Не забывайте смотреть на дату, проставленную на фотографии машины (маленькие красные цифры в углу). Это не дата от фотоаппарата, а дата добавления фотографий на сервер CARS.AUTO.RU . Само объявление продавец может регулярно обновлять. Но фотографии, как правило, он менять ленится, и штампы выдают дату реального размещения объявления.
Обратите внимание на фото машины. Сверкает машина на фотографии или нет – это неважно. Не стоит ставить в приоритет блестящие машины, отодвигая на задний план запыленные. На деле все может оказаться наоборот. И не всем известно, что кроме самого автомобиля, на фотографиях можно увидеть еще очень много интересного. Например, время года. Это важно. Если, к примеру, машина на фоне осеннего пейзажа, а на дворе - жаркий июль. Или на фотографии вокруг машины - сугробы, а Вы уже отжарили майские шашлыки на даче? Время года на фото говорит о том, когда эту машину УЖЕ собирались продавать, и именно для этого делали для фотографии. И если хоть одно из фото сделано явно несколько месяцев назад, задумайтесь, почему эта машина до сих пор не продана? Хорошо, если в этом виновата только завышенная цена. Гораздо хуже, если у неё есть какие-то дефекты, в силу которых ее никто не хочет покупать. Так, зачем тогда и вам терять время на ее просмотр?
Кроме «времен года», о многом может рассказать и пейзаж вокруг авто. Например, скромная вывеска «автосервис» вдалеке, тоже должна заставить задуматься. Что там, кузовной цех, где ее восстановили после аварии? А может, владелец сам работает в сервисе? Если последнее, то по опыту, на нормальную цену за хорошую машину договориться не удастся. Либо машина окажется с дефектами, о которых уже знал «сервисмен», либо цена на нее будет выше реальной, так как уверенный в своей машине профессионал всегда несколько переоценивает свой автомобиль. Иногда красноречиво говорят за себя и фото салона. Например, иконостас в половину передней панели, спортивные рули/педали/сабвуферы и подсветки чаще всего красноречиво говорят о том, что автомобиль эксплуатировался очень лихо. А вот, например, фото, сделанное в подземном паркинге приличного жилого комплекса или во дворе хорошего частного дома, для машины средней (и выше) ценовой категории, напротив, является хорошим показателем.
Безусловно сделать совершенно определенные и абсолютно правильные выводы по фото невозможно, но нередко при должном внимании к фотографиям можно сэкономить время на бесполезные просмотры.
И вот, интересующие объявления отобраны и распечатаны, а вы готовы начать звонить продавцам. Многие ленятся посмотреть больше нескольких автомобилей, выбирая себе два-три варианта. И зря. Вам на этой машине не только ездить, но и обслуживать, ремонтировать ее. А потом, когда-то, еще и продавать. Сколько вы зарабатываете в день? Вряд ли 1000 долларов, я прав? А минимум тысячу-две долларов можно суммарно сэкономить, потратив несколько дней на выбор действительно достойной машины, которая потом не станет вашим денежным пылесосом, а отслужит верой и правдой, сохранив при этом хорошую остаточную ликвидность и стоимость. Хотите купить первую попавшуюся, потому, что «замучаешься их всех смотреть» – дело Ваше, деньги Ваши. Но я советую перед покупкой посмотреть не менее пяти автомобилей одной марки и модели. Только так, в сравнении, вы поймете, какой вариант действительно стоит купить.
Перед тем как набрать номер продавца, проделайте простую операцию. Введите номер телефона продавца в поисковике, например в www.google.ru . Если номер продавца, например, (916)123-45-67, попробуйте разные комбинации (1234567, 123-4567, 916-123-4567, 916-1234567). Посмотрите на результаты, которые выдаст поиск. Во-первых, там, возможно, попадется информация именно по той машине, которую вы собираетесь смотреть. Возможно с более старой датой или другой ценой – проследите историю продажи этой машины. А если таких ссылок найдется много, и Вы увидите, что этот продавец продает целый ряд автомобилей, то, скорей всего, Вы имеете дело с перекупщиком. Тогда вероятность хорошего варианта тоже снижается. А бывают и более интересные случаи. Например, вы собираетесь смотреть Фольксваген-Пассат. Вводите в поисковик номер телефона продавца, а там находите его объявление полугодовой давности: «Куплю на Пассат: фары, капот, радиаторы, аирбег и др.» или более свежее, например: «На Пассате дергает АКПП, продавать или ремонтировать?».
Совсем необязательно обладать способами дедукции и быть Шерлоком Холмсом, чтобы сделать в таких случаях нужные выводы.
Итак, мы подготовились сделать первый звонок продавцу. Подробнее об этом и дальнейших Ваших действиях – в следующем номере.
Автор Ярослав Левашов
Справка.
ЯРОСЛАВ ЛЕВАШОВ - известный эксперт и автокритик, реальный участник всех описанных им ситуаций, многие годы отдавший автобизнесу, сменивший более сотни собственных автомобилей.
Автор многочисленных публикаций в прессе, участник и ведущий многих автомобильных программ на российском телевидении и постоянный участник форумов FAQ (наиболее часто задаваемых вопросах) сервера AUTO.RU.